Неисправности трактора: какие бывают и как устранить
О чем речь? Неисправности трактора рано или поздно дадут о себе знать, ведь ни один механизм не вечен. Однако владельцам сельхозтехники под силу отдалить этот момент, зная слабые места конкретной модели и проводя регулярно ТО.
На что обратить внимание? Выйти из строя может любой узел, но всегда лучше хотя бы примерно представлять, что может случиться и как это исправить. Наиболее уязвимые части – двигатель, ходовая, трансмиссия, элементы управления и оборудование
В этой статье:
- Виды неисправностей трактора
- Причины неисправностей трактора
- Неисправности двигателя трактора
- Частые неисправности трансмиссии трактора
- Проблемы с ходовой частью тракторов
- Проблемы с рулевым управлением трактора
- Неисправности навесного оборудования трактора
- Профилактика возникновения неисправностей
- Сезонные проверки тракторов
Виды неисправностей трактора
Отказ представляет собой такую неисправность трактора, при которой происходит полная и частичная потеря его работоспособности. Другими словами, имеет место нарушение основных рабочих параметров, необходимых для нормального функционирования техники. При этом, детали и узлы трактора, выход из строя которых привел к его отказу, называют дефектными. Здесь следует обратить внимание на один важный момент. Отказ – это термин, который применяется для описания события, а понятие неисправность указывает на состояние узлов и запчастей трактора.
Существует два вида поломок. Первые не приводят к отказам трактора, а вторые (возможно сочетание нескольких неисправностей) – приводят к следующим событиям:
- Частичный отказ: техника не может выполнять одну или несколько функций, но продолжает выполнять другие основные задачи.
- Полный отказ: трактор не способен выполнять все основные работы.
- Ресурсные отказы: состояние техники, при котором возникает необходимость в проведении капитального ремонта.
- Не ресурсные отказы: не требуется выполнение работ, связанных с капремонтом.
С учетом возможных причин возникновения выделяют следующие виды отказа техники: приработочные, неожиданные и износные. Указанные типы поломок отличаются сутью неисправностей, методами их устранения и профилактики:
- Приработочные отказы имеют место в процессе обкатки (начальной эксплуатации трактора). Такие случаи происходят в результате наличия дефектов деталей, неправильной сборки узлов или нарушения технологий производства. Приработочный отказ агрегатов, чаще всего, проявляется, если реальные нагрузки на его элементы превышают расчетные показатели.
- Неожиданные отказы происходят в результате внезапных нагрузок, которые выше допустимых значений. Суть такой поломки заключается в качественных изменениях изделия в результате количественного скачка определенного показателя, что приводит к потере характеристик, которые важны для нормальной работы. Другими словами, речь идет о внезапных поломках трактора. Приработочные и неожиданные отказы считаются случайными.
- Износные отказы, в основном, являются следствием длительной работы узлов и агрегатов трактора. Их вероятность увеличивается на фоне несоблюдения эксплуатационных требований. Суть износного отказа заключается в относительно медленном изменении количественных показателей определенного параметра изделия до тех пор, пока он не выходит за рамки, указанные в технических условиях.
Причины неисправностей трактора
Механизаторы со стажем знают, что существует множество причин неисправностей техники.
При этом, все они могут быть разделены на три основные группы:
- нарушение эксплуатационных требований. В эту же группу стоит отнести и использование технических жидкостей (дизель, масло, антифриз и т.д.), которые не рекомендованы производителем трактора;
- износ и потеря работоспособности частей и компонентов трактора под влиянием времени;
- нарушение периодичности выполнения регламентных работ и техобслуживания.
Необходимо сделать все возможное, чтобы устранить действие данных факторов на процесс эксплуатации техники. В этом случае ремонт и новые запасные части не понадобятся в течение длительного времени.
Можно выделить ряд запчастей и расходников, которые приходится менять чаще всего:
- Из-за проблем с генераторами нередко механики заказывают диодные мосты, щетки, контактные пары. Сюда же следует отнести потребность в блоках предохранителей, выключателях массы и высоковольтных проводах.
- Часто для замены требуются детали трансмиссии и рулевого управления: диски и корзины сцепления, валы отбора мощности, рулевые наконечники, тяги, кулисы, промежуточные опоры и другие запчасти. Они выходят из строя из-за того, что в работе тракторов преобладают тяговые и ударные нагрузки.
- Иногда подлежат замене глушители, насосы подкачки, некоторые датчики и выключатели.
- Среди расходных материалов лидируют свечи накаливания, тормозные колодки, фильтры, патрубки, провода АКБ.
Неисправности двигателя трактора
Современные моторы, которыми комплектуется иностранная техника, могут диагностироваться специальным компьютерным оборудованием, которое демонстрирует код неисправности трактора. Для отечественной техники чаще применяются другие методы диагностики.
Так как в большинстве случаев на сельхозтехнику устанавливают дизельные моторы, то рассмотрим наиболее частые поломки силовых агрегатов и устранение неисправностей мотора трактора.
Дизель не запускается | |
Воздух в топливной системе | Прокачайте систему насосом ручной прокачки. При необходимости устраните подсос воздуха |
Неисправность ТНВД | Снимите ТНВД и отправьте в мастерскую для ремонта |
Дизельный мотор не развивает мощности | |
Недостаточное поступление топлива из-за разрегулированности тяг управления топливным насосом | Отрегулируйте тяги управления |
Забит рабочий элемент фильтра тонкой очистки топлива | Замените фильтрующий элемент |
Неисправны форсунки | Провести диагностику форсунок. Неисправные нужно демонтировать, промыть и отрегулировать |
Неправильный угол опережения впрыска топлива | Установите рекомендуемый угол опережения впрыска |
Засорен воздухоочиститель дизеля | Проведите ТО воздухоочистителя |
Дизель неустойчиво работает на холостом ходу. Из выпускной трубы идет выхлоп черного цвета | |
Попадание воздуха в топливную систему | Удалите воздух из топливной системы |
Не отрегулирована пружина холостого хода в ТНВД | Отрегулируйте пружину холостого хода (для дизелей с топливным насосом 4УТНМ или 4УТНИ) |
Неправильно работает ТНВД насос | Снимите ТНВД и отправьте в мастерскую |
Дизель дымит на всех оборотах 1). Из выпускной трубы идет черный выхлоп | |
Забит фильтр воздуха | Проведите ТО системы подачи воздуха |
Зависла игла распылителя форсунки | Выявите неисправную форсунку, промойте или замените распылитель, при необходимости отрегулируйте форсунку |
Плохое качество топлива | Необходимо заменить дизтопливо |
Неисправен ТНВД | Снимите ТНВД и отправьте в мастерскую для ремонта |
2) Из выпускной трубы идет выхлоп белого цвета | |
Не прогрет мотор | Прогрейте мотор и поддерживайте рабочую температуру в пределах 75. 95 °С |
Не отрегулированы зазоры между клапанами и коромыслами | Отрегулируйте зазоры |
В солярке присутствует вода | Замените дизтопливо |
Неправильная регулировка угла опережения впрыска дизтоплива | Выполнить регулировку угла опережения впрыска топлива |
3) Синий дым из выхлопной трубы | |
Масло в камере сгорания из-за изношенных деталей гильзопоршневой группы | Поменяйте изношенные запчасти гильзопоршневой группы |
Избыточное количество масла в картере дизельного двигателя | Слейте излишки масла до верхней метки на щупе |
Мотор перегревается | |
В радиаторе охлаждающая жидкость закипает | Ликвидируйте утечки охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уберите загрязнения и завихрения в радиаторе, при нужде удалите накипь из системы охлаждения, сбалансируйте натяжение ремня вентилятора. |
Форсунка некачественно распыляют топливо | Определите, очистите и сделайте регулировку неисправных форсунок |
Давление масла ниже допустимого уровня при прогретом моторе | |
Неисправность указателя или датчик давления | Заменить неисправную деталь |
Неисправен масляный насос | Отремонтировать или заменить насос |
В картере уровень масла ниже нормы | Долить масло до верхней метки щупа |
Завис сливной клапан центробежного масляного фильтра | Произвести очистку и настройку |
Чрезмерный износ цапф подшипников коленчатого вала | Необходим ремонт двигателя |
Частые неисправности трансмиссии трактора
Виды поломок и способы устранения неисправностей сцепления трактора:
- Пропал свободный ход педали. Здесь нужна регулировка сцепления.
- Износились накладки ведомых дисков. Необходимо провести замену фрикционных накладок ведущих дисков или заменить комплект в сборе.
- На накладки ведомых дисков попало масло. Следует устранить причины проникновения смазки в сухой отсек сцепления, провести промывку узла или, при необходимости, заменить весь комплект.
- Усадка или дефект выжимных пружин. Следует заменить дефектные пружины.
- Корзина сцепления (нажимной диск) покрылась коррозией. Необходимо выполнить токарную проточку диска и заменить его на новый.
- В сухой отсек сцепления попадает масло в результате дефекта манжеты, которая уплотняет коленвал. Изношенная деталь подлежит замене.
- Манжета кронштейна отводки в результате перегрева потеряла свою эластичность. Произвести замену манжету.
Неисправности, которые приводят к неполному выключению сцепления:
- Увеличенный свободный ход педали. Необходимо произвести регулировку сцепления.
- Промежуточный диск не возвращается в среднее положение при выключенном сцеплении. Следует выполнить регулировку механизма отвода.
- Искривление ведомых дисков. Произвести выправку ведомых дисков и, при необходимости, выполнить их замену.
- Малый ход педали до упора в защелку. Произвести регулировку тяги педали, соединяющей ее валиком блокировки. Рабочий ход должен составлять от 14 до 16 см.
Основные неисправности КПП, редукторов и приводов переднего ведущего моста трактора:
- Регулировка тяги тормозного механизма нарушена. Скорректировать длину тяги.
- Повышенный износ фрикционной накладки тормозка сцепления. Замена изношенной детали.
- Валы и зубья шестерен имеют износ и забоины. Произвести зачистку забоин на шлицах или заменить изношенные шестерни.
- Корпус трансмиссии содержит недостаточное количество масла. Долить масло до уровня «П» на стекле масломерного окна.
- Перепускной клапан заклинил. Промыть, а в случае необходимости выполнить регулировку.
- Сетчатый фильтр гидросистемы КПП загрязнен. Произвести мойку фильтра.
- Перепускной клапан заклинил. Демонтировать и промыть клапан.
- Привод насоса работает от ходовой части. Выполнить переключение насоса к приводу от мотора.
- Подшипники смазаны солидолом или содержащими его материалами. Произвести замену деталей. При осуществлении смазки карданных шарниров нужно использовать только те материалы, которые указаны в таблице смазок.
- Отсутствие смазки, появление загрязнений из-за поврежденных и изношенных сальников. Очистить и промыть смазочные каналы крестовины. Заменить изношенные и поврежденные детали.
- Элементы муфты свободного хода имеют сильный износ. Произвести замену муфты.
- Заклинивающие пазы внешней обоймы муфты свободного хода загрязнены окислениями и продуктами износа. Произвести демонтаж муфты и промыть ее детали.
- Пружины поджимного механизма роликов деформированы. Произвести их замену.
- Предохранительная муфта не обеспечивает передачу крутящего момента. Произвести регулировку муфты.
- Фрикционные накладки дисков муфты изношены. Выполнить замену.
Проблемы с ходовой частью тракторов
Возможные неисправности ходовой части трактора | Причина | Методы решения |
Тракторы с колесным приводом | ||
Неустойчивость при движении по прямой | Увеличенный зазор в конических подшипниках колес передней оси | Произвести регулировку зазоров |
Шины на передних колесах быстро изнашиваются и разрушаются | Давление воздуха в шинах колес не соответствует рекомендуемым нормам Настройка схождения колес нарушена Передний мост всегда включен |
Контролировать рекомендуемое давление воздуха в шинах колес роизвести регулировку схождения передних колес Отключить передний мост |
Шины задних колес быстро изнашиваются | Давление в шинах не соответствует рекомендуемым значениям. Шины перегружены. Колеса пробуксовывают. Шины задних колес установлены неправильно (стрелка на покрышках не соответствует направлению движения) |
Контролировать рекомендуемое давление воздуха в шинах колес. Избегайте перегрузки шин. Предотвращайте пробуксовку колес. Корректно установите задние колеса в соответствии с направлением вращения |
В случаях, когда задние колеса пробуксовывают, передний ведущий мост универсально-пропашного трактора не активируется автоматически при движении вперед | Пазы наружной обоймы муфты свободного хода заедают из-за загрязнений Тяга раздаточной коробки требует регулировки Предохранительная муфта не передает вращающий момент |
Выполнить демонтаж муфты и провести очистку деталей Произвести регулировку тяги Настроить муфту, затянув гайку с необходимым усилием, чтобы достичь передачи момента, равного 70 Н м |
При движении по прямой трактор смещается в сторону | Рычаги управления не имеют свободного хода Разное натяжение правой и левой гусениц Гусеницы имеют разный уровень износа Накладки лент тормозов солнечной шестерни покрыты смазкой Накладки лент тормоза солнечной шестерни износились |
Произвести регулировку свободного хода рычагов управления Обеспечить равномерное натяжение гусениц Изменить порядок установки гусениц Очистить накладки лент с помощью керосина. Предотвратить попадание масла на поверхность накладок лент Заменить изношенные накладки лент. Обеспечить полное прилегание накладок лент к шкиву |
Происходит вытекание масла из катков, роликов и колес | Крепление корпуса уплотнения ослаблено Резиновый пыльник поврежден Рабочие поверхности уплотнительных колец изношены |
Подтянуть крепление корпуса уплотнения Заменить пыльник Очистить поверхность колец или, в случае серьезного износа, заменить их |
Проблемы с рулевым управлением трактора
Основные неисправности рулевого управления трактора и методы их ремонта
Неисправности рулевого управления трактора | Причины возникновения | Методы ремонта |
Рывки при вращении рулевого колеса. Повышенное сопротивление рулевого колеса (для управления нужно прилагать больше усилий). | Дефект подшипников червяка, деформация рулевых тяг | Замена дефектных запчастей |
Увеличенное сопротивление в паре червяк-сектор | Произвести регулировку зацепления | |
Недостаточное усилие затяжки гайки червяка | Подтянуть гайку и отпустить на 1/6 оборота. Установить шплинт | |
Явно проявляется неустойчивость колес передней оси при движении | Увеличенный люфт конических подшипников колес передней оси или шарниров рулевых тяг | Произвести регулировку затяжки ступичных подшипников (фланцев) колес передней оси. Подтянуть гайки шаровых пальцев рулевых тяг |
Плохо затянуты гайки крепления рулевой сошки, сектора или поворотных рычагов | Затянуть указанные гайки | |
Повышенный свободный ход рулевого колеса | Слишком большой люфт соединений рулевой трапеции | Устранить люфт соединений рулевой трапеции. Проверить затяжку гаек рулевой сошки и поворотных рычагов |
В следующей таблице приведены возможные неисправности рулевого управления тракторов, оборудованных гидроусилителем и методы их устранения:
Неисправности | Причины | Методы устранения |
Повышенное сопротивление рулевого колеса при повороте | Недостаточный уровень жидкости ГУР | Проверить уровень масла и при необходимости долить |
Присутствует утечка жидкости ГУР, неправильная настройка клапанов насоса-дозатора (МТЗ-100 и МТЗ-102) | Произвести замену насоса-дозатора или блока клапанов | |
В системе присутствует воздух | Диагностика герметичности системы с последующим устранением неисправности всасывающей магистрали | |
Слишком большой свободный ход рулевого колеса (МТЗ-100 и МТЗ-102) | Завоздушена магистраль цилиндров механизма поворота, вспенивание жидкости в гидравлической системе | Диагностика герметичности всасывающих магистралей и состояния манжет насосов ГУР с последующим устранением подсоса. Прокачка системы ГУР. |
Неисправности навесного оборудования трактора
Возможные неисправности рабочего оборудования тракторачаще всего связаны с гидравликой. Чтобы эта система работала эффективно, прежде всего, следует следить за чистотой технической жидкости в ней и предотвратить подсоса воздуха.
Рассмотрим основные неисправности, которые возникают при использовании навесного оборудования трактора:
Вид неисправности | Причина появления | Метод устранения |
Рабочее оборудование трактора не поднимается совсем или это происходит слишком медленно | Недостаточный уровень жидкости в масляном баке Завис перепускной клапан распределителя Забилось проходное отверстие запорного устройства маслопроводов |
Долить в масляный бак жидкость, предусмотренную производителем трактора до требуемого уровня Промыть все подвижные элементы перепускного клапана Зажать накидные гайки запорных устройств |
Рабочее устройство не фиксируется в поднятом положении | Завоздушена гидравлическая система В районе уплотнительных колец поршня присутствует протекание масла |
Выявить и устранить подсос воздуха Сделать диагностику состояния уплотнительного кольца и при выявлении дефектов заменить его |
Рабочее орудие быстро опускается в положение «Плавающее» | Неправильно установлен или отсутствует замедлительный клапан | Выполнить монтаж штуцера с замедлительным клапаном в отверстие крышки цилиндра, который соединен с полостью подъема |
Через сапун масляного бака происходит выброс рабочей жидкости и пены | Система завоздушена |
Слишком высокий уровень рабочей жидкости в масляном баке
Дефект манжеты вала гидравлического насоса. Воздух в систему попадает через картер двигателя
Читайте также!
Профилактика возникновения неисправностей
Техническое обслуживание (ТО) трактора включает совокупность мероприятий, направленных на предотвращение преждевременного износа, профилактику неисправностей и поломок. Этот комплекс включает в себя диагностику, очистку, смазку, заправку, регулировку соединений и механизмов.
В рамках процедуры ТО осуществляется процесс обкатки, проводятся мероприятия по поддержанию работоспособности агрегатов, выполняются ремонтные работы, необходимые настройки, обеспечивается транспортировка к месту хранения и консервация.
Ремонт техники выполняется с целью восполнения ресурса и устранения возможных неисправностей трактора для восстановления его функционального состояние, которое поддерживается средствами техобслуживания.
Процесс хранения техники включает в себя организационные и технические мероприятия, которые направлены на обеспечение условий, исключающих коррозионные повреждения, предотвращающих преждевременные поломки и нарушение целостности узлов и агрегатов.
Транспортирование трактора — это его перемещение, не связанное с выполнением основных работ.
Комплекс мероприятий по ТО – периодическое обслуживание техники, которое проводится с привязкой к длительности и цикличности эксплуатации транспортного средства. Предусмотрена особая классификация процедур, которые разделены на отдельные категории, охватывающие весь срок службы трактора.
Комплекс указанных мероприятий включает:
- Первичное ТО нового трактора или техники после проведения капитального ремонта, направленное на подготовку к процессу обкатки.
- Обслуживание техники в ходе обкатки.
- ТО после обкатки.
- Процедура ежесменного технического обслуживания (ЕТО).
- Первое техническое обслуживания (ТО-1) новой техники после 60 моточасов работы.
- Второе техобслуживание (ТО-2), проводимое после 240 моточасов работы.
- Третья процедура техобслуживания (ТО-3), выполняемая после 960 моточасов.
- Сезонное техобслуживание перед весенне-летним сезоном (СТО-ВЛ).
- Сезонное ТО перед осенне-зимним периодом (СТО-ОЗ).
- Техобслуживание для тракторов, работающих в особых эксплуатационных условиях.
По всем видам техобслуживания существует отдельный перечень с последовательностью и периодичностью мероприятий.
К примеру, регулярные процедуры техобслуживания для дизельно-электрического трактора ДЭТ-250:
- ТО-1 — после каждых 100 моточасов работы дизеля.
- ТО-2 — после 500 моточасов работы.
- ТО-3 — через каждые 1000 моточасов.
Отклонение от установленной последовательности или пропуск отдельных процедур может привести к возникновению сбоев в работе трактора в ходе его эксплуатации. Без выполнения соответствующих мероприятий ТО техника не может быть допущена к работе, независимо от ее состояния.
Контроль техобслуживания проводится путем ведения учетной документация по всему тракторному парку и отдельным единицам техники. В таких документах отражается факт осуществления каждого техобслуживания, совокупные расходы, трудозатраты и список выполненных мероприятий.
Комплекс учетных форм включает:
- годового план ТО и ремонтных работ;
- график проведения техобслуживания и ремонта;
- журнала эксплуатации техники;
- техпаспорта машин;
- акты выполненных работ;
- учетные книги по расходам.
Для учета можно использовать систему, основанную на количестве отработанных моточасов или объемах использованного топлива. Более распространенный метод базируется на контроле объема топливных материалов в килограммах. Для этой цели используются заправочные квитанции или маркеры, которые указывают необходимое количество топлива для заправки трактора. Маркер выдается трактористу после прохождения ТО. Когда лимит топлива будет исчерпан, после согласования с главным инженером трактор направляется на следующую процедуру техобслуживания с участием бригадира, механика или мастера-наладчика.
После завершения процедуры технического обслуживания составляется отчет о проведенных мероприятиях. На основании этого документа бухгалтерией производится начисление заработной платы обслуживающему персоналу, а также производится списание использованных запасных частей и расходных материалов.
Кроме общих обязательных мероприятий по ТО определяется перечень процедур, предусмотренных нормативами, утвержденными по каждому типу машин.
Сезонные проверки тракторов
Характер технического обслуживания тракторов определяется эксплуатационными условиями, в том числе и особенностями климата в конкретном регионе.
Перед осенне-зимним сезоном необходимо уделить внимание следующим вопросам:
- Наличие в системе охлаждения соответствующего антифриза, которые имеет требуемую устойчивость к замерзанию.
- Исправность автономного отопителя и наличие утеплительных кожухов.
- Замена масла с использованием, предусмотренных производителем материалов для работы в зимнее время.
- Отключение радиатора смазочного узла дизельного мотора.
- Регулировочный винт сезонного контроллера трактора должен быть установлен в положение «З» (зима).
- При техническом обслуживании трактора перед зимой следует увеличить показатель плотности электролита в АКБ до нормативных показателей.
- Проверить работоспособность устройств, облегчающих старт двигателя.
- Диагностика герметичность системы охлаждения, целостности изоляции, замер тока, поступающего от генератора, проверка обогрева кабины и правильности срабатывания предохранителей.
Перед весенне-летним сезоном также предусмотрено регламентное техобслуживание трактора.
В этом случае проводят следующие мероприятия:
- Снятие утеплительных кожухов.
- Активация радиатора смазочного узла дизельного мотора.
- Отключение автономной печки от системы охлаждения.
- Установка регулировочного винта релейного типа в летнее положение(«Л»).
- Плотность электролита в АКБ довести до летней нормы.
- Очистка узла охлаждения от накипи (при необходимости).
- Заправка трактора летними видами дизтоплива.
Техническое обслуживание трактора в этот период включает диагностику системы охлаждения. Необходимо проверить пропускную способность радиатора. Кроме того, в ходе ТО проводят и диагностику неисправностей ходовой части трактора.
Важно проверить наличие смазки на деталях, которые в ходе работы трактора испытывают воздействие сил трения, целостность проводки и исправность электрооборудования. Нужно замерить ток срабатывания реле регулятора. Отметим, что для техники, эксплуатируемой в южных климатических зонах, сезонное ТО не является обязательным.
Грамотное техобслуживание тракторов и других сельскохозяйственных машин позволяет поддерживать исправность техники в течение длительного времени, а также увеличивает ее надежность и эффективность ее работы при экономичном расходе топлива.
https://mtraktor.ru/blog/traktor/neispravnosti-traktora