Какой штраф за неработающий ABS и горящую лампочку для легковых и грузовых автомобилей?
ABS напрямую относится к тормозной системе автомобиля. В то же время ПДД содержат Перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на машине. Среди прочего, при проблемах с тормозами назначается отдельный повышенный штраф, а водителя на дороге ждёт эвакуация его авто. Но как по закону обстоит дело с этим нарушением? В этой статье мы с вами рассмотрим, что грозит легковому автомобилю или грузовику, если у вас горит лампочка АБС на панели приборов, если есть реальная неисправность антиблокировочной системы, какой за это штраф и, главное, насколько он законен и как это работает на практике 2021 года. Давайте обо всём по порядку!
Какой штраф за неисправный ABS?
На практике 2021 года вам могут выписать штраф в размере 500 рублей по части 2 статьи 12.5 КоАП РФ. И это незаконно! Но об этом мы ещё поговорим немного ниже.
Данная норма наказания применяется за управление автомобилем с неисправной тормозной системой. Относится ли антиблокировочная система к таковой? «Почему бы и нет» – скажут многие автолюбители, ведь это полноценная часть данного узла. Это и правда, скорее всего, так.
Доводы многих автовладельцев основываются на том, что на всех автомобилях ABS можно вообще отключить, и от этого тормоза не станут нерабочими. Более того, для опытного водителя отсутствие этой электроники вообще сделает торможение более эффективным.
Тем не менее, факт остаётся фактом: ABS с точки зрения законодательства напрямую относится к тормозной системе транспортного средства. Хотите «пруфов»? Вот, к примеру, в разделе 1 Приложения №8 Технического регламента об автомобилях, находящихся в эксплуатации, антиблокировочная система непосредственно включена в требования к тормозам.
Итак, мы выяснили, сколько составляет штраф, если у вас не работает ABS, в том числе горит лампочка ошибки этой системы – 500 рублей. Но это для многих автолюбителей лишь малая «кровь» по сравнению с тем, что ещё грозит за это нарушение.
Штрафстоянка
Есть 2 нарушения ПДД по неисправностям, которые грозят водителю лишиться временно автомобиля:
- если не работает тормозная система,
- если неисправно рулевое управление.
И это вполне логично, так как оба этих узла машины как ничто иное влияют на безопасность в дорожном движении.
А законной эвакуацию на штрафстоянку делает статья 27.13 Административного кодекса, часть 1 которой перечисляет все другие правонарушения, за которые применяется данная мера обеспечения. И часть 2 статьи 12.5 со штрафом 500 рублей делает спецстоянку законной.
Какое наказание для грузовой машины?
Обратите внимание, что отдельной санкции для водителей грузовиков в действующем на 2021 года КоАП РФ нет. Даже несмотря на то, что неисправности тормозов у грузовых автомобилей могут привести к последствиям большего масштаба.
То есть, чтобы выяснить, какой штраф ждёт водителей грузовиков за горящую лампочку неисправной ABS на приборной панели, возвращаемся к нашей статье 12.5, части 2 Кодекса – 500 рублей. И плюс штрафстоянка, как и в случае с легковыми автомобилями.
И снова напомним, что все сомнения в его законности, а также актуальную судебную практику ещё приведём немного ниже.
Законный штраф для грузовика, перевозящего опасные грузы
А теперь настало время для вполне обоснованного штрафа. Он налагается на водителей, должностных лиц и/или организации.
Какой его размер:
- штраф на водителя за горящую лампочку ABS будет наложен в сумме 2-2,5 тысячи рублей, альтернативно водителю будет грозить лишение прав на срок 4-6 месяцев,
- на должностное лицо, которое несёт ответственность за перевозку – от 15 до 20 тысяч рублей,
- а на юрлицо – 400-500 тысяч рублей.
Обратите внимание, что именно в контексте данной нормы наказания, штраф будет или лишение прав, чаще всего зависит от того, привело ли нарушение к вредным последствиям – ДТП. Если неработающая ABS стала причиной столкновения с другими автомобилями, то водителя вполне могут лишить прав. В остальных же случаях при остановке сотрудником ГИБДД на дороге и обнаружении, что горит лампа ABS, будет наложен штраф. А здесь, какой он будет – 2 000 или 2 500, уже зависит банально от настроения инспектора ДПС, хотя по закону на это должны влиять смягчающие и отягчающие факторы.
Всё это предусматривает часть 1 статьи 12.21.2 КоАП, которая наказывает в том числе за перевозку опасных грузов на грузовой машине, конструкция которой не отвечает требованиям безопасности для этого.
Эти требования прописаны вовсе не в ПДД, а в специально описанных других нормативных актах:
- в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2200, в пункте 3 которого идёт отсылка на другой документ,
- а этим другим нормативным актом является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), которое прямо и непосредственно устанавливает обязанность рабочей ABS для перевозки.
Как на практике в 2021 году?
На сегодняшний день на дороге обычный инспектор ДПС не имеет права проверять разного рода системы автомобиля… Да и не сможет он этого сделать – по меньшей мере в случае, если доступ к шлангам АБС у вас не на виду под капотом.
Привлечение технических специалистов только ради проверки работы тормозной системы даже на грузовых автомобилях – очень редкое и практически нереальное на практике явление. Впрочем, нередко сотрудники ГИБДД при остановке грузовиков прибегают к незаконным методам. В том числе просят нажать тормоз и удерживать его, проверяя падение давления в тормозной системе.
Но ключевое слово здесь – «просят«. На просьбу инспектора вы можете отказать. А для привлечения вас к наказанию за невыполнение требования сотрудника полиции оно должно быть законным. В данном случае такая проверка никаким нормативным актом не подкреплена.
Однако, проверка работоспособности ABS становится вполне не облачной перспективой при ДТП – особенно, при наличии пострадавших. В рамках уголовного дела со сбитыми пешеходами, к примеру, очень часто проводится экспертиза на проверку исправности тормозов. В том числе проверке подвергается антиблокировочная система.
По административному же делу сотрудник ГИБДД просто более вероятно может назначить экспертизу, если это будет нужно для всестороннего рассмотрения дела о ДТП и наличия нарушения одним из водителей.
Таким образом, вероятность обнаружения на дороге при общении с ДПС нерачей системы ABS довольно низкая, хотя и не нулевая. А вот при дорожном происшествии перспектива назначения экспертизы тормозной системы уже становится более вероятной – в особенности, при наличии пострадавших пешеходов.
Если у меня просто горит лампочка ABS?
Зато обнаружить негорящую лампу антиблокировочной системы инспектор может уже легче. Порой для этого не нужно даже заглядывать внутрь салона автомобиля – значок ABS часто видно снаружи в окно.
Является ли горящая лампочка АБС основанием для вынесения штрафа за неисправность? С большой долей вероятности, да – так посчитает инспектор. Ну а насколько это законно, прямо сейчас и поговорим!
Почему штраф для легковых незаконнный?
А что нам до законности штрафа по букве закона. Так, ранее мы уже выясняли, к примеру, что и требования за тонировку незаконны. Тем не менее, они вполне практикуются, и даже суды засиливают такие наказания.
Нам важна практическая ценность этого дела. А она заключена в каждом конкретном деле. Говоря проще, ваша задача – убедить рассматривающее дело должностное лицо или судью при обжаловании, что постановление со штрафом за неработающий ABS вынесены незаконно. То есть в каждом конкретном случае это удастся или не удастся сделать.
А убедить в незаконности можно, основываясь на различных доводах:
- приводя законы, постановления Правительства или приказы,
- приводя судебные акты – особенно, вес будут иметь постановления, решения или определения Верховного суда.
И мы приведём для вас все правовые акты, так или иначе имеющие отношение к нашему вопросу о том, какой штраф за ABS.
Мы не будем рассматривать обоснованность наказания для грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Выше мы выяснили, что наказание по 12.21.2 в этом случае вполне законно. Однако, ответственность за лампочку ABS или неисправность самой системы по части 2 статьи 12.5 под большим вопросом.
Что говорят ПДД?
Итак, главная причина, почему штраф за неисправную антиблокировочную систему не является основанным на законе и единственный законный довод, который поможет вам избежать наказания – это ПДД.
Дело в том, что вся статья 12.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация транспорта. Значит, где-то должно быть запрещено ездить на машине:
- если у неё не работает система ABS,
- если горит лампочке АБС, даже если сама система в исправном состоянии.
Так вот, сам заголовок статьи 12.5 повторяет и ссылается в части 1 на соответствующий Перечень неисправностей – приложение к ПДД. Идём в этот нормативный акт. И сразу в 1 разделе читаем список неисправностей, при которых нельзя управлять автомобилем… И не находим здесь ни единого упоминания ABS. Из этого следует, что статья 12.5 в данном случае неприменима, а штраф за неисправный ABS вынесен незаконно, так как нет ни одного условия для запрещения эксплуатации при горящей лампе индикатора.
Запрет есть в Техрегламенте
В частности, пункт 1.15 и его подпункты Приложения №8 регламента устанавливают следующие требования:
- все крепления должны быть надёжными (выглядеть таковыми), комплектность ABS должна быть полной, ну и главное – работоспособное состояние системы,
- лампочка ABS должна включаться после включения зажигания автомобиля и гаснуть не более чем через 10 секунд после начала движения,
- машина (легковая и грузовая – без разницы) должна двигаться прямолинейно при торможении со скорости более 40 км/ч,
- на пневмотормозах (на грузовых автомобилях) должны исправно работать глушители выпуска воздуха.
Как видим, здесь есть требования как к тому, чтобы антиблокировочная система работала как таковая, так и к лампе ABS – она не должна гореть постоянно.
Но главное заключается в том, что за эти предписания Техрегламента КоАП не предусматривает ответственности. Вам может грозить штраф 500 рублей за нарушения Перечня неисправностей, но не регламента.
Изменения в законе
Между тем, на стадии рассмотрения находится новая редакция указанного выше Перечня, штраф за нарушения которого мог бы быть законным.
Так, пункт 11 и 12 обновлённого нормативного акта буквально содержат следующие предписания, при которых запрещено ездить на автомобиле:
Элементы антиблокировочной тормозной системы (далее – АБС) ненадежно закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.
АБС, предусмотренная изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, неисправна.
Примечание. Исправность АБС определяется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС.
Таким образом, если это изменение введут, то штраф будет грозить уже вполне реально и законно. Однако, пока неизвестно, когда это произойдёт.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Судебная практика по штрафу за неработающий ABS
Теперь переходим к судебным актам. К большому сожалению, их достаточно много для грузовых автомобилей с неисправным ABS, перевозящих опасные грузы и практически нет для легковых – по части 2 статьи 12.5. Это потому что инспекторы всё же редко выписывают штрафы за АБС на практике. Да и ввиду небольшого размера штрафа водители редко их обжалуют.
По крайней мере, в 2021 году очень мало решений судов, в которых бы доводы основывались именно на неприменимости 12.5 к неработющей антиблокировочной системы, так как в Перечне нет соответствующего запрета. Но есть решения, в котором судьи просто посчитали ABS не частью тормозной системы. Если быть точнее, то такое заключение сделала техническая экспертиза в рамках судебного разбирательства.
В 2018 году водитель обжаловал вынесенное в Московской области постановление сотрудника ГИБДД. В результате суд решил буквально следующее:
Система ABS является одним из дополнительных элементов тормозной системы, лишь облегчающим её работу, и выход её из строя не приводит к отказу всей тормозной системы транспортного средства. Кроме того, неисправность ABS не входит в Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства (п.1 Приложения к Основным положениям…).
В ходе экспертизы установлено, что при возникновении неисправности антиблокировочной системы участие транспортного средства в дорожном движении допустимо. При этом, следует принять скорейшие меры для обращения в сервисный центр для устранения данной неисправности.
Установлено, что ТС и полуприцеп проходили техническое обслуживание, технический осмотр и в соответствии с действительными диагностическими картами являются технически исправными.
Суд в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ при объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, считает необходимым жалобу в части отмены постановления удовлетворить, обжалуемое постановление отменить, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в действиях [водителя] отсутствует состав административного правонарушения, установленного статьёй 12.5, частью 2 КоАП РФ.
К сожалению, данное решение Рузского районного суда не выложено в публичном виде. Его выкладывали в социальных сетях в виде фотографии бумажного решения.
Что касается привлечения по статье 12.21.2 КоАП, то есть судебные акты, где:
- водителю назначили штраф ( вот первый пример),
- отказывали в удовлетворении жалобы по штрафстоянке для автобуса с неработающей ABS ( ещё один пример),
- а также довольно неоднозначное решение по оспариванию штрафа организации в размере 200 тысяч рублей, где суд удовлетворил жалобу на том основании, что в свидетельстве о допуске к перевозке опасных грузов грузовой машины содержится информация о том, что ABS ей и не нужен.
https://myjus.ru/questions/kakoj-shtraf-za-nerabotayushhij-abs-i-goryashhuyu-lampochku-dlya-legkovyx-i-gruzovyx-avtomobilej/