Как заменить тормозную жидкость: частота процедуры и этапы
Как заменить тормозную жидкость? Чаще всего автолюбители производят замену самостоятельно либо при помощи напарника. Альтернатива – обратиться на СТО для замены.
На что обратить внимание? Однако есть и третий вариант – совместить первые два и заменить тормозную жидкость самостоятельно, используя оборудование для сервиса. Такие устройства сократят время на процедуру и исключат завоздушивание системы.
В этой статье:
- Задачи тормозной жидкости
- Частота замены тормозной жидкости
- Выбор тормозной жидкости для замены
- Как заменить тормозную жидкость
- Замена тормозной жидкости в одиночку
- Устройства для замены тормозной жидкости
- Часто задаваемые вопросы о замене тормозной жидкости
7 обязательных шагов для организации СТО
Шаг 5 упускают 68% предпринимателей
Задачи тормозной жидкости
Так как эта жидкость составляет основу работы тормозной системы, ее качество напрямую влияет на результат торможения. Механизм действия здесь прост: эта субстанция служит посредником между нажимающей на соответствующую педаль ногой водителя и тормозными цилиндрами колес автомобиля.
Химический состав жидкости со временем менялся. Так, ранние образцы представляли собой смесь бутилового спирта и касторового масла в соотношении 50/50. Современные составы представляют собой силиконовую, гликолевую или минеральную основу, насыщенную различными присадками, объем которых может колебаться в пределах 2-7 % от общего.
Несмотря на возросшее со временем качество, ТЖ все так же нуждается в периодической замене. Информацию о том, как заменить тормозную жидкость и с какой периодичностью это следует делать, содержит сервисная книжка.
Скорость выработки зависит от нескольких факторов, главный из них – частота использования тормозной системы. При стандартной езде жидкость разогревается в среднем до +145 °С. Вождение в экстремальных условиях поднимает это значение еще на 30-40 °С.
Поэтому основной рабочий параметр здесь – точка кипения. Чем она выше, тем эффективнее работа всей тормозной системы. Ряд брендов указывает точку кипения своих жидкостей в диапазоне 200-265 °С.
При закипании тормозная жидкость загазовывается, это приводит к потере продуктивности всей системы. Дело в том, что образующиеся пузырьки выдавливают часть жидкости в резервный бачок.
Точка кипения изношенной жидкости снижается, и передаваемое на цилиндры суппортов воздействие также падает. Понять, что давление в тормозной системе стало меньше, довольно просто – педаль тормоза в таком случае начинает проваливаться.
Кроме того, при эксплуатации меняется и химический состав. ТЖ в процессе поглощает воду. Даже 2 % воды в составе резко снижают точку кипения – она падает в среднем до 140-160 °С. В этом случае жидкость требует незамедлительной замены.
Частота замены тормозной жидкости
Чтобы понимать, как правильно заменить тормозную жидкость, нужно учитывать следующие факторы:
- модель авто (изготовители, как правило, дают информацию о фактическом пробеге либо прямую периодичность замены);
- качество ТЖ (чем оно выше и чем современнее класс жидкости, тем дольше она способна служить без замены);
- особенности использования (низкая герметичность системы или экстремальный стиль вождения повышают частоту замен).
Рекомендованная периодичность замен обычно такова:
- пробег 50 тысяч километров либо продолжительность эксплуатации свыше 2-3 лет;
- неиспользование авто в течение 2 лет и более;
- разгерметизация тормозных систем в результате ремонта;
- снижение качества жидкости (увлажненность свыше 2-3 % от объема или сильное загрязнение).
Для диагностики состояния ТЖ и ее влажности созданы специальные приборы. Однако приобретать их стоит разве что в случае регулярных проверок (к примеру, на СТО), поскольку стоимость такого оборудования весьма высока.
Выбор тормозной жидкости для замены
При подборе тормозной жидкости следует обратить особое внимание на степень ее вязкости. Сейчас активно применяются составы DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Чтобы понять, какая из жидкостей оптимальна, следует прислушаться к рекомендации вашего автопроизводителя.
Учитывайте также год выпуска автомобиля. Современные составы тормозных жидкостей не подходят для систем автомобилей старше 2000-х гг.
Кроме того, разбираясь, как заменить тормозную жидкость одному, обязательно следует иметь в виду антикоррозионные свойства продукта, предел стабильности, смазывающие качества и влияние на резиновые компоненты системы. Качественная жидкость не должна приводить к их разбуханию. И конечно же, вязкость.
Оптимальна для ТЖ такая вязкость, которая сохраняет стабильность в диапазоне -50 … +120 °С. При большей вязкости система будет сбоить в холодный период, при меньшей – течь во время жары.
Чтобы избежать ржавления системы, производители применяют ряд присадок.
Степень смазывания можно выяснить на тестовых стендах, воссоздающих работу тормозных цилиндров в предельно экстремальной среде.
Как заменить тормозную жидкость
Приобретаем требуемый продукт
Узнать, какая жидкость требуется, можно на маркировке бачка тормозной жидкости либо на прикрепленном к его горловине ярлычке желтого цвета. Кроме того, эта информация обязательно содержится в «Руководстве по ремонту» для вашего автомобиля. Оно незаменимо в случае, если вы хотите заниматься ремонтом самостоятельно, не прибегая к услугам сервисов.
В целом одного литра должно хватить. Впрочем, меняя жидкость впервые, можно приобрести 2 литра. В крайнем случае останется про запас.
Открываем бачок для ТЖ, применяем воронку для удобства дозирования
Здесь нужно быть предельно аккуратным. Состав чрезвычайно токсичен и способен даже повреждать старый красочный слой. Однако еще важнее следить за тем, чтобы уровень жидкости не упал до самого дна. В противном случае воздух попадет в систему, что вызовет завоздушивание. Если это случится, процедуру прокачки придется начинать сначала. Поэтому просто следите за уровнем жидкости, при необходимости доливая.
Используем прозрачный шланг сечением 2-4 мм
Подойдет резиновый, но лучше взять силиконовый.
Шланг подойдет любой: можно купить, благо, стоят они дешево и всегда в наличии в магазинах автозапчастей; либо найти подходящий дома – сгодится даже шланг от систем стеклоомывателя. Просто имейте в виду, что силикон выдерживает воздействие ТЖ лучше резины и менее набухает. Также приготовьте емкость для слива. Подойдет и обычная бутылка, но лучше мерный стаканчик со шкалой. Так вы всегда будете видеть, сколько жидкости слито.
Товары из категории
- Объем ресивера, л 500
- Мощность, кВт 11
В кредит от 10 173/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Напряжение питания, В 40
- Количество каналов, шт 6
В кредит от 22 752/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Хладагент R134A
- Вакуумный насос 120 л/мин
В кредит от 11 400/мес
В корзину Купить в 1 клик
В кредит от 8 467/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Напряжение питающей сети, В 380
- Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
В кредит от 5 133/мес
В корзину Купить в 1 клик
Поднимаем автомобиль домкратом, демонтируем колесо
Традиционно колеса снимают, ориентируясь на бачок, от дальних к ближним. Таким образом, первым следует снимать заднее правое, последним – переднее левое. В общем-то, эта последовательность важна только при полном завоздушивании системы, в остальных случаях она непринципиальна.
Далее ищем прокачные штуцеры. Они есть на каждом из тормозных суппортов. Присоединяем трубку, которую опускаем в выбранную емкость так, чтобы та касалась дна. За руль сажаем помощника, который будет нажимать на тормозную педаль. Откручиваем штуцер соответствующим ключом до тех пор, пока не пойдут первые капли жидкости. Как правило, достаточно пол-оборота. К слову, машину заводить не нужно, система работает автономно.
Прокачиваем
При нажатии на педаль жидкость начнет стекать в емкость. Объем слива указан в инструкции, но, если хотите достигнуть максимальной чистоты жидкости, можно в сумме пропустить через каждый из штуцеров два заводских объема контура. То есть если наш объем равен 1 литру, то с каждого переднего колеса сливаем по 200 мл, а с каждого заднего – по 300. Задние колеса требуют большего объема прокачки, так как магистрали от них до бачка более протяженные.
Если не знаете, как правильно заменить тормозную жидкость, ориентируйтесь на ее цвет: когда сливаемый по трубочке состав станет прозрачным, штуцер можно закручивать и переходить к следующему колесу. Как видите, ничего сложного. Главное здесь – следить за тем, чтобы объем жидкости в бачке не снижался ниже критической отметки. В идеале держите его примерно на середине от общего количества.
Замена тормозной жидкости в одиночку
В этом процессе можно также обойтись без помощника, так как правильно заменить тормозную жидкостьв автомобиле помогут простые приспособления. В частности, это малый автомобильный компрессор. Он создает достаточное давление в системе, а запитывается от прикуривателя автомобиля.
Главное здесь – герметично надеть шланг компрессора на расширительный бачок. Сделать это нужно так:
- Приобретите воздушный вентиль с золотником для колесного диска и крышку, соответствующую крышке тормозной емкости. Все это есть в любом автомагазине.
- Проделайте в центре крышки отверстие, вставьте в него воздушный вентиль.
- Извлеките старую жидкость из расширительного резервуара. Сделать это можно, например, шприцем. Долейте новую жидкость.
- Вместо родной пробки бачка поставьте сделанную вами, подключите к ней шланг компрессора.
- Включите насос и сразу же выключите, так как давление в системе не должно превышать 1 бара. Проверьте герметичность соединения всех деталей и приступайте к замене расходника.
Вот и весь секрет того, как заменить тормозную жидкость одному. Как и в обычной ситуации, вы будете регулировать штуцеры и следить за сливом жидкости. Роль ассистента достанется компрессору. Просто не забывайте своевременно подкачивать воздух в систему и не превышайте давление в 1 бар. Иначе порчи бачка не избежать.
По завершении процедуры обязательно следует убедиться, что в системе не осталось воздуха. Для этого сделайте контрольный прогон автомобиля. Если педаль проваливается, где-то сохранилась пробка, и всю проделанную ранее процедуру следует повторить. Сквозь прозрачную трубку хорошо видно, идут ли еще пузырьки или уже нет.
Переборите жадность и избавьтесь от завоздушенной жидкости. Она все равно будет очень быстро вбирать в себя влагу. Кроме того, риск рецидива воздушной пробки при использовании такой жидкости вырастает в десятки раз.
Устройства для замены тормозной жидкости
Если забивать себе голову вопросом, как заменить тормозную жидкость, вы не хотите, а финансы позволяют, – можно приобрести специализированное оборудование. Такая покупка решит все проблемы для машин с ABS, начиная от уровня эффективности, заканчивая необходимостью обращаться в СТО. Функционал таких аппаратов довольно прост и подробно расписан в прилагающейся инструкции.
Технология здесь несложная: установка сама прокачивает тормозную жидкость по системе, заменяя на новую. От вас нужно только подключить агрегат и залить в него расходник. Впрочем, некоторые из моделей имеют свои преимущества. Рассмотрим такие аппараты подробнее.
Читайте также!
SL-052
Этот аппарат не привязан к конкретным моделям машин и позволяет заменять ТЖ в подавляющем большинстве тормозных систем легковых автомобилей, включая ABS. Трудозатраты с вашей стороны при этом минимальны, а качество замены превосходное.
Агрегат SL-052 предполагает работу с любыми тормозными системами легковых машин, включая АБС, без помощников. Таким образом, это оптимальное решение проблемы, как заменить тормозную жидкость одному человеку.
Максимально удобным сделан также способ подключения к машине: его обеспечивают универсальные адаптеры, которые легко подсоединяются к любому бачку тормозной системы.
SL-052 разработан для автоматической замены тормозной жидкости в любой стандартной тормозной системе, а также системе с АБС. Единственное ограничение – используемые расходники. Этот аппарат работает только со стандартными жидкостями.
Trommelberg UZM05
Этот аппарат основан на принципах автоматизации и пневматики. Постоянная подкачка не требуется: достаточно присоединить его к насосу на некоторое время. После того как должный уровень компрессии будет достигнут, устройство можно отсоединять и подключать к машине. Ломать голову, как правильно заменить тормозную жидкость, тоже не нужно: с функциями замены и прокачки тормозной жидкости аппарат справится самостоятельно.
Отличительные черты:
- Компактность и подвижность.
- Подходит не только легковым автомобилям, но и малотоннажным грузовикам. Обслуживает системы с любыми двигателями, включая ABS.
- Имеет два контейнера, разделенные эластичной мембраной. Благодаря этому появление эмульсии и завоздушивание тормозной системы невозможно.
- Также замечательно подходит для замены жидкостей в системе сцепления.
- Исключено повреждение бачка с ТЖ, поскольку в комплект входит манометр, проверяющий давление в системе.
E&T TA-AC006
Установка ТА-АС006 хорошо зарекомендовала себя в работе как с отечественными машинами, так и с иномарками. Предназначена не только для замены ТЖ, но и для удаления имеющихся в тормозной системе воздушных пробок.
Конфигурация аппарата достаточно универсальна и интуитивно понятна: она также позволяет избежать трудностей в том, как заменить тормозную жидкость одному. В этом устройстве предусмотрено все, начиная от защиты от завоздушивания системы в результате работы, заканчивая автокомпрессией, создающей необходимый в очищении гидравлики и сцепления вакуум. Контроль давления возложен на встроенный манометр.
WiederKraft WDK-65217
Этот пневматический аппарат можно использовать в большинстве систем – как оснащенных АБС, так и нет. Главное его достоинство – скорость работы, что существенно экономит время прокачки рабочих жидкостей. Это касается как тормозной системы, так и гидравлики.
Заменить тормозную жидкость при помощи этого аппарата не составит труда. Принцип действия устройства прост и автоматизирован, главная емкость подключается к компрессору, который откачивает из емкости воздух. Благодаря этому жидкость из системы сдаивается через штуцер прокачки. Прозрачный шланг дает возможность контролировать цвет состава и степень его загазованности. При этом жидкость не возвращается в систему, скапливаясь в специальном резервуаре.
«Станкоимпорт KA-6545»
Эта установка имеет рабочий объем 5 л, что позволяет ей легко работать с практически любыми объемами тормозных систем. Кроме того, обращают на себя внимание следующие факторы:
- защиту от протечек гарантирует специальная прокладка;
- обладающий антикоррозионными свойствами алюминиевый вакуумный пистолет;
- возможность следить за качеством сменяемой жидкости.
Часто задаваемые вопросы о замене тормозной жидкости
Подходит ли жидкость для вторичного применения в системе?
Однозначно нет. Отработанная жидкость практически без исключений будет иметь в своем составе загрязнения, недопустимые примеси или воздух. Более того, менять типы жидкости с одного на другой также не рекомендуется.
Есть ли правила, регламентирующие, как заменить тормозную жидкость в автомобиле?
Такие правила есть. Как было сказано выше, жидкости такого типа весьма ядовиты, поэтому при работе с ними следует соблюдать предельную аккуратность. Емкости с ней должны быть закрыты и находиться в удаленных местах. И, разумеется, отсасывать ее через шланг ртом категорически недопустимо.
Есть ли какие-нибудь специфические нюансы, как правильно заменить тормозную жидкость?
Следует абсолютно исключить любой контакт тормозной жидкости с маслами минерального происхождения. Дело в том, что даже микроскопическое количество последних в составе ТЖ приводит к резкому снижению ее эффективности и даже к поломке всей системы.
Подводя итоги, можно отметить, что замена тормозной жидкости в целом не составляет серьезной проблемы. Хотя система торможения в автомобиле – одна из критически важных, бережный уход за транспортным средством и своевременная замена жидкости обеспечат безопасность езды. Поэтому не затягивайте с профилактикой, особенно теперь, когда вам во всех подробностях известно, как заменить тормозную жидкость в автомобиле.
Редакция сайта ЦТО
Понравилась статья? Поделитесь:
https://centr-to.ru/blog/avtoservis/kak-zamenit-tormoznuyu-jidkost