Виды топливных систем современного автомобиля
Топливная система любого авто отвечает за своевременную подачу горючего в камеру сгорания. Разновидности топливных систем автомобиля имеют много общих узлов и немало отличий. На сегодняшний день различают несколько систем, которые мы подробно рассмотрим в статье.
Топливные системы бензинового агрегата
Работа бензинового двигателя основана на процессе преобразования энергии, которая выделяется при сгорании ТВС (горючего), в механическую. Процесс усложняется, если не предусмотрена эффективная подготовка топлива и его последующая подача в цилиндры. За это в ответе топливная система, которая на бензиновых агрегатах пережила несколько полезных модернизаций.
Карбюратор
Самая сложная и устаревшая на сегодня ТС. Подразумевает наличие карбюратора. Узел этот приготавливает смесь в бензиновых ДВС. В такой системе довольно много подсистем, в которых происходит приготовление топливно-воздушной смеси для разных режимов функционирования автомотора.
Несмотря на конструктивную устаревшесть, карбюраторная ТС имеет некоторые преимущества. Например, дешёвость топливной аппаратуры этого типа. В карбюраторные топливные системы не надо устанавливать дорогостоящий и сложный ТНВД (насос высокого давления).
Карбюраторная система
Что касается недостатков, то они связаны с обслуживанием. За карбюратором нужен глаз да глаз. Зимой, например, только опытный водитель может настроить систему так, чтобы она не подводила в самый неожиданный момент. Пуск двигателя, если карбюраторная ТС будет настроена чуточку не так, значительно осложняется.
Моноинжекторные ТС
Более современные системы питания, называемые монофонический впрыск. Здесь уже карбюратор не нужен, его роль успешно выполняет распылитель, оснащённый всего одной форсункой. Горючее распыляется в тот момент, когда мотор засасывает потоки воздуха.
Моноинжекторная ТС, как и карбюраторная, ставится только на бензиновые двигатели. ТНВД в такой системе необходим, нужна также обратная магистраль (обратка). Система оснащается кроме всего прочего блоком управления ДВС, отвечающего за дозировку горючего. Блок основывается на информации, посылаемой ему несколькими датчиками (ДМРВ, ДТД и др.).
Очевидно, что монофонический впрыск в конструктивном плане дороже, чем карбюраторная ТС, однако мотор легче запускается в морозы и работает стабильнее, что помогает владельцу окупить стоимость новой системы авто, экономя на расходах по обслуживанию.
Инжекторные ТС с распределённым впрыском
Инжекторная система
Усовершенствование в области создания идеальной топливной системы не останавливается на моновпрыске. Был придуман распределительный или многоточечный впрыск. Если раньше были поводы ругать новую инжекторную систему за однобокость, то теперь всё модернизировали до предела. Форсунки теперь устанавливались около каждого цилиндра ДВС.
В остальном система повторяет принцип работы моноинжектора, но позволяет добиться новых высот, касающихся экологических норм. В разы повысилась также стабильность работы мотора, снизился расход горючего. Зато повысилась себестоимость.
Инжектор с непосредственным впрыском
Это уже венец развития бензиновых ТС. На этот раз в инжекторе горючее распыляется форсунками, которые устанавливаются непосредственно в цилиндре. Новое решение позволило конструкторам добиться снижения расходов топлива на целых 20 процентов. Кроме того, повысились технические показатели, мощность двигателя.
Минусом новой системы имофонического впрыска называют дороговизну, чрезмерную требовательность к качеству горючего, зависимость от всевозможных насосов (одним ТНВД здесь не обходится).
ННД или насос низкого давления устанавливается в автомобили с непосредственным впрыском наряду с ТНВД.
Инжектор: устройство
Принцип функционирования инжектора связан с опцией принудительного впрыска. Подача горючего осуществляется строго под давлением, чтобы бензин распылялся. Это позволяет парам топлива смешиваться с молекулами воздуха.
Таким образом, любая инжекторная система должна состоять из двух подсистем: воздушной и топливной. Первая, как несложно догадаться, обеспечивает подачу воздуха, вторая – бензина.
Воздушная подсистема – это обширный канал, с установленным на конце фильтром. Задача последнего очищать примеси. Канал непосредственно связан с впускным коллектором, идущим к клапанам ГРМ системы.
Силовой агрегат осуществляет всасывание воздуха в момент такта, когда открывается впускной клапан. В этот же момент включается топливная подсистема, впрыскивающая горючее.
Если воздушная подсистема конструктивно проста, то топливная – значительно сложнее. Целый ряд из восьми разноплановых элементов составляет её конструкцию. Сюда входит ФТО (фильтр), подаваемые шланги и трубки, топливный бак с вентиляцией, ЭБН (топливный насос электрический), датчик давления, рампа и собственно, сами форсунки.
Вот как осуществляется работа:
- сначала горючее поступает из бака в насос, расположенный непосредственно в нём;
- топливо под давлением закачивается в систему (порядком очищенное сеткой-фильтром);
- идя по подающему шлангу, бензин снова проходит фильтрацию, уже тонкой очистки;
- далее топливо подаётся на регулятор, который стабилизирует давление в строго заданных параметрах (лишняя часть горючего возвращается по обратке в бак);
- топливная рампа, куда попадает топливо со стабильным давлением, распределяет горючее по форсункам;
- последние осуществляют непосредственно впрыск в проходящий воздушный поток.
Топливные системы дизеля
Все ТС дизеля используют непосредственный впрыск. Объясняется это тем, что внутри дизельных силовых агрегатов применяется сжатие. Топливо должно подаваться в строго определённый момент. Рассмотрим подробнее виды дизельных топливных систем.
Плужерный многосекционный насос
Первая ТС дизельного мотора с ПМН производила впрыск строго в момент, когда та или иная секция насоса выдавливала очередную порцию горючего. ПМН приводился в действие непосредственно от кривошипного вала.
Топливная система с ПМН менее требовательна к качеству горючего, считается более дешёвой. Одновременно с этим, она и менее экологична, хуже обеспечивает машину параметрами рывка. Системы с ПМН не оснащаются турбонагнетателем, что для дизельного агрегата тоже минус.
ТС насос-форсунки
Дизельная топливная система
Более совершенная ТС дизельного ДВС, в которой каждая форсунка имеет собственный насос. Такой подход позволяет не ставить длинные топливные приводы высокого давления. Однако стоят форсунки этого типа очень дорого, и при этом, они являются расходниками, которые надо периодически менять. К тому же, ТС подобного типа чересчур требовательна к качеству топлива.
Из плюсов же модернизированной ТС кроме практичности можно назвать повышение надёжности силового агрегата. Так, если один из цилиндров портится, остальные продолжают свою работу, как ни в чём ни бывало.
ТС Common Rail
Самая совершенная ТС дизельного двигателя, подразумевающая наличие общей рампы. Принцип работы схож с непосредственным впрыском бензинового агрегата. В системах Common Rail обязательно наличие ЭТНВД (электрический насос высокого давления), который создаёт давление более 200 ат в топливной рампе. Открытие форсунок осуществляется электросигналами, поступающими непосредственно от БУ силового агрегата.
Из преимуществ Common Rail эксперты выделяют сравнительно высокий КПД, низкий расход солярки и малое количество вредных СО2. Из недостатков – повышенная требовательность к качеству топлива.
Автомобиль может быть оснащён любой из описанных выше систем. Какая бы она ни была, требуется своевременное обслуживание и регулярный технический осмотр, иначе даже самая топовая ТС долго не прослужит.
https://ozapuske.ru/toplivnaya-sistema/vidy-toplivnyx-sistem.html