Неисправности тормозной системы ГАЗ-3309 и способы устранения
Тормозная система — одна из важнейших систем автомобиля, отвечающая за безопасность водителя и пассажиров. Особенно внимательно нужно относиться к неисправностям тормозов на таких распространенных в России грузовых автомобилях, как ГАЗ-3309.
ГАЗ-3309 оборудован гидравлическим приводом тормозов с вакуумным усилителем. Типичными неисправностями тормозов на этой модели являются:
Нарушение герметичности тормозной системы
Причинами утечки тормозной жидкости могут быть износ уплотнительных элементов, трещины в трубопроводах или их внезапное разрушение. При появлении утечки резко снижается эффективность торможения, так как гидравлический привод не может создать необходимое давление в системе.
Для устранения неисправности нужно найти и устранить причину утечки, а затем прокачать тормозную систему для удаления воздуха. Если дефект значительный, придется заменить поврежденные детали.
Заедание тормозных колодок
Причины заедания колодок — загрязнение и коррозия направляющих пальцев, износ или деформация рабочих поверхностей колодок и дисков. Заедание проявляется в виде рывков и вибрации при торможении.
Для решения проблемы требуется демонтировать тормозной механизм, очистить и смазать направляющие пальцы, проверить состояние колодок и дисков. При износе или выработке предела — заменить. После сборки обязательно прокачать систему.
Нарушение регулировки привода тормоза
Неправильная регулировка привода тормозного механизма ведет к неравномерному износу накладок колодок и дисков. Это ухудшает эффективность торможения и может вызвать занос автомобиля.
Для регулировки привода нужно отрегулировать механизм автоматической компенсации износа накладок, обеспечив плавный ход штоков колесных цилиндров. При значительном биении дисков требуется их замена.
Неисправности усилителя тормозов
Усилитель тормозов ГАЗ-3309 работает от разряжения в вакуумном ресивере. Нарушение герметичности ресивера, повреждение вакуумных шлангов или регулятора разрежения приводят к отказу усилителя.
Для восстановления работы усилителя требуется найти и устранить причину разгерметизации, отремонтировать или заменить поврежденные детали, отрегулировать разрежение в пределах 0,65-0,85 бар по показаниям манометра.
Загрязнение деталей привода
Пыль и грязь, попадающие в детали тормозного привода, могут стать причиной их преждевременного износа и выхода из строя. Особенно опасны утечки тормозной жидкости, приводящие к отложениям и коррозии деталей.
Для предотвращения проблем рекомендуется регулярно менять тормозную жидкость и проверять состояние защитных чехлов и пыльников. При замене изношенных деталей важно тщательно очистить агрегаты привода от загрязнений.
Подводя итог, отметим, что регулярное техобслуживание и своевременный ремонт позволяют предотвратить многие неисправности тормозной системы ГАЗ-3309 и обеспечить безопасность эксплуатации этого популярного отечественного автомобиля.
Особенности тормозной системы дизельной модификации ГАЗ-3309
Наряду с бензиновыми двигателями на ГАЗ-3309 устанавливали и дизели Д-245 и Д-245.9. Тормозные системы дизельных модификаций имеют ряд конструктивных отличий.
Во-первых, из-за большего веса дизеля пришлось усилить раму и рессоры, а также увеличить диаметр тормозных дисков. Во-вторых, были изменены настройки регулятора давления и размеры главного тормозного цилиндра.
Эти меры позволили сохранить эффективность торможения дизельных автомобилей. Однако при ремонте и обслуживании тормозов важно учитывать конструктивные особенности именно дизельной модификации.
Устройство гидровакуумного усилителя тормозов
Гидровакуумный усилитель, используемый на ГАЗ-3309, состоит из вакуумного ресивера, регулятора разрежения, вакуумного и гидравлического цилиндров с поршнями, соединенными общим штоком.
При нажатии на педаль тормоза разрежение через вакуумный цилиндр создает дополнительное усилие, передаваемое на шток гидроцилиндра. Это приводит к увеличению давления в тормозной системе и эффективности торможения.
Неисправности усилителя снижают комфортность вождения и могут сделать торможение опасным. Поэтому важно регулярно проверять его работу и оперативно устранять возникающие дефекты.
Диагностика АБС тормозной системы
На поздних выпусках ГАЗ-3309 стали устанавливать антиблокировочную систему тормозов (АБС). Она предотвращает блокировку колес при резком торможении.
Для диагностики АБС используется специальный сканер, подключаемый к диагностическому разъему. С его помощью проверяется работа датчиков частоты вращения колес, блока управления, модуляторов давления.
При возникновении ошибок сканер помогает быстро локализовать неисправность системы АБС. Это повышает безопасность эксплуатации автомобиля.
Тормозные системы ГАЗ-3309 Евро-3
На автомобилях ГАЗ-3309, выпущенных в 2000-е годы для соответствия экологическому стандарту Евро-3, применялись дисковые тормоза на всех колесах вместо барабанных тормозов задних колес.
Это потребовало переработки всей тормозной системы — усиления главного тормозного цилиндра, изменения размеров дисков, установки поршневых скоб вместо колесных цилиндров.
Благодаря этим изменениям улучшились тормозные характеристики автомобиля и снизился износ тормозных механизмов. Однако при ТО и ремонте нужно учитывать особенности «евротрех» ГАЗ-3309.
Типичные ошибки при ремонте тормозов
Неквалифицированный ремонт тормозной системы ГАЗ-3309 может привести к опасным последствиям. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки.
Использование неоригинальных запчастей, не соответствующих техническим требованиям, часто становится причиной отказов тормозной системы. Неправильная последовательность сборки, несоблюдение моментов затяжки крепежа могут вызвать течи тормозной жидкости.
Неверная регулировка приводов колодок приводит к неравномерному износу накладок и дисков. Некачественная прокачка гидропривода оставляет в системе воздух, ухудшающий торможение.
Чтобы избежать ошибок, ремонт тормозов лучше доверять опытным специалистам с использованием рекомендованных запчастей и оборудования.
Проверка герметичности гидропривода тормозов
Герметичность гидравлического привода — одно из важнейших условий надежной работы тормозной системы ГАЗ-3309. Даже небольшие подтекания тормозной жидкости со временем могут привести к полному отказу тормозов.
Проверку герметичности рекомендуется проводить не реже одного раза в полгода. Для этого после стоянки автомобиля в течение нескольких часов необходимо осмотреть все элементы привода — главный и колесные цилиндры, трубопроводы, шланги. Появление следов жидкости свидетельствует о нарушении герметичности.
Последовательность разборки главного тормозного цилиндра
При капитальном ремонте тормозной системы часто требуется разборка главного тормозного цилиндра. Рассмотрим порядок выполнения этой операции.
Сначала отсоединяют тормозные магистрали и сливают жидкость. Затем вывинчивают болт крепления главного цилиндра и снимают его с педального узла. После этого можно приступать к поэтапной разборке с выемкой всех внутренних деталей и проверкой их состояния.
Сборку цилиндра проводят в обратном порядке. Перед установкой все детали тщательно очищают и смазывают специальной тормозной жидкостью.
Диагностика вакуумного усилителя тормозов
Перед началом ремонта усилителя тормозов ГАЗ-3309 необходимо точно установить причину его неисправности. Для этого проводят диагностику.
Проверяют разрежение в ресивере с помощью манометра — оно должно быть 0,65-0,85 бар. Определяют герметичность вакуумной системы. Оценивают состояние резиновых уплотнений и сальников. При необходимости демонтируют усилитель и проверяют внутренние детали.
По результатам диагностики выявляют неисправный узел и выполняют его ремонт или замену.
Причины возникновения вибрации при торможении
Один из распространенных дефектов тормозной системы ГАЗ-3309 — появление вибрации и пульсации педали тормоза при торможении. Это свидетельствует об отклонениях в работе механизмов.
Возможные причины вибраций — дисбаланс или коробление тормозных дисков, заедание или неравномерный износ колодок, нарушение регулировки приводов колесных механизмов, попадание воздуха в гидросистему.
Для устранения вибраций необходимо провести комплексную диагностику и ремонт тормозной системы.
Замена тормозных дисков
При превышении предельно допустимого износа тормозные диски подлежат обязательной замене. Рассмотрим основные этапы этой процедуры.
После демонтажа колеса нужно отсоединить суппорт от поворотного кулака и отвести его от диска, не отсоединяя тормозные трубки. Затем вынуть крепежные болты и снять изношенный диск.
Установка нового диска выполняется в обратном порядке. После замены прокачивают тормозную систему и проверяют эффективность торможения на всех колесах.
Порядок замены тормозных колодок
Тормозные колодки со временем изнашиваются и теряют свои фрикционные свойства, что требует их своевременной замены. Рассмотрим последовательность этой процедуры на примере передних дисковых тормозов ГАЗ-3309.
Сначала нужно поднять переднюю часть автомобиля домкратом и снять соответствующее колесо. Затем отводят поршень суппорта от тормозного диска и вынимают стопорные скобы колодок. После этого колодки можно извлечь из суппорта.
Перед установкой новые колодки смазывают специальной тормозной смазкой. Вставляют их в суппорт, устанавливают скобы и, проверив легкость перемещения колодок, опускают поршень. После этого можно устанавливать колесо.
Техническое обслуживание пневмопривода
Помимо гидравлического, на ГАЗ-3309 используется пневматический привод стояночного тормоза с пневмоусилителем. Для поддержания его работоспособности требуется регулярное ТО.
Необходимо проверять герметичность пневмосистемы, состояние рессор растормаживания, ход штоков камер и регулировку привода. При обнаружении подтеков воздуха их устраняют. Раз в год меняют смазку в механизмах пневмопривода.
Признаки износа тормозных дисков
Своевременно определить предельный износ тормозных дисков помогают такие признаки:
- Появление вибрации при торможении;
- Увеличение тормозного пути;
- Неравномерный износ накладок колодок;
- Появление скрипа и снижение эффективности торможения;
- Видимые следы сильного износа или трещины на поверхности дисков.
При появлении таких дефектов диски необходимо замерить и заменить во избежание опасных последствий.
Проверка технического состояния тормозных барабанов
На ГАЗ-3309 задние колеса оснащены барабанными тормозами. Для оценки их состояния проводят такие проверки:
- Замер зазора между колодками и барабаном;
- Проверка биения барабана;
- Осмотр рабочей поверхности барабана на предмет задиров, рисок, коррозии;
- Оценка люфта подшипников ступицы колеса.
По результатам определяют необходимость регулировки, проточки или замены барабанов.
Контроль состояния трубопроводов тормозной системы
Важной составляющей тормозной системы ГАЗ-3309 являются стальные и резиновые трубопроводы. Со временем они подвержены износу и старению.
Чтобы вовремя предотвратить отказ, необходим регулярный контроль состояния трубопроводов — отсутствие перекручиваний, потертостей, трещин. Особое внимание — местам соединений и разветвлений, наиболее подверженным утечкам.
Своевременная диагностика и замена изношенных трубок повышает надежность тормозной системы автомобиля.
Причины возникновения скрипа тормозов
Нередкая проблема при эксплуатации ГАЗ-3309 — появление скрипящих звуков в процессе торможения. Рассмотрим возможные причины этого явления.
Чаще всего скрип вызывается загрязнением и отсутствием смазки трущихся поверхностей колодок и опорных элементов. К скрипу может привести попадание посторонних частиц между колодками и дисками или барабанами.
Еще одна распространенная причина — износ антискрипных накладок колодок. В этом случае требуется их замена. Также скрип может сигнализировать об износе подшипников ступиц и других деталей.
Методы борьбы с вибрацией тормозов
Вибрация тормозов при нажатии на педаль — распространенная проблема ГАЗ-3309. Чтобы избавиться от нее, применяют такие методы:
— проверка биения тормозных дисков и их замена при превышении нормы биения;
— регулировка зазоров между колодками и дисками/барабанами;
— проверка состояния амортизаторов подвески;
— замена изношенных сайлентблоков подвески;
— балансировка колес для устранения дисбаланса.
Влияние износа тормозных колодок на безопасность
Эксплуатация изношенных тормозных колодок опасна тем, что:
- Снижается эффективность торможения;
- Увеличивается тормозной путь;
- Нарушается стабильность торможения, возможен занос;
- Быстрее изнашиваются тормозные диски;
- Возрастает вероятность отказа тормозов.
Поэтому колодки нужно менять сразу по достижении предельного износа, не дожидаясь опасных ситуаций.
Признаки попадания воздуха в гидропривод тормозов
Признаками наличия воздуха в гидросистеме тормозов ГАЗ-3309 являются:
- «Мягкая» педаль тормоза, проваливающаяся под ногой;
- Увеличение тормозного пути;
- Снижение эффективности торможения;
- Неравномерное торможение колес.
При появлении таких симптомов необходимо прокачать тормозную систему и удалить воздух из контуров гидропривода.
Последствия эксплуатации неисправных тормозов
Игнорирование проблем в тормозной системе ГАЗ-3309 чревато опасными последствиями:
- Невозможность остановить автомобиль в критической ситуации;
- Съезд в кювет или столкновение при резком торможении;
- Износ шин из-за блокировки колес;
- Перегрев и выход из строя тормозных механизмов.
Поэтому при любых неполадках с тормозами нужно срочно обращаться в сервис для их устранения.
https://fb.ru/article/488597/2023-neispravnosti-tormoznoy-sistemyi-gaz—i-sposobyi-ustraneniya