В каких случаях стоит ставить ГБО и как его выбрать
Сегодня ГБО в автомобиле никого не удивишь. Но стоит ли устанавливать газ именно на ваш автомобиль? Давайте разбираться!
ГБО – газобалонное оборудование, которое устанавливается на машинах с двигателями внутреннего сгорания. Это дополнительное оборудование позволяет хранить и подавать в ДВС газообразное топливо.
Сторонники установки “газа” на авто в один голос твердят, что эта несложная процедура приводит к умопомрачительной экономии. Противники утверждают, что использование газа вместо бензина “убивает” двигатель и вообще очень взрывоопасно.
Какие плюсы и минусы установки ГБО? Нужно ли оно вам? И что учесть при его установке? Давайте разбираться.
На газ переводят как бензиновые, так и дизельные автомобили. Но так как последние сами по себе довольно экономичные, то установка ГБО на дизель – явление довольно редкое. Значит речь в статье пойдет о переходе на газ для бензиновых авто.
Газ бывает разный. Метан – сжатый или природный газ. Пропан-бутан – сжиженный или нефтяной газ. Именно он используется в качестве топлива для большинства авто с ГБО.
Развеиваем мифы
Миф 1: если в авто установлено ГБО, то в салоне будет присутствовать стойкий запах газа. Такая проблема возникала при использовании вакуумного оборудования. Часть газа могла проникать в подкапотное пространство, а затем затягиваться в салон. В настоящее время такое оборудование уже не используется (разве что на очень старых авто), а значит и проблемы такой уже не существует.
Вторая возможная причина запаха газа – повреждение системы, то есть какая-то неисправность или дыра в топливопроводе или другой части ГБО. Это неисправность, которую нужно устранять, а никак не характерная особенность использования ГБО.
Миф 2: газ взрывоопасен. Да, это правда. Но прежде чем взорваться, газ должен в определенной пропорции смешаться с воздухом. Это возможно в случае повреждения топливной системы. И происходит это не за одну секунду. Вы однозначно почувствуете сильный запах газа. В таком случае нужно немедленно прекратить движение и не использовать авто до устранения неисправности топливной системы. Но точно также вы поступите и в случае, если у вас течь любого топлива. Дело тут в принципе не в самом газе, а в неисправности.
Еще существует опасность того, что газовый баллон взорвется при ДТП. Для этого баллон должен быть сильно деформирован. Это возможно в случае очень сильного столкновения с повреждением и деформацией кузова автомобиля, что само по себе смертельно опасно для пассажиров. Если же в результате аварии повреждается топливопровод и часть газа выплескивается наружу (что кстати может произойти и с бензином), то ничего страшного в этом нет. Ну только если вы не будете нервно курить над своим покалеченным авто.
Миф 3: гарь клапанов. Эта беда возникает при использовании обедненной газо-воздушной смеси. Конечно, расход топлива тогда становится поменьше, но и “побочка” довольно серьезная. Такая экономия нецелесообразна. Так что опять же причина не в самом ГБО, а в жадности владельца или в неправильной настройке оборудования.
Миф 4: установка ГБО утяжеляет автомобиль. Самая тяжелая часть – это сам баллон. Весит он в среднем около 30 кг. Серьезно? Сильно утяжеляет? Поехали дальше.
Миф 5: дорогое обслуживание. Как и любую технику, ГБО нужно регулярно проверять и обслуживать. Но ничего сверхсложного и сверхдорогого в этом нет. Некоторые автомобилисты даже справляются с этой задачей самостоятельно.
Как оно устроено
Первое поколение ГБО запрещено устанавливать как неэкологичное. Второе поколение можно устанавливать только на автомобили, выпущенные до 2000 г. Третье поколение можно встретить только на “пригонышах”, в Украине установкой этих систем никто не занимается.
В настоящее время устанавливают системы только 4-го и 5-го поколения. О них и поговорим.
4-е поколение. В качестве топливного бака используется газовый баллон. Газ в нем находится в сжиженном состоянии, под давлением.
Под собственным давлением газ из баллона подается в редуктор-испаритель. Он испаряет газ, т.е. из жидкости переводит его в газообразное состояние и понижает давление. Далее от редуктора газ идет к форсункам, которые впрыскивают его в определенное время в нужном количестве.
Такое устройство не меняет конструкцию двигателя, поэтому он спокойно может продолжать работать и на бензине. При работе двигателя на бензине газ нужно отключать, а при работе на газу нужно отключать подачу бензина. Это очевидные вещи в принципе. Спасибо, Кэп!.
Вся работа ГБО управляется электронным блоком управления.
Работа оборудования 5-го поколения принципиально отличается от предыдущих отсутствием редуктора-испарителя. То есть газ на форсунки подается все еще в жидком виде. И именно так впрыскивается во впускной коллектор. Уже там испаряется и перемешивается с воздухом. Работа полностью аналогична работе на бензине.
Такая система проще в обслуживании, т.к. в предыдущих системах именно редуктор представлял основную сложность. И еще одно достоинство – жидкий газ можно точнее дозировать, а значит системы 5-го поколения более экономичные. Но зато они и существенно (чуть ли не в два раза) дороже систем 4-го поколения. И еще одна ложка дегтя – 5-е поколение ГБО намного чувствительнее к качеству газа. Поэтому-то они так медленно приживаются в Украине.
Реальные плюсы и минусы ГБО
Сначала о “плюшках”. Во-первых, это экономия. Четвертое поколение может обеспечивать до 50% экономии при снижении мощности всего на 2-10%.
Во-вторых, двухтопливная машина надежнее. Если одна система выйдет из строя, вы спокойно можете передвигаться на второй. Ну и, конечно, это всегда запас топлива. Шанс остаться с “сухим” баком посреди дороги намного меньше.
В-третьих, газ лучше смешивается с воздухом, поэтому сгорает более полно и равномерно. Это снижает нагрузку на цилиндро-поршневую группу (ЦПГ). Обычно двигатель на газу работает более мягко и тихо. Также считается, что использование газа повышает ресурс двигателя.
В-четвертых, машина с двумя баками имеет двойной запас хода. Это пригодится, если вы собираетесь заехать в какие-то далекие дебри, где нет заправки.
В-пятых, газовый выхлоп более экологически чистый, чем бензиновый.
Как говорят сторонники ГБО, единственный недостаток газа – это то, что не установил его раньше. Но еще к “минусам” можно отнести немалую стоимость самого оборудования и установочных работ, а также уменьшение свободного места в багажнике. Также некоторые считают “минусом” регулярный техосмотр автомобилей с ГБО. Но ведь в этом случае вы всегда уверены в безопасности своего авто. Так что как посмотреть.
Обходим грабли
Есть несколько бытовых моментов, которые обязательно нужно учесть прежде, чем устанавливать ГБО.
Где вы будете заправляться? Заправка должна быть где-то рядом с вашим обычным маршрутом. Также это должна быть проверенная заправка, ибо нарваться на бодяжный газ проще, чем на бензин.
Тщательно выберите установщика и оборудование. Штурмуем интернет, соседей и друзей. Кто где ставил, какие отзывы? Все это нужно учесть. Сомнительное оборудование, установленное криворукими мастерами не только не даст желаемой экономии, но еще и может быть опасно.
Какой формы баллон и где его устанавливать? Если ставить его в багажнике, то теряется часть свободного места. А в случае с хэтчбеком или универсалом, теряется часть прелестей от трансформации салона. То есть положить мебель или, например, стиральную машинку в него будет непросто. Эту проблему отчасти можно решить, если размещать баллон не поперек багажника, а вдоль.
Есть еще вариант установить тороидальный баллон, который ставится на место запаски. Он дороже и меньше, чем цилиндрический. Ну и вам придется куда-то пристроить запаску.
Где разместить выносное заправочное устройство (ВЗУ)? Самый дешевый вариант – разместить в багажнике где-то рядом с баллоном. Это дешевле, но очень неудобно. Во-первых, при каждой заправке придется открывать багажник. Во-вторых, часть газа при отсоединении шланга будет выпрыскиваться в багажник.
Альтернативный вариант это где-то снаружи машины, например, в бампер или под бампер. Такой вариант лишь немного дороже, но он также не очень удобен.
Самый дорогой вариант, но и самый удобный, это расположить ВЗУ за лючком, рядом с штатной горловиной бензобака.
Не экономьте на мультиклапане. Он пускает газ внутрь баллона при заправке и обеспечивать его подачу. Хороший мультиклапан – штука весьма важная с точки зрения безопасности. Например, если вы пробили часть топливопровода и газ начал вырываться наружу, то при ненормальном увеличенном расходе газа, который возникнет в таком случае, мультиклапан просто перекроет его подачу.
Также в мультиклапане есть отсечка, которая мешает наполнить баллон более, чем на 80%. Для чего это нужно? При нагревании (например, если оставили машину на солнышке) давление газа растет, и чтоб баллон не разорвало, и нужны эти “пустые” 20%.
Мощность редуктора ГБО. Редуктор должен обеспечивать запас по мощности, больший на 10–15%. То есть если двигатель развивает мощность в 100 “лошадок”, то мощность редуктора должна быть 110-120 л.с. В этом случае под нагрузкой система не станет подавать меньше газа и автомобиль не будет “тупить”.
Система управления ГБО. Современные системы 4-го поколения довольно умные. Весь процесс в принципе может происходить без вашего участия. Машина заведется на бензине, далее система переключится на газ. В некоторых случаях (как запрограммировано), когда превышены определенные обороты, машина опять переключится на бензин. Если газ закончится, то система сама переключится на бензин и т.д. Но в некоторых случаях полезно иметь кнопочку переключения с бензина на газ и обратно. Например, если одна из топливных систем неисправна.
А вообще оптимальный вариант это найти профессионала своего дела и подробно обсудить с ним все эти технические моменты.
Кому можно и нужно “газировать” машину
Смысл устанавливать ГБО есть, если:
- автомобиль используется активно и регулярно. Если он частенько простаивает в гараже, то ГБО окупится нескоро;
- вы не планируете менять автомобиль ближайшие три года;
- автомобиль расходует более 10 л бензина на 100км;
- гарантия на авто уже закончилась, т.к. в большинстве случаев установка ГБО аннулирует гарантийные обязательства производителя.
Можно ставить ГБО на все современные типы двигателей – от обычных 4-цилиндровых рядных, до оппозитных «шестерок» и турбированных «восьмерок». Устанавливают ГБО и на роторные двигатели.
Выбрать все необходимое для автомобиля, а также сравнить цены удобно на Price.ua.
https://media.price.ua/amp/gid_pokupatelya/v-kakih-sluchayah-stoit-stavit-gbo-i-kak-ego-vybrat.html