Почему проваливается педаль тормоза – причины и устранение неисправностей
Диагностика и ремонт
Автор Денис На чтение 10 мин Просмотров 5.4к. Опубликовано 24.07.2022
Понятое дело, что проваливается педаль тормоза по многим причинам. Когда собрать воедино весь накопленный десятилетиями опыт владельцев автомобилей, то удастся выявить их более десятка. Попробуем рассмотреть все поводы, приводящие к столь неприятному явлению, узнав предварительно краткие сведения о конструкции тормозной системы.
Как устроена тормозная система
Поскольку обычно этот узел машины гидравлический, он имеет общие проблемы, невзирая на модель вашего авто. Основная особенность системы наличие внутри замкнутого контура несжимаемой механическим путем жидкости. Конструктивно гидравлика состоит из следующих узлов:
- ГТЦ (основной цилиндр торможения);
- РТЦ (вспомогательные цилиндры);
- компенсаторный агрегат;
- магистрали.
В качестве рабочей основы используют жидкость с определенными характеристиками. После того, как водитель плавно нажимает на педаль тормоза, усилие ноги передается на ГТЦ, который сообщает его жидкости. Та, поскольку не подвержена сжатию, распространяет это усилие на РТЦ, расположенные в зоне колес. Те прижимают колодки к вращающимся деталям диска. При резком нажатии они фактически блокируют их. Когда педаль отпущена, колодки расходятся, благодаря действию возвратных механизмов. Они вытесняют жидкость обратно к ГТЦ. Таков краткий алгоритм механизма работы всей системы.
Каковы основные причины того, что педаль тормоза проваливается?
Рассмотрим наиболее характерные причины, почему возникает дефект механизма торможения:
- Утечка жидкости. В такой ситуации при нажатии ногой педали та вытесняет жидкость через имеющиеся повреждения, засасывая внутрь воздух. Тот не способен передавать РТЦ усилие, из-за чего тормоза пропадают, педаль проваливается в пол. Место протечки обнаружить не сложно — на поверхности пола в гараже появится мокрое пятно. От проблемы удается избавиться, когда произведена замена испорченного отрезка магистрали.
- Воздух внутри магистрали. При этом допустимо отсутствие повреждений, поскольку воздух медленно проникает внутрь при малом объеме жидкости в расширительном бачке. Из-за этого тот опустошается при нажатии на педаль. Требуется выполнить прокачку всей системы с доливкой недостающей жидкости.
Самые распространенные причины провалов
Чтобы определить проблему, спровоцировавшую поломку, желательно последовательно проверить характерные причины дефекта:
- Поломка ГТЦ. Это довольно часто встречающаяся неисправность. Она вполне объяснима, поскольку невозможно предотвратить естественный износ металла. Когда такая проблема уже произошла, требуется срочно заменить дефектный узел новым. Нередко автолюбители стремятся сэкономить, поэтому ищут на вторичном рынке б/у запасную часть. Здесь стоит понимать, что неисправность цилиндра чрезвычайно сложно обнаружить визуально. Требуется консультация квалифицированного мастера. Когда деталь протекает, поломка заметна сразу, но если узел сильно износился, выявить неисправность удастся после его демонтажа. Обычно о поломке цилиндра думают не сразу, а только после проверки основных причин провала педали.
- Длительное применение тормозной жидкости становится существенным поводом подозревать ее в провалах при нажатии педали. Это вещество является важнейшей составляющей системы торможения. Оно обеспечивает передачу усилия, создаваемого нажатием на педаль через главный цилиндр к рабочим цилиндрам и далее к суппортам. Оптимальный период замены жидкости — 1,5 года, поскольку максимально допустимый термин ее эксплуатации не превышает двухлетнего срока. Однако в ситуациях, когда вам приходится часто использовать свой автомобиль, особенно при поездках на дальние расстояния — практичнее выполнять замену каждые 60 тысяч наезженных километров. При игнорировании такого требования эффективность торможения постепенно снижается. Вначале оно заметно по более замедленному отклику машины на действие по нажатие педали, потом функция остановки практически целиком исчезает.
- Следующее, что требуется проверить — исправность механических элементов тормозной конструкции машины. Весьма вредная привычка неопытных автолюбителей — держать в слегка нажатом состоянии тормозную педаль при движении с горки. Это действие приводит к повреждению поверхности тормозных дисков. Они в результате изнашиваются неравномерно. Это удлиняет тормозной путь вашего автомобиля при необходимости экстренной остановки. Нарушение целостности тормозных дисков провоцируют примеси, присутствующие в специальных фрикционных пластинах колодок. Еще на них разрушительным образом действует постоянный контакт с влагой и содержащейся в ней солью. Именно из-за этого опытные специалисты, работающие на СТО, предлагают автолюбителям менять колодки каждые 60 тысяч наезженных километров либо через полтора года эксплуатации машины.
- Мало кто из водителей предполагает, что продавливание педали способен вызвать увеличенный зазор нею и усилителем. Такая проблема слишком простая, поэтому ее практически не рассматривают в качестве основной причины, но когда этот зазор значительный, водитель при нажатии педали не выполняет передачу главного усилия в направлении ГТЦ. Если недавно происходили любые вмешательства в функционирование системы торможения, требуется непременно проверить величину зазора. Решить проблему удается регулировкой, хотя все здесь зависит только от конкретной модели транспортного средства, механическая коробка на нем или автомобиль работает на автомате.
- Иногда даже после выполненной прокачки педаль продолжает проваливаться. Далеко не каждый автолюбитель осведомлен, что наличие в тормозной системе воздуха — явление ненормальное. Некоторые о прокачке вовсе забывают, иные ее выполняют ненадлежащим образом. Подобные действия вызывают впоследствии проблемы при движении транспорта. Нет значения, какие вы выполняли манипуляции с системой торможения — прокачка требуется всегда. Процедура эта несложная и не требует никаких финансовых затрат.
Почему педаль тормоза проваливается при заведенном двигателе?
Первым делом определите, насколько часто возникает подобная проблема при работающем двигателе. Когда педаль падает регулярно после заводки — причина в неисправности АБС либо ГТЦ. Но если дефект замечаете лишь периодически, а тормоза начинают отлично функционировать после повторного нажатия на педаль — виноваты суппорты. Поэтому соблюдайте такой алгоритм проверок:
- АБС. Обычно отклонения в действии этого гидроблока появляются из-за проникания внутрь насосных камер воздуха. После этого система перестает правильно функционировать во всех контурах, предлагая слишком слабую отдачу при срабатывании. Воздух способен попасть в камеры как при неправильно выполненной прокачке магистралей, так и из-за коррозии поверхности плунжерной пары. Еще бывает ситуация, когда поршни просто закисают, поэтому у них не получается срабатывать, гарантируя создание давления.
- ГТЦ. Когда тормозная педаль регулярно проваливается на заведенной машине — это, скорее всего, дефект основного цилиндра. Этот узел не относится к дешевым запасным частям, поэтому вполне резонно попробовать перед его заменой выполнить ревизию агрегата. Самая распространенная поломка — износ манжет. Если пропускает жидкость главная, которая гарантирует уплотнение в месте соединения с расширительным бачком, тогда после заводки двигателя жидкость из-за появления избыточного давления вытесняется в бачок, что приводит к проваливанию педали. Иногда из-за некачественного уплотнения она проникает также в корпус, что провоцирует аналогичную проблему.
- Осмотр суппортов. Если педаль периодически проваливается после заводки двигателя, требуется осмотреть зону суппортов, чтобы выявить наличие свободного перемещения их поршней, а также направляющих пальцев. Нельзя допускать, чтобы наблюдалось подклинивание либо любое иное отклонение. Сами поршня, как и целиком суппорты, обязаны перемещаться уверенно и плавно. К недопустимым неисправностям относят заклинивание верхней направляющей, даже когда нижняя движется без проблем. В такой ситуации при нажатии на педаль суппорт перекашивается, вызывая неравномерный прижим к диску колодок.
Почему педаль тормоза проваливается после замены колодок?
Новые накладки неспособны моментально задерживать эффективно тормозной диск аналогично изношенным изделиям. Каждой детали требуется время на притирку — от этого никуда не денешься. Это вызвано тем, что поверхность самого диска слишком далека от идеала. Необходим определенный период времени, за который на колодках появятся ответные борозды, присутствующие на плоскости диска.
Только после этого режим притирки завершится и хваткость тормозов целиком восстановится. Обычно на такое мероприятие необходим пробег примерно 300 км. С целью его сокращения после замены колодок желательно сразу снять на них фаски перед установкой. Такая процедура предотвратит контакт фрикционных поверхностей с буртиками на самом диске, неизбежно возникающими в процессе эксплуатации.
Как прокачать тормоза на автомобилях ВАЗ
Начнем рассмотрение этой темы с классических моделей. Для правильного исполнения процедуры требуется понимать, что ВАЗ имеет двухконтурные тормоза. Система как бы разделена, в ней присутствуют независимые ветки. Это организовано для гарантии работоспособности даже при разгерметизации любого контура. Однако следует также разбираться, что такое разделение происходит непосредственно в ГТЦ, поэтому при проникновении воздуха внутрь из-за малого уровня жидкости он неизбежно попадет в каждую из областей.
Для классических автомобильных моделей характерно разделение контуров на приводы колес спереди и сзади. Такую конфигурацию непременно учитывайте, приступая к прокачке тормозов. Когда воздух присутствует лишь в одном из контуров, прокачивать второй нет надобности, хотя такое мероприятие и не станет лишним. Когда все необходимые приспособления подготовлены, приступайте к основному мероприятию:
- Желательно автомобиль загнать на эстакаду либо яму — тогда будет значительно удобнее добираться к штуцерам. Непременно обезопасьте фронт работ, выполнив установку противооткатных опор или хотя бы зажав трос ручного тормоза.
- Обязательно требуется снять крышку с расширительного бачка, проверить наличие уровня жидкости, при потребности долить ее до черты, обозначающей максимум.
- Стартовать прокачку необходимо с наиболее удаленной точки от ГТЦ — это заднее колесо справа.
- На место водителя нужно поместить добровольного помощника. Вам необходимо заалеть под машину, накинуть на тормозной штуцер гаечный ключ, потом надеть сверху полиэтиленовую шлангу, свободный ее конец опустить внутрь емкости, содержащей незначительный объем тормозной жидкости. Перед началом прокачки выполните проверку штуцера (как он поддается отвинчиванию). Для этого сорвите аккуратно его с места, после чего немедленно затяните обратно. Это нужно сделать, чтобы в дальнейшем не возникали паузы из-за того, что штуцер не откручивается.
- Помощник должен несколько раз надавить на педаль, передвигая ее до упора. После каждого такого нажатия она будет все меньше проваливаться — привод будет заполняться жидкостью, а воздух начнет двигаться к механизмам. Когда закачка завершена, помощник должен зажать в нижнем положении педаль, удерживая ее там до получения вашей команды.
- Отверните на половинку оборота штуцер, убедитесь, что из него поступает в емкость жидкость. При использовании в мероприятии прозрачного шланга будет заметны воздушные пузырьки. В момент отворачивания штуцера педаль опустится целиком вниз. Помощник должен продолжать ее там удерживать. Заверните штуцер, убедитесь, что жидкость не уходит обратно в систему и дайте команду помощнику отпустить педаль.
- Желательно повторить описанную последовательность действий несколько раз, чтобы гарантированно удалить воздух из прокачиваемого контура.
- Затем переходите к заднему колесу слева. Перед его прокачкой убедитесь, что в расширительном бачке уровень жидкости достигает максимальной отметки. Затем выполняйте все действия по аналогии с ранее описанными процедурами: накачивайте педаль, удерживайте ее, отворачивайте штуцер до момента опускания педали вниз, затягивайте обратно штуцер. Все это повторите несколько раз.
Стоит подчеркнуть, что подобная схема идентична для любых автомобилей, независимо от того, Газель у вас или Гранта. Разница только в некоторых нюансах конструкции тормозных контуров.
Отдельно следует рассказать о процедуре прокачки для автомобиля Что марки «Нива», поскольку у него присутствуют определенные особенности. Хотя сама система этой модели двухконтурная, однако у нее присутствуют отличия от иных машин линейки ВАЗ. У внедорожника первый контур в себе объединяет тормозные механизмы всех колес, а ко второму прикреплены лишь передние. Чтобы магистрали оставались независимыми, присутствует блочный передний суппорт с подключенными к нему парой тормозных шлангов. Поэтому следует учитывать, что для прокачки имеется также два штуцера.
Сама процедура прокачки происходит в следующей последовательности:
- Выгонять нужно сначала воздух из правого заднего штуцера, потом из его соседа слева.
- Затем требуется прокачать полностью общий передний контур, причем также начинать с правого колеса. Внимательно следите, чтобы не перепутать нужный штуцер. В этой процедуре нужно работать с верхним элементом, который отвечает именно за общую магистраль.
- В завершении требуется прокачать передние тормоза через нижний штуцер. В этом процессе не важна последовательность действий — начинать можно с любого колеса.
Когда дефекты тормозов не постоянны, проявляются только периодически — это наиболее опасный момент, поскольку в ответственный момент автомобиль может не остановиться. Чтобы определить истинную причину проблемы — почему происходит провал тормозной педали, необходимо организовать скрупулезную диагностику всей системы, чтобы проверить, насколько работоспособны ее компоненты.
https://autodromo.ru/articles/pochemu-provalivaetsya-pedal-tormoza-prichiny-i-ustranenie-neispravnostey/