Разновидности фильтров газового оборудования. Как заменить газовый фильтр на авто с ГБО 2-4 поколения самостоятельно
Несмотря на природную чистоту газомоторного топлива, при его транспортировке и хранении, в составе появляются различные маслянистые вещества, пыль, продукты окисления и прочие механические частицы. От качества пропан-бутановой смеси или метана, зависит правильная работа мотора.
Наличие форсунок в современных системах, повышает требования к качеству газа. Поэтому фильтр ГБО – обязательное устройство автомобиля на газовом топливе. Своевременная замена фильтров на ГБО 4 поколения (также 2-го), продлевает срок эксплуатации двигателя. К тому же менять элементы можно своими руками, не прибегая к услугам мастерских.
Виды газовых фильтров на авто
В зависимости от места расположения и выполняемых функций, данные механизмы разделяют на устройства жидкой и паровой фаз. Пропан-бутановая смесь проходит через каждый фильтр газового оборудования в различных состояниях, поэтому они отличаются друг от друга, как по конструкции, так и по принципу действия.
- Газовый фильтр грубой очистки (его ещё называют жидкой фазы или высокого давления) находится перед редуктором, в составе электромагнитного клапана, или входит в конструкцию испарителя. Его назначение – первичная чистка топлива от инородных механических включений. Применяется во всех системах.
- Фильтр тонкой очистки газа (паровой фазы или низкого давления) стоит непосредственно перед форсунками в ГБО 4 поколения. Проходя через него топливо, очищается от масляных частиц и влаги.
При подаче пропана из баллона до редуктора, газ проходит через специальную мелкую сетку, установленную на заборнике мультиклапана.
Также газ (пропан) может проходить первичное очищение непосредственно перед баллоном, через заправочный фильтр встроенный после ВЗУ (выносное заправочное устройство). Его фильтрующий элемент изготовлен в виде мелкой сеточки из спеченной бронзы, которая рассчитана на многократное обслуживание методом продувки/промывки. Такое приспособление устанавливается опционально.
Заправочный фильтр
Материал изготовления
По аналогии с бензиновым, газовый фильтр ГБО состоит из корпуса и специального очищающего элемента. Материал корпусных деталей – металл или пластик, устойчивый к высоким температурам, бывает разборный и неразборный.
Фильтрующие элементы изготавливаются из:
- картона (фильтровальной бумаги);
- стекловолокна;
- полиэстера;
- пенистого вещества под названием булпрен.
Бумажный элемент с армированием
Фильтровальная бумага наиболее распространённое сырьё для изготовления газовых фильтров. Картонные заготовки пропитываются специальным составом, благодаря чему, материал обретает прочность и не боится влаги.
Чтобы бумажные детали не теряли первоначальную форму и не деформировались, конструкции усиливаются при помощи армирующих сеточек.
Элементы из стекловолокна обладают низким сопротивлением к потоку газа, менее подвержены разрушению.
Конструкцией фильтра грубой очистки (жидкой фазы пропана) иногда предусмотрен магнит. Он необходим для притягивания и удержания мелких металлических включений, содержащихся в сжиженном газе.
Фильтр из полиэстера
Изделия из полиэстера тоже устойчивы против разрушений и деформаций. Синтетическое сырье не подвержено естественному старению, внешние факторы не оказывают на него негативных влияний.
Булпреновый элемент
Благодаря заполнению пенистой структурой всего корпуса, в фильтре из булпрена, топливо максимально очищается от нефтяных фракций и прочего мусора. При прохождении сквозь мелкие поры, газовые потоки почти не испытывают сопротивления.
Для очистки газа в метановых установках применяются войлочные или вискозные пыжи.
Как выбрать фильтр ГБО
При выборе газового фильтра лучше всего опираться на отзывы автовладельцев и рекомендации установщиков. Не забывая о важных моментах:
- Подбор нужно делать по характеристикам, рекомендованным производителем ГБО в руководстве по эксплуатации;
- Цена. Хороший расходник не может стоить слишком дёшево;
- Рассматривать желательно оригинальный товар известных производителей;
- Не малую роль играет качество упаковки;
- Наличие комплекта сменных уплотнителей (ремкомплекта);
- Покупать лучше в проверенных магазинах.
Автомобильный рынок переполнен подделками поэтому:
- Обратить внимание стоит на наличие логотипов (голограмм) изготовителя, на упаковке и корпусе устройства;
- Качество сборки элемента жидкой фазы, можно оценить визуально. Проверить проклейку бумаги к пластиковым или металлическим деталям, а также равномерность, плотность, количество слоёв материала. Фильтр неразборного типа (тонкой очистки), кроме осмотра сборки корпуса, проверить не получится. Не редки случаи отсутствия элемента внутри.
Ввиду небольшой стоимости, среди автомобилистов популярностью пользуются элементы с бумажной основой. Другие материалы выполняют свои функции также не плохо.
Главное помнить, любой элемент имеет ресурс, рано или поздно он потеряет свои свойства, если не соблюдать периодичность его замены.
Не стоит экономить на такой важной детали, особенно для газового оборудования 4-го поколения, где зачастую устанавливаются дорогостоящие форсунки премиум класса. Здесь рекомендуется ставить дополнительный (разборный со сменным картриджем) циклонный фильтр паровой фазы, с отстойником для сбора конденсата. В оборудованиях низших классов (1,2,3 поколений), лишним такая очистка топлива также не будет.
Таблица выбора фильтрующих элементов ГБО 2-4 поколения с ценами:
Марка/артикул фильтра ГБО | Фильтр тонкой очистки, цена в руб. | Сменный элемент фильтра грубой очистки, стоимость в руб. | |||
---|---|---|---|---|---|
в сборе | картридж | редуктора | электроклапана | заправочный в сборе/элемент | |
ZAVOLI (Заволи) 400 | 1000 | 500 | — | — | — |
Alex Ultra 360 (Алекс ультра) | 750 | 350 | — | — | — |
Digitronic (Диджитроник) BLASTER 12 x12 | 600 | 240 | — | — | — |
BRC (Биэрси) SEQUENT FJ HE | 550 | 250 | — | — | — |
Lovato Easy Fast FSU без датчика | 1100 | 750 | — | — | — |
Bulpren (Булпрен) F-782 (12х12) | 300 | — | — | — | — |
FILGAZ (Филгаз) 1212 (1 вых.) пластик | 250 | — | — | — | — |
ATIKER (Атикер) K01.001263 | 1000 | 480 | — | — | — |
OMVL (ОМВЛ) 900011 | 650 | — | — | — | — |
Lovato Smart (с MAP) | 5600 | 750 | — | — | — |
Tomasetto (Томасетто) AT 07/AT 09 | — | — | 300 | — | — |
OMVL CPR-M | — | — | 450 | — | — |
LOVATO (Ловато) RGJ | — | — | 370 | 150 | — |
ATIKER 1200 (фильтр клапана нижний) | — | — | — | 100 | — |
12008 (нижний) | — | — | — | 200 | — |
1203 (боковой) | — | — | — | 100 | — |
1203 (низ) | — | — | — | 150 | — |
Brc (нового образца) | — | — | — | 200 | — |
LANDI RENZO (Лэнди рензо) | — | — | — | 250 | — |
OMB (ОМБ) | — | — | — | 350 | — |
OMVL (ОМВЛ) STD | — | — | — | 470 | — |
OMVL BFC | — | — | — | 470 | — |
VALTEK тип 01-07 | — | — | — | 400 | — |
Valtek (Вальтек) BFC | — | — | — | 300 | — |
BRC RIVER | — | — | — | 350 | — |
Заправочный фильтр ВЗУ F-704C/CF-110 | — | — | — | — | 5400/790 |
260 BAR (метан) заправочный | — | — | — | — | 8200 |
Как заменить газовый фильтр на авто с ГБО 4 поколения
Замена фильтра на газовом оборудовании 4-го и 2-го поколения, не требует больших усилий. Эту операцию можно выполнить своими силами, не прибегая к помощи специализированного автосервиса. Сэкономив при этом около 2000р.
Признаки забитого фильтра
В некоторых системах может сработать звуковая/световая сигнализация кнопки газ/бензин и зуммера (см. руководство по эксплуатации). Но если элемент забился, симптомы будут очевидны:
- двигатель глохнет или не развивает мощность;
- топливная система самопроизвольно переходит на питание газовой смесью.
Как часто менять
По требованиям регламента обслуживания ГБО, менять фильтры надо не реже чем каждые 7000-10 000 километров пробега. Бывают отклонения от нормы, всё зависит от качества топлива, условий эксплуатации и производителя газового оборудования.
Обслуживание газобаллонного оборудования удобно совмещать с плановым ТО на автомобиле.
Замена фильтра грубой очистки редуктора ГБО
Для замены понадобится:
- шестигранник на 6мм.;
- набор автоинструмента;
- ветошь;
- фильтрующий элемент высокого давления с уплотнительными кольцами;
- приготовить мыльный раствор.
Первым делом нужно перекрыть подачу топлива из баллона, закрутив вентиль мультиклапана. Запустить двигатель и израсходовать газ в топливной магистрали, до перехода на бензин (применимо к 4-му поколению). На 2-ом поколении мотор просто заглохнет. Данную инструкцию можно применить ко многим моделям редукторов фирм Tomasetto (Томасетто), Digitronic (Диджитроник), Landi Renzo (Ланди рензо), (Ловато) Lovato, Omvl (Омвл). Замена газового фильтра на ГБО 2 поколения аналогична.
Кран подачи топлива на мультиклапане
Снять клемму с аккумулятора. Открутить крышку фильтрующего элемента на редукторе, с помощью шестигранника или рожкового ключа. При этом выйдут остатки газа.
Демонтаж крышки фильтра грубой очистки редуктора
Аккуратно вынуть старый элемент и два уплотнительных кольца (верх/низ).
Уплотнительные кольца фильтрующего элемента
Изношенный элемент газового фильтра
Чаще всего газовые фильтры жидкой фазы загрязняются окислами (выглядит как мелкий песок), образующимися в магистральных трубках, изготовленных из меди. Поэтому при установке ГБО рекомендуется использовать специальные пластиковые трубопроводы. Для метана используются только стальные магистральные трубки, т. к. система работает при сверхвысоком давлении.
Вычистить посадочное место элемента (лучше всего это делать пылесосом). Установить нижнюю прокладку. Чтобы избежать проблем с утечкой топлива, обязательно заменить резиновые уплотнители на новые.
Установка новых уплотнителей в корпус фильтра
Затем поставить новый элемент и верхнее кольцо.
Новый элемент газового фильтра
Сборка фильтра газового
Накрыть крышкой, равномерно без особых усилий затянуть винты.
Если редуктор марки ОМВЛ CPR, то здесь всё ещё проще. Нужно открутить гайку на входе, вынуть многоразовую пластиковую сетку. Промыть/продуть или поменять её, собрать фильтр в обратном порядке.
Замена пластиковой сетки редуктора ОМВЛ CPR
Замена фильтра тонкой очистки
Для замены понадобится:
- Крестовая отвёртка;
- Съёмник/круглогубцы для стопорных колец (если фильтр BRC);
- Фильтр тонкой очистки (или сменный картридж);
- По возможности запастись металлическими хомутами, с таким же размером как на трубках паровой фазы;
Крестовой отверткой, ослабив хомуты снять фильтр тонкой очистки.
Демонтаж фильтра паровой фазы
Важно обратить внимание на стрелку, которая указывает направление движения газовой смеси.
Указатель направления движения топлива на фильтре тонкой очистки
Заменить газовый фильтр на новый. Поменять хомуты по мере их износа. Маркером на корпусе фильтра можно написать данные по пробегу и дате замены.
Если к системе подключено устройство циклонного типа с отстойником (вихревой), например такие популярные модели как Alex Ultra 360 (Алекс Ультра), Poletron 360 (Политрон), Valtek (Валтек) или Lovato (Ловато).
Фильтр «Политрон» с отстойником
Демонтаж такого фильтры часто не требуется. Здесь нужно снять стакан.
Замена картриджа в фильтре «Ловато»
Извлечь картридж фильтра.
Разборка циклонного фильта
Слить жидкость. Почистить/протереть корпус.
Масляные отложения в корпусе газового фильтра
Установив новый картридж и уплотнители собрать всё в обратном порядке.
Если установлен фильтр Брс, нужно круглогубцами снять стопорное кольцо, достать элемент. Прочистить корпус и собрать всё на место, установив сменный картридж.
Замена фильтрующего элемента электромагнитного клапана
При смене фильтра высокого давления (грубой очистки) в выносном клапане, для удобства часто требуется его демонтаж. По этой причине удобен клапан фирмы OMB.
Клапана Lovato (Ловато) как правило приходится снимать. Из-за нижнего расположения корпуса элемента. Ключом на 14 открутить трубки от клапана. Шестигранником на 5 выкрутить винт. Извлечь старый элемент, а также уплотнительные кольца.
Прочистить корпус, установить нижний уплотнитель, поставить новый элемент и верхнее резиновое кольцо. Прокладки можно смазать для лучшего уплотнения. Очистив магнит от грязи прикрепить его к металлической части элемента. Собрать клапан в обратно порядке, установив его на авто.
Ввиду схожих конструкций, аналогично будет выглядеть замена элемента в клапанах Atiker (Атикер), BRC (БРС), Valtek (Вальтек) различных модификаций.
За исключением клапана Brc River. Где ключами 19 и 22, нужно раскрутить корпус и поменять фильтр/сетку или прочистить ее, собрать всё обратно.
Клапан БРС Ривер
После всех манипуляций, ветошью протереть газовые магистрали в подкапотном пространстве. Открыть подачу топлива из баллона, если нет явных утечек, одеть клемму АКБ, завести мотор. Обмылить соединения, если появляются пузыри при переходе системы на газ, необходимо устранить утечку.
Видео по замене фильтров ГБО 4 поколения:
https://gbomotor.ru/komplektuyuschie/filtry-gbo-na-avtomobile