Метан или пропан: что лучше установить для двигателя легкового автомобиля, какое ГБО безопаснее
Автотовары
На чтение 7 мин Просмотров 163 Опубликовано 11.08.2020
При переходе на альтернативные источники энергии многие автовладельцы затрудняются в выборе газовой установки. Метан или пропан на авто — что лучше использовать в качестве топлива, сложно решить только в первый раз. Опытные автомобилисты рекомендуют обратить внимание на характеристики газов, а также учесть вид и способ эксплуатации транспортного средства.
Технические характеристики метана и пропана на авто
Газовое топливо для заправки легковых и грузовых автомобилей не имеет запаха и цвета. Пропан-бутановая смесь содержит сжиженные газы, полученные путем переработки нефтепродуктов.
Метановое горючее — сжатая субстанция природного происхождения. Вещества по-разному влияют на работу двигателя транспортного средства и экологию.
Метан — углеводород, добываемый из земных недр.
Для использования в газобаллонном оборудовании (ГБО) он проходит несколько стадий подготовки:
- многоступенчатую фильтрацию;
- добавки одорантов;
- сжатие компрессором до 220-250 атмосфер;
- помещение в толстостенные резервуары повышенной прочности.
В природном газе мало примесей, поэтому он не требует глубокой очистки. Это один из самых чистых видов топлива, с показателем детонационной стойкости 110 единиц.
Он может накапливаться в закрытом пространстве и быстро рассеиваться при притоке свежего воздуха. Взрывоопасным вещество становится при концентрации в окружающей среде выше 4,4%.
Для заправки транспортных средств используют автомобильный пропан, полученный путем крекинга нефтепродуктов.
Для придания газу необходимых свойств его очищают от примесей, соединяют в сжиженном состоянии с бутаном и нагнетают в емкости под давлением до 15 атмосфер.
По ГОСТ бутановая составляющая в газовой смеси должна быть не более 60%. В зимнем топливе ее доля составляет менее 25%. При достижении концентрации в воздухе 2,1% смесь становится взрывоопасной.
Общие преимущества и недостатки газов в топливе
Газовое горючее обладает следующими положительными характеристиками:
- Низкой стоимостью по сравнению с бензином. При добыче природного газа производительность труда выше, чем при извлечении из недр нефти и угля.
- Экологичностью. Продукты горения содержат минимальное количество токсинов.
- Эффективностью при использовании в качестве энергоносителя благодаря высокой температуре, возникающей в процессе горения.
- Снижением износа деталей машины благодаря использованию газов вместе с бензином. При сгорании газового топлива на элементах поршневого двигателя остается минимальное количество копоти.
В отличие от бензинового топлива, газы не смывают масло с цилиндров силового агрегата, увеличивая срок их службы. При сгорании они не выделяют сажу, что продлевает время эксплуатации свечей.
Температура возгорания газового горючего выше, чем бензинового. Однако это свойство не ведет к преждевременному износу элементов топливной системы.
Недостатки использования топлива на основе газа:
- Высокая стоимость монтажа и ремонта специального оборудования.
- Потеря мощности силового агрегата на 18-20%. При монтаже ГБО 4-го поколения снижение мощности не превышает 7%.
- Появление запаха при нарушении герметичности элементов газовой системы.
- Повышенный износ клапанов и других чувствительных элементов двигателя по причине «сухого» горения топлива.
Экологичность видов
Рассматриваемые газы по-разному воздействуют на окружающую среду. По безопасности метан уступает только водороду, а при сгорании не выделяет смол.
Установки на этом виде топлива соответствуют классу Евро-5, что позволяет экономить на экологических сборах. При сгорании изготовленного из нефти пропана в атмосферу выделяются смолы и токсичные соединения.
Что безопаснее
Заправленный метаном автомобиль менее опасен для водителя и пассажиров по таким причинам, как:
- низкая взрывоопасная концентрация;
- меньшее воздействие на износ элементов двигателя.
Кроме того, легкий газ при утечке быстро поднимается в воздух и покидает салон машины через открытые окна, а при аварии баллоны с метановым горючим повреждаются реже.
Пропан более токсичен. При вытекании он испаряется медленно, что приводит к постепенному повышению его концентрации и взрывоопасной ситуации.
Установка качественного ГБО повышает безопасность во время эксплуатации транспортных средств. На баллоны с топливом устанавливают регуляторы пожаробезопасности с электромагнитным, скоростным и пожарным клапанами. Они отвечают за прекращение подачи топлива в неработающий силовой агрегат.
Сравниваем метан и пропан
Заправка газом — практичная и экономичная альтернатива бензину.
Таблица сравнительных характеристик позволит оценить разницу при использовании рассматриваемых видов топлива:
Характеристики | Пропановые характеристики | Метановые свойства |
Октановое число | 100 | 110 |
Стоимость, руб. | 21 за 1 л. | 15 за 1 м³ |
Средняя стоимость блока на 4 цилиндра, руб. | 27 000 | 60 000 |
Вес баллона, кг | 20-30 | 60-125 |
Сжатие в баллоне, атмосфер | 10-15 | 200-250 |
Запас топлива на комплект, км. хода | 600-1 000 | 250-350 |
Экологическая безопасность | Высокая | Полная |
Негативное влияние на элементы двигателя | Высокое | Низкое |
Снижение мощности силового агрегата, по сравнению с использованием бензина | 5% | 20% |
Доступность заправок | Столько же, сколько и бензиновых | 1-2 в крупном городе |
Расход пропана на 100 км пути на 5-7% выше, чем потребление бензина. У метана, наоборот, этот показатель ниже на 5-10%.
Стоимость установки газобаллонного блока четвертого поколения на метановом топливе выше, однако во время эксплуатации он более экономичен.
Какой газ предпочтительнее
По статистике, на метане ездят около 20% автомобилистов. Этот газ оптимально подходит для грузового транспорта, спецтехники и автобусов. Монтаж ГБО выполняется быстро, а топливо является безопасным для пассажиров. Однако в небольших городах могут быть проблемы с заправкой баллонов, поскольку сеть АЗГС недостаточно развита.
Большая часть водителей легкового транспорта переходит на пропан. Габариты автомобилей не позволяют устанавливать большие и тяжелые баллоны, которые снижают запас хода.
Сложно найти сертифицированную станцию, работники которой смогли бы выполнить качественный монтаж и настройку агрегатов, работающих на метановом топливе.
Окончательный выбор автовладельцы делают самостоятельно, с учетом модели транспортного средства, требований к характеристикам топлива и его расходу.
Метан более безопасен, но на этапе монтажа оборудования нужны большие расходы. Установка ГБО для использования пропана доступнее по цене, и вес газа в баллонах меньше. Однако это топливо более токсичное и взрывоопасное.
Отзывы автовладельцев
С каждым годом на альтернативные источники энергии переходит все большее количество автомобилистов. Монтаж газобаллонных блоков IV и V поколений безопасен, поскольку агрегаты снабжены датчиками, позволяющими предупредить возгорание и утечку топлива.
На вопрос, какой газ лучше использовать — метан или пропан, нет точного ответа. Несмотря на то что оборудование для хранения и перевоза метанового горючего занимает больше места, часть владельцев легковых машин выбирают этот вид топлива. При достижении 20 000 км пробега установка ГБО окупается.
Поскольку баллон с метановым горючим весит около 75 кг, не исключено проседание задней части кузова. Для исключения этого автомобилисты рекомендуют поставить пружины РАВ4.
Перед монтажом агрегата на метане следует уточнить расположение АЗГС в городе и области. Некоторые автовладельцы заправляют баллоны на дому или в промышленных условиях, подключив компрессор к бытовой трубе.
Однако специалисты не рекомендуют этот способ, поскольку газ взрывоопасен. Баллон следует заправлять только в отведенных для этой цели местах.
Большинство автовладельцев выбирают установки четвертого поколения на метане. Газобаллонный блок занимает меньше места и весит не более 30 кг.
Отзывы подтверждают, что при использовании баллонов, работающих на газовом оборудовании, отсутствуют потери мощности двигателя. Снижение тяги наблюдается на горных дорогах и при резком наборе скорости, но переход на бензин компенсирует неудобства.
В пропане много вредных примесей, которые могут засорять элементы установки, поэтому автовладельцам необходимо чаще проходить техническое обслуживание.
Достоинством при переходе на этот вид топлива автовладельцы считают большой пробег на 1 заправке. Однако на АЗГС газ предлагается в разных пропаново-бутановых соотношениях, что требует регулировки оборудования.
Автомобилисты подсчитали, что экономия от использования этого вида топлива в течение 3 лет составит 300 000 руб. (по сравнению с ездой на бензине). Утечек газа при его использовании не стоит опасаться, если своевременно следить за техническим состоянием транспортного средства.
А какой вид газового топлива для заправки машины используете вы? вы им довольны или планируете переходить на альтернативные варианты?
- Лучший ароматизатор в машину
- Какое ГБО лучше поставить
- Какое масло заливать в двигатель Приора 16 клапанов зимой
- Какие лампы H4 лучше поставить в фары
https://autotuning.expert/rating/metan-ili-propan-luchshe-dlya-legkovogo-avto.html