«Отбилось за полгода». Три истории установки газового баллона на очень разные машины
Экономия — главная причина, которая подталкивает белорусов к установке ГБО. И неважно, какая в семье машина — прожорливый «американец», рабочая лошадка Lada или относительно шустрая Honda. Совместно с «Белоруснефть» мы собрали три истории наших читателей: они рассказали про свой опыт эксплуатации автомобилей на пропан-бутане и подсчитали выгоду. Действительно ли убивается двигатель, а баллон может взорваться? Продать машину с ГБО нереально? Спросили у тех, кто давно в теме.
История 1. Две одинаковые Honda Accord в семье. Одна с ГБО, другая нет
У Евгения в семье две практически одинаковые Honda Accord. У одной в техпаспорте отмечен 2008 год выпуска, второе авто на год моложе. Под капотами у обеих машин бензиновые моторы объемом 2,4 литра. Разница — у одной из них в нише запаски находится ГБО.
— Honda черного цвета (на год старше) моя — мы ездим на ней вместе с супругой, вторая принадлежит сестре жены Веронике. Поездка в деревню (один и тот же маршрут на двух авто) нам обходится в 50 рублей, родственнице — в 90, — с ходу озвучивает выгоду Евгений. Но к более точным подсчетам мы еще вернемся.
— Когда подыскивал машину (в 2020 году), смотрел варианты с небольшим расходом — не более 10 литров на 100 км. По итогу купил Honda, на которую бывший владелец только-только поставил газовое оборудование. Пробег тогда был 220 000 км, сейчас — 310 000.
Итого в год автомобиль Евгения проезжает около 30 000 км, в месяц — примерно 2500 км. По его словам, средний расход на газу — около 10 литров на 100 км по трассе, 11—12 литров — если ехать по городу и кольцевой. Актуальный прайс на пропан-бутан — 1,23 рубля за литр. То есть 100 км в смешанном режиме Евгению обходятся в сумму около 13,5 рубля.
Расход Accord на бензине — 9,4 литра АИ-95, что подтверждает бортовой компьютер второй машины. Считаем: 100 км стоят 22 рубля. Получается, Евгений экономит 8,6 рубля на каждой сотке, или примерно 215 рублей в месяц.
Мужчина демонстрирует договор на установку ГБО четвертого поколения — оно обошлось предыдущему хозяину в 1005,5 рубля в 2018 году. Значит, теоретически (без поправки на меняющиеся цены на топливо и возросшую стоимость оборудования) Евгений мог бы отбить его за 5 месяцев. Но подсчеты, конечно, примерные.
Почему же при такой экономии ГБО не спешат устанавливать и на вторую машину? Вероника объясняет: она часто ездит с ребенком, поэтому беспокоится о безопасности. Евгений же утверждает, что волноваться не о чем.
— Аттестацию баллона нужно проводить раз в три года. Иначе нельзя пройти техосмотр, да и на заправке могут банально отказать. А на газу я езжу постоянно: на бензине только прогреваюсь. Какого еще обслуживания требует ГБО? Разве что замены газового фильтра — каждые 20 000 км.
Разрушу еще один стереотип — в машине газом не пахнет. Что касается потери динамики, то оборудование откалибровано таким образом, что при достижении 4000 об/мин газ автоматически переключается на бензин. Это выручает во время обгона на трассе. Конечно, на бензине авто едет гораздо веселее. Но мы с супругой быстро или агрессивно не катаемся, поэтому динамики хватает и на газу.
Есть миф, что ГБО убивает мотор. Лично я в двигателе не ковырялся ни разу — исключительно ТО и замена расходников. Какие минусы для себя выделил? Это отсутствие места для запаски (пришлось купить ремкомплект для шин) и очереди, с которыми я периодически сталкиваюсь на АЗС. Газовых заправок мне, живущему в Привольном и работающему в Минске, по маршруту хватает. Но, бывает, подъезжаешь туда, а там уже четыре таксиста ждут своей очереди на одну-единственную колонку.
Небольшой дискомфорт доставляет еще и то, что на газовой заправке все пассажиры обязаны выходить из машины — таковы правила.
Основные плюсы ГБО:
• экономия: около 8,65 рубля на каждой сотне, или примерно 216,35 рубля в месяц, в случае Евгения;
• в авто с исправным ГБО газ не имеет запаха.
• отсутствие места для запаски;
• очереди на газовых заправках.
История 2. Живет за городом, ездит на прожорливом «американце»
Следующий наш герой — Дмитрий Новицкий, популярный автоблогер. В его семье сразу два «американца» на газу — Jeep Cherokee (4 литра, бензин) и Pontiac Trans Sport (3,8 литра, бензин). Вторую машину сейчас взяли друзья, поэтому поговорим о первой. Jeep 1997 года выпуска автоблогер приобрел примерно 6—7 лет назад. Дмитрий живет за городом, но затрудняется ответить, сколько километров на одометре прибавляется ежегодно: был период, когда автомобилем пользовалась только супруга. Пару зим машина пропустила, потому что мужчина решил ее поберечь. От 5000 до 30 000 км — такой среднегодовой пробег озвучивает водитель.
— Но тут и считать ничего не нужно, — говорит Дмитрий. — По пути из дома в город и обратно я проезжаю 100 км. День у меня «стоит» 25 рублей на газу против 50 на бензине при среднем расходе в 20 литров в обоих случаях. Разница почти в два раза. Сколько нужно зарабатывать, чтобы ездить на бензине и отдавать каждый день на топливо 50 рублей? Я, откровенно говоря, не знаю.
Я не фанат ГБО. Когда покупал Cherokee — ничего не знал о газе. Попробовал — понравилось. В будущем, если буду покупать бензиновую машину, на 90% уверен, что тоже установлю ГБО. Почему? Да просто потому, что это дешево — ездишь чуть ли не за три копейки.
Раз в год езжу к хорошему механику, который оценивает состояние ГБО (и так советую делать всем). Ключевое слово — «хорошему». У меня получилось так: один раз, на шестой год эксплуатации авто, я обратился к не очень классному специалисту. Он продиагностировал ГБО и сказал, мол, все окей. А оно не окей, оно глючит! Поехал к другому мастеру — оказалось, что шланги нужно менять. Проблема после этого исчезла.
Теряет ли машина динамику? Тут 4-литровый мотор, 10 секунд до сотни — о чем речь? Мне кажется, потерю динамики почувствуешь разве что на авто с литровым или полуторалитровым двигателем.
Среди минусов газового оборудования, которое установлено на Cherokee, Дмитрий называет маленький объем баллона. Блогер часто путешествует с семьей, загрузив машину буквально доверху (на крыше есть дополнительный багажник), поэтому запас хода очень важен.
— Объем газового баллона здесь — 40 литров. Запас хода на газу — около 200 км. Этого мало: на заправку заезжаю каждые два дня, надоедает. Но если поставить баллон побольше, то «исчезнет» багажник, потому что Jeep Cherokee хоть и выглядит брутально, но по размерам он как Kia Rio X. Буду все-таки ставить баллон побольше или нет? Честно, пока не решил.
Какие еще недостатки есть у ГБО? Дмитрий вспоминает: оборудование довольно громко подает сигнал, если газовое топливо заканчивается. Звук может разбудить мирно спящих на задних сиденьях детей.
— Сталкивался ли я с проблемами по двигателю или убитыми клапанами? Нет, тут двигатель, который выпускают с 1967 года. Ничего с ним не случится.
Плюсы ГБО:
• экономия на топливе почти в два раза в случае Дмитрия;
• нет потери динамики.
• объемный баллон занимает весь багажник;
• громкий звуковой индикатор при низком уровне топлива.
История 3. Сменил четыре машины — и все на газу
Минчанин Сергей, кажется, самый преданный фанат ГБО среди наших сегодняшних героев. Он сменил четыре машины на газу. Первой была Toyota Sienna 2005 года выпуска с 3,3-литровым бензиновым мотором. Мужчина пригнал ее из США. По своей инициативе поставил ГБО в 2008-м и проездил на авто около двух лет.
— Еще во время поиска машины стал изучать вопрос с газом. Пришел к выводу, что плюсов больше, чем минусов, — утверждает Сергей. — Недостаток — температура сгорания топлива выше. Просто нужно понимать, что красная зона у тебя на тахометре начинается на 1500 оборотов раньше — вот и все. Но при этом газ сгорает полностью в отличие от бензина — и не остается никаких отложений. Поэтому первый аргумент в пользу ГБО — это экономия даже не на топливе, а на вложениях в двигатель в процессе эксплуатации. Еще меня греет то, что газ более экологичен в плане выбросов.
Еще один плюс — у твоей машины увеличивается запас хода. То есть ты можешь какой-то отрезок дороги проехать на газу, а когда он закончится — переключиться на бензин. Таким образом, 50-литровый баллон прибавляет около 500—600 запасных километров.
Следующий автомобиль — Toyota Picnic 1998 года выпуска с 2-литровым мотором. Минчанин также отъездил на ней меньше двух лет, ГБО шло «в подарок» при покупке.
Третья по счету машина — снова Toyota, но уже Carina: 1992 год выпуска, 1,6-литровый двигатель, ГБО было установлено предыдущим владельцем. Проездил на этом авто Сергей около четырех лет.
Сейчас основная машина — Lada Largus 2015 год выпуска с 1,6-литровым мотором. Она в семье мужчины уже 8 лет.
— Ставил ГБО у гаражника, который занимается установкой официально. Ставить кустарным методом я бы не решился — иначе без документов машина не пройдет техосмотр. Считал, конечно, экономию — расходы на топливо сокращаются на 40%. По моим подсчетам, ГБО отбилось за полгода.
Говорим о недостатках. Сергей называет обязательную аттестацию раз в три года. Мол, надо выездить все топливо, приехать на специализированную СТО и дождаться освидетельствования. Баллон занял всю нишу для запаски — это тоже достоинством не назовешь.
— Многие не обращают внимания на свечи. Но газу нужна более четкая искра, скажем так. Если не произвести замену вовремя — двигатель начинает троить раньше, чем в случае с бензином. Но зато газ приучил меня следить за состоянием свечей и менять их чаще, чем того требует регламент. Добавляется в расходы и газовый фильтр.
— Многие боятся, что ГБО может взорваться. Что отвечаете на такие аргументы против газового оборудования?
— Толщина стенки металлического баллона со сжиженным газом — около 2 мм. У бензобака сильно меньше. Теоретически при аварии вероятность возгорания выше во втором случае.
Есть ли сложности с продажей авто на газу? Ведь потенциальный покупатель может связать ГБО с большими пробегами, а значит, и с более уставшим состоянием транспортного средства. Сергей говорит, что с таким не сталкивался, покупатели охотно забирали машины — за счет, видимо, адекватной цены на них.
Плюсы ГБО:
• расходы на топливо снизились на 40%, по расчетам Сергея;
• газ считается экологичнее бензина;
• и «полезнее» для двигателя, так как сгорает полностью;
• ГБО дает дополнительный запас хода.
• температура сгорания газового топлива выше;
• необходимость проходить освидетельствование;
• газ не прощает плохие свечи.
https://auto.onliner.by/2023/09/29/tri-istorii-pro-gaz