Настройка ГБО 4 поколения своими руками на примере Шевроле Авео
Газобаллонное оборудование привлекает многих водителей. Прежде всего, возможностью сэкономить на дорожающем бензине. Настроить ГБО 4 поколения сегодня можно на СТО или можно установить самостоятельно, как и любые запчасти на Шевроле Авео, Лачетти, Дэу Ланос, Sens и большинства бюджетных автомобилей хоть на первичном, хоть на вторичном рынке.
Сложности в настройке ГБО 4
Большинство газобаллонных систем четвертого поколения используют одну архитектуру, не зная которой, о регулировке говорить нечего. Необходимо знать хотя бы основные параметры и компоненты системы. Интерфейс программного обеспечения также во многом схож у большинства производителей. Мы будем рассматривать настройку и устройство газобаллонной системы на примере ГБО 4 с электронным блоком управления Stag и с программным обеспечением Stag-4 Qbox Plus , которое есть в свободном доступе на официальном сайте польской компании АС. Программное обеспечение русифицировано, поэтому сложностей с переводом быть не может. Мы разберем основные пункты настроек, которые желательно откорректировать, но для начала заглянем под капот.
Устройство ГБО 4 Стаг
В отличие от ГБО более свежих поколений, четвертое поколение продолжает использовать газ в жидкой фазе, преобразуя его в газообразную и подавая его в камеру сгорания через собственные газовые форсунки. Основные компоненты газобаллонного оборудования четвертого поколения следующие:
- Клапан подачи газа. Он установлен между баллоном с жидким газом и редуктором. Его задача проста — по команде системы управления ГБО клапан открывается и подает сжиженный газ в редуктор. Когда на клапан не подается напряжение, он должен быть плотно закрыт.
- Газовый редуктор. Внутри редуктора нефтяная газовая смесь испаряется за счет перепада давления и температуры, передаваемой системой охлаждения двигателем. Кроме этого, редуктор должен понижать давление в системе до рабочего, этот параметр также регулируется.
- Форсунки. Устанавливаются как можно ближе к впускным клапанам, чтобы сократить время подачи газа в камеру сгорания. Чем меньше время открытия газовой форсунки, тем точнее дозируется газообразное топливо и тем выше отдача двигателя, меньший расход газа.
- Датчик давления и температуры топлива (МАР-сенсор). Контролируя эти параметры, датчик выдает данные на электронный блок управления ГБО, позволяя ему делать точные расчеты и корректировки в реальном времени в зависимости от условий эксплуатации.
- Фильтр тонкой очистки газа. В зависимости от модели редуктора, может быть установлен как в его корпусе, так и иметь выносную конструкцию. Тонкая фильтрация топлива в газообразном состоянии проводится на уровне около 80 микрон.
Приступая к регулировке и настройке ГБО, необходимо знать ряд параметров системы, если они не покупались комплектом, или же автомобиль уже был куплен с ГБО.
Например, важно знать тип форсунок, диаметр дюзы, а это может зависеть от объема, мощности и модели двигателя.
Кроме этого, следует проверить систему на наличие неисправностей и износа. Часть самых распространенных поломок ГБО мы разбирали здесь, но стоит обратить внимание на качество затяжки хомутов на патрубках ГБО, контакты на электронном блоке управления системы, а также контакты питания, которые идут на аккумулятор.
Для настройки системы нам будет необходим ноутбук под управлением системы Windows, а также кабель, который подключается к диагностическому разъему блока управления ГБО и к USB-входу ноутбука.
Скачивать с официального сайта желательно самую последнюю прошивку программы, там же можно скачать и драйвера для ПО на любую систему, начиная с Висты, заканчивая Win10.
Настраиваем ГБО своими руками
Когда все оборудование для настройки готово и подключено, ПО установлено и обновлено, можно запускать двигатель на холостых оборотах и открывать программу по настройке.
На первой вкладке нам покажут параметры автомобиля. Теоретически они должны выставляться автоматически. Тем не менее проверить их стоит.
- Количество цилиндров, здесь вопросов не возникнет.
- Количество цилиндров на катушку. Зависит от типа системы зажигания. Если выставить этот параметр правильно, обороты двигателя (указаны стрелкой) будут соответствовать показаниям тахометра.
Вторая вкладка показывает параметры ГБО. Необходимо обратить внимание на такие пункты:
- Тип топлива, пропан-бутан или метан (LPG, CNG).
- Тип форсунки. Система должна их распознать, но лучше знать название форсунок самому.
- Температура включения газового оборудования . Вопрос спорный, но большинство пользователей склоняются к температуре 40-45 градусов. Это оптимальная температура как для зимы, так и для лета.
- Обороты двигателя при переключении на газ. Можно оставить значение по умолчанию, можно установить индивидуальные обороты.
- Время включения ГБО. Оптимальное время срабатывания после пуска — 60 секунд минимум.
- Отключение цилиндра. Можно оставить по умолчанию, а можно поэкспериментировать, чтобы добиться максимальной плавности переключения на газ.
- Теплый старт. Возможность запуска двигателя на газу, когда мотор прогрет.
- Минимальная температура газа. Устанавливает температуру газа, при которой двигатель переходит на бензин.
- Максимальные обороты на газе. Оптимально установить максимальные обороты двигателя, чтобы переход на бензин был как можно реже.
- Минимальные обороты на газе. Перевод на бензин осуществляется при указанных оборотах.
- Максимальная нагрузка двигателя на газе. Лучше оставить в пределах 80%.
- Давление редуктора. Если установить минимальное давление, то двигатель сможет работать на газу вплоть до полного опустошения газового баллона, то есть на парах. А после переключится на бензин.
- Датчики температуры газа и редуктора. Здесь нужно быть внимательным, если датчики не шли в комплекте с оборудованием.
- Самый простой способ определить тип датчика — сравнить его показатели с температурой антифриза. Они должны максимально совпадать.
Вкладка Расширенные параметры позволяет разрешить или запретить аварийные запуски на газу, без привлечения стандартной топливной системы на бензине.
Но используя эту опцию, нужно помнить, что бензонасос может работать без бензина, что приведет к моментальному выходу из строя.
Поэтому запуская мотор только на газу, необходимо отключить бензонасос (вынуть предохранитель или отключить провод).
После этого необходимо выполнить автокалибровку на соответствующей вкладке.
На холостых оборотах нажимаем кнопку «Старт», после этого все четыре газовые форсунки будут подключаться по очереди, при этом время их срабатывания будет отображаться на поле справа возле времени срабатывания бензиновых форсунок.
На автокалиброку новых блоков управления уходит не более 2-3 минут.
Переходим на вкладку Карты, где отображаются кривые работы двигателя на бензине (синяя), на газе (зеленая) и кривая множителя (оранжевая), которая зависит от давления в редукторе, а также от диаметра отверстия в газовых форсунках.
Если кривая множителя не находится на уровне 1,2-1,4 единиц (зависит от индивидуальных параметров двигателя), необходимо корректировать давление в редукторе или же менять сечение отверстия в форсунках:
-
Если кривая множителя выше параметра 1,6, давление в редукторе слишком низкое, необходимо в реальном времени увеличить давление в редукторе, провернув винт на корпусе в сторону увеличения.
Осталось отрисовать карты бензина и газа в движении. Подробнее о том, как настроить ГБО 4 поколения в движении, мы рассказывали здесь, а в общих чертах регулировка сводится к следующему:
- Проезжаем 8-10 км на бензине на разных оборотах и разной нагрузке. В это время отрисовывется синяя карта бензина.
- То же расстояние проезжаем на газу при тех же нагрузках и скорости.
- Оцениваем состояние бензиновой и газовой карт.
В идеале они должны сливаться в одну линию.
Если этого не произошло, корректируем газовую карту точками на кривой множителя так, чтобы синяя и зеленая кривые совпали максимально точно.
Таким образом, имея ноутбук и соединительный кабель, а также программное обеспечение, можно быстро настроить газобаллонное оборудование четвертого поколения своими руками.
https://chevyavto.com.ua/blog/47-nastrojka-gbo-4-pokoleniya-svoimi-rukami/