Какое топливо выбрать: пропан или метан?
Автовладельцы, планирующие переоборудовать свой автомобиль на газовое топливо, сталкиваются с проблемой выбора между метаном и пропаном. Оба варианта более экономичны, чем бензин, но у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Прежде чем принять окончательное решение, следует взвесить все за и против.
Специфика каждого типа газового топлива
Газы, использующиеся в качестве горючего для легковых авто, значительно различаются по своим свойствам. Этим обусловливается специфика их хранения и применения.
Метан – это бесцветный природный газ без запаха и практически без посторонних примесей. Для использования сырья в качестве топлива его закачивают в емкости, где он хранится под давлением 200-250 атмосфер. Выдерживать такие нагрузки могут только специально усиленные баллоны. Поскольку они имеют толстые стенки, вес емкости на 12,5 кубометров начинается от 63 кг. На метановом ГБО имеется маркировка CNG (Compressed Natural Gas).
Пропан – углеродный газ, получаемый в основном путем крекинга нефти. В качестве топлива он используется не в чистом виде, а в смеси с бутаном и небольшим количеством этана. Пропан хранится в сжиженном состоянии в баллонах под давлением 10-15 атмосфер. Вес емкости на 50 л составляет 44 кг. Кроме того, баллоны для пропана могут иметь тороидальную форму. Они помещаются в нишу для запасного колеса, что позволяет сэкономить место в багажнике. Пропан-бутан имеет маркировку LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).
Несмотря на разницу, оба вида горючего применимы для легкового и грузового транспорта, автобусов, сельскохозяйственной техники, работающих на двигателях внутреннего сгорания. Выбор конкретного газа зависит от комплекса факторов:
- стоимости топлива и установки ГБО,
- технических характеристик мотора,
- конструктивной разницы между различными видами ГБО,
- степени безопасности,
- доступности заправочных станций,
- влияния на экологию.
Различия между ГБО для метана и пропана
Газовое оборудование для автомобилей, ездящих на пропане, стоит значительно меньше по сравнению с аналогами, рассчитанными на метан. В зависимости от поколения ГБО и конкретной модели разница в цене может доходить до 60%. Поскольку в пропановых баллонах газ находится под низким давлением, емкости имеют более компактные размеры и низкий вес. За счет этого увеличивается запас хода и снижается нагрузка на автомобиль. Потери мощности в работе двигателя при переходе на пропан не превышают 5-10%. Путем настройки контроллеров в ГБО разница становится практически неощутимой.
Пропановое оборудование имеет больший запас прочности и длительный срок службы. Вместе с тем у него есть существенный недостаток. В случае утечки пропан гораздо опаснее метана. В сжиженном состоянии он медленнее испаряется, а при взрыве имеет большую разрушающую способность. Эти особенности требуют от водителя регулярной проверки состояния ГБО и ограничивают использование пропанового горючего на пассажирских автобусах.
В метановых баллонах давление на порядок выше. Они много весят и занимают в 2-3 раза больше места. Отличия между ГБО касаются также таких узлов, как газовый редуктор или топливные магистрали. В метановом оборудовании используются жесткие металлические элементы с защитным покрытием, выдерживающим высокое давление. В пропановом применяется преимущественно медь. Вместе с редуктором ставится манометр, измеряющий уровень давления, и опционально электронный датчик, показывающий расход газа.
Большинство сервисных центров специализируются на установке пропанового ГБО. Стоимость переоборудования авто зависит от типа транспортного средства и характеристик двигателя. На современные автомобили желательно ставить оборудование 4-го поколения и выше. Стоимость таких систем для 4-цилиндровых двигателей начинается примерно от 40 000 руб. Для более мощных транспортных средств эта сумма удваивается.
С установкой ГБО, работающего на метане, ситуация значительно сложнее. Стоимость оборудования в несколько раз выше по сравнению с пропановым. Даже недорогое ГБО 4-го поколения обойдется автолюбителю более чем в 60 000 руб. К тому же, при переходе на метановое топливо водитель сталкивается с недостаточным количеством заправочных станций (2-3 на крупный город).
Расход газа и окупаемость
Ключевым критерием выбора между метановым и пропановым ГБО является финансовая выгода. Метан – более экономичное топливо, однако расход его выше, а установка оборудования обходится дороже. Поэтому при сравнении двух видов топлива прежде всего рассчитывают срок окупаемости ГБО. Пропан и метан имеют разную энергоемкость. В этом плане 1 л бензина сопоставим с 1,15 л пропана и 0,95 кубометра метана. Соответственно, по расходу топлива 3 метановых баллона на 80 кубометров эквивалентны 50-литровому баллону пропана.
Аргументом в пользу перевода автомобиля на метановое ГБО является достаточно стабильная цена топлива. Согласно распоряжению Министерства транспорта, стоимость метана не должна превышать 50% от цены бензина АИ-80, а она меняется значительно реже, чем стоимость других марок.
Универсальную калькуляцию расходов сделать сложно из-за изменения цен на топливо и ГБО. К тому же, для каждого транспортного средства получатся свои цифры. Разница в ценах на бензин и пропан превышает 2 раза. Метан стоит еще меньше. Расход пропан-бутановой смеси на 10-35% выше, чем бензина. В среднем экономия на топливе при переходе на углеродный газ может составить 32-45%. По сравнению с бензином метан выгоднее почти на 65%.
Современные двигатели могут работать на любом виде газового топлива, однако метан стоит меньше, хотя ГБО для него обходится дороже. Переход на метан дает заметную экономию для автомобилей с мощным двигателем, высокой грузоподъемностью и большим среднегодовым пробегом по ограниченной территории. Недостаток заправочных станций компенсируется возможностью установки на транспортное средство большого количества баллонов. Поэтому автобусы и грузовики часто оборудуются для работы на метане.
Для легковых автомобилей, работающих в обычном режиме, предпочтительным вариантом является пропан, что подтверждает сложившаяся ситуация.
Влияние газомоторного топлива на двигатель
Помимо снижения затрат на горючее, установка метана позволяет сэкономить на ремонте мотора. Метан мягко воздействует на двигатель и ходовую. Его октановое число достигает 120, тогда как у пропан-бутана только около 105. Метановое топливо горит равномернее и имеет более высокий КПД. Газ не содержит примесей, дающих сажу в процессе горения. К тому же при зимней эксплуатации транспортного средства отсутствуют проблемы, вызванные образованием конденсата в двигателе.
Установка метанового ГБО дает возможность увеличить в 4 раза рабочий ресурс катализатора, форсунок и трансмиссии и вдвое продлить срок эксплуатации свечей зажигания. Плюсы метана становятся очевидными во время движения по городу. Частые остановки и запуски двигателя увеличивают нагрузки на автомобиль и приводят к преждевременному износу ходовой части.
В плане защиты мотора пропан уступает метану, но превосходит бензин и дизельное топливо. Вместе с тем при переходе на газ увеличиваются температурные нагрузки на выпускной тракт, происходит потеря мощности и возрастает расход горючего. Этот недостаток можно устранить, регулируя момент зажигания в системе управления ГБО или установив дополнительные устройства. Например, вариатор опережения угла зажигания или перепрошитый контроллер ГБО не только решают проблему перегрева двигателя, но и повышают мощность автомобиля. Расход топлива при этом снижается в среднем на 2-8%.
Безопасность
В случае утечки пропан, который тяжелее воздуха, скапливается внизу. Случайная искра может стать причиной сильного возгорания и взрыва. Важно, чтобы установку пропанового ГБО выполняли специалисты. Это обеспечит надежность монтажа и безопасность работы оборудования. Кроме того, профессионалы учитывают ряд нюансов, которые неизвестны обычному человеку, но способны причинить серьезные повреждения или спровоцировать несчастный случай.
Метан легче воздуха и на открытом пространстве сразу улетучивается. Он представляет опасность только при утечке в замкнутом помещении. Баллоны для метана во много раз прочнее пропановых, поэтому вероятность их повреждения при ДТП ниже.
Заправка и запас хода
Стандартного 50-литрового баллона пропана достаточно, чтобы проехать по трассе до 500 км (в зависимости от конфигурации конкретного ГБО). При использовании метана дальние поездки существенно затруднены. В баллон объемом 80 л входит около 19 кубометров метана. Это 200 км хода для легкового автомобиля. Для грузовика или автобуса цифры еще меньше. К тому же при переходе на метановое топливо водитель сталкивается с недостаточным количеством заправочных станций и сравнительно длительным процессом закачки газа.
Сеть пропановых АГЗС широко разветвлена. Заправить автомобиль можно как на трассе, так и во многих населенных пунктах. Однако качество газа во многих случаях недостаточно высокое.
Влияние на экологию
Хотя данный показатель для автовладельцев не является приоритетным, не стоит сбрасывать его со счетов. В плане экологической безопасности однозначно выигрывает метан. В отличие от пропана, количество вредных примесей в нем минимально. При сгорании метан практически не загрязняет окружающую среду.
Заключение
Безусловно, после сравнения видов газового топлива выбор остается за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь все очень индивидуально.
Автовладельцы, планирующие переоборудовать свой автомобиль на газовое топливо, сталкиваются с проблемой выбора между метаном и пропаном. Оба варианта более экономичны, чем бензин, но у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Прежде чем принять окончательное решение, следует взвесить все за и против. Специфика каждого типа газового топлива Газы, использующиеся в качестве горючего для легковых авто, значительно различаются по своим свойствам. Этим обусловливается специфика их хранения и применения. Метан – это бесцветный природный газ без запаха и практически без посторонних примесей. Для использования сырья в качестве топлива его закачивают в емкости, где он хранится под давлением 200-250 атмосфер. Выдерживать такие нагрузки могут только специально усиленные баллоны. Поскольку они имеют толстые стенки, вес емкости на 12,5 кубометров начинается от 63 кг. На метановом ГБО имеется маркировка CNG (Compressed Natural Gas). Пропан – углеродный газ, получаемый в основном путем крекинга нефти. В качестве топлива он используется не в чистом виде, а в смеси с бутаном и небольшим количеством этана. Пропан хранится в сжиженном состоянии в баллонах под давлением 10-15 атмосфер. Вес емкости на 50 л составляет 44 кг. Кроме того, баллоны для пропана могут иметь тороидальную форму. Они помещаются в нишу для запасного колеса, что позволяет сэкономить место в багажнике. Пропан-бутан имеет маркировку LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ). Несмотря на разницу, оба вида горючего применимы для легкового и грузового транспорта, автобусов, сельскохозяйственной техники, работающих на двигателях внутреннего сгорания. Выбор конкретного газа зависит от комплекса факторов: стоимости топлива и установки ГБО, технических характеристик мотора, конструктивной разницы между различными видами ГБО, степени безопасности, доступности заправочных станций, влияния на экологию. Различия между ГБО для метана и пропана Газовое оборудование для автомобилей, ездящих на пропане, стоит значительно меньше по сравнению с аналогами, рассчитанными на метан. В зависимости от поколения ГБО и конкретной модели разница в цене может доходить до 60%. Поскольку в пропановых баллонах газ находится под низким давлением, емкости имеют более компактные размеры и низкий вес. За счет этого увеличивается запас хода и снижается нагрузка на автомобиль. Потери мощности в работе двигателя при переходе на пропан не превышают 5-10%. Путем настройки контроллеров в ГБО разница становится практически неощутимой. Пропановое оборудование имеет больший запас прочности и длительный срок службы. Вместе с тем у него есть существенный недостаток. В случае утечки пропан гораздо опаснее метана. В сжиженном состоянии он медленнее испаряется, а при взрыве имеет большую разрушающую способность. Эти особенности требуют от водителя регулярной проверки состояния ГБО и ограничивают использование пропанового горючего на пассажирских автобусах. В метановых баллонах давление на порядок выше. Они много весят и занимают в 2-3 раза больше места. Отличия между ГБО касаются также таких узлов, как газовый редуктор или топливные магистрали. В метановом оборудовании используются жесткие металлические элементы с защитным покрытием, выдерживающим высокое давление. В пропановом применяется преимущественно медь. Вместе с редуктором ставится манометр, измеряющий уровень давления, и опционально электронный датчик, показывающий расход газа. Большинство сервисных центров специализируются на установке пропанового ГБО. Стоимость переоборудования авто зависит от типа транспортного средства и характеристик двигателя. На современные автомобили желательно ставить оборудование 4-го поколения и выше. Стоимость таких систем для 4-цилиндровых двигателей начинается примерно от 40 000 руб. Для более мощных транспортных средств эта сумма удваивается. С установкой ГБО, работающего на метане, ситуация значительно сложнее. Стоимость оборудования в несколько раз выше по сравнению с пропановым. Даже недорогое ГБО 4-го поколения обойдется автолюбителю более чем в 60 000 руб. К тому же, при переходе на метановое топливо водитель сталкивается с недостаточным количеством заправочных станций (2-3 на крупный город). Расход газа и окупаемость Ключевым критерием выбора между метановым и пропановым ГБО является финансовая выгода. Метан – более экономичное топливо, однако расход его выше, а установка оборудования обходится дороже. Поэтому при сравнении двух видов топлива прежде всего рассчитывают срок окупаемости ГБО. Пропан и метан имеют разную энергоемкость. В этом плане 1 л бензина сопоставим с 1,15 л пропана и 0,95 кубометра метана. Соответственно, по расходу топлива 3 метановых баллона на 80 кубометров эквивалентны 50-литровому баллону пропана. Аргументом в пользу перевода автомобиля на метановое ГБО является достаточно стабильная цена топлива. Согласно распоряжению Министерства транспорта, стоимость метана не должна превышать 50% от цены бензина АИ-80, а она меняется значительно реже, чем стоимость других марок. Универсальную калькуляцию расходов сделать сложно из-за изменения цен на топливо и ГБО. К тому же, для каждого транспортного средства получатся свои цифры. Разница в ценах на бензин и пропан превышает 2 раза. Метан стоит еще меньше. Расход пропан-бутановой смеси на 10-35% выше, чем бензина. В среднем экономия на топливе при переходе на углеродный газ может составить 32-45%. По сравнению с бензином метан выгоднее почти на 65%. Современные двигатели могут работать на любом виде газового топлива, однако метан стоит меньше, хотя ГБО для него обходится дороже. Переход на метан дает заметную экономию для автомобилей с мощным двигателем, высокой грузоподъемностью и большим среднегодовым пробегом по ограниченной территории. Недостаток заправочных станций компенсируется возможностью установки на транспортное средство большого количества баллонов. Поэтому автобусы и грузовики часто оборудуются для работы на метане. Для легковых автомобилей, работающих в обычном режиме, предпочтительным вариантом является пропан, что подтверждает сложившаяся ситуация. Влияние газомоторного топлива на двигатель Помимо снижения затрат на горючее, установка метана позволяет сэкономить на ремонте мотора. Метан мягко воздействует на двигатель и ходовую. Его октановое число достигает 120, тогда как у пропан-бутана только около 105. Метановое топливо горит равномернее и имеет более высокий КПД. Газ не содержит примесей, дающих сажу в процессе горения. К тому же при зимней эксплуатации транспортного средства отсутствуют проблемы, вызванные образованием конденсата в двигателе. Установка метанового ГБО дает возможность увеличить в 4 раза рабочий ресурс катализатора, форсунок и трансмиссии и вдвое продлить срок эксплуатации свечей зажигания. Плюсы метана становятся очевидными во время движения по городу. Частые остановки и запуски двигателя увеличивают нагрузки на автомобиль и приводят к преждевременному износу ходовой части. В плане защиты мотора пропан уступает метану, но превосходит бензин и дизельное топливо. Вместе с тем при переходе на газ увеличиваются температурные нагрузки на выпускной тракт, происходит потеря мощности и возрастает расход горючего. Этот недостаток можно устранить, регулируя момент зажигания в системе управления ГБО или установив дополнительные устройства. Например, вариатор опережения угла зажигания или перепрошитый контроллер ГБО не только решают проблему перегрева двигателя, но и повышают мощность автомобиля. Расход топлива при этом снижается в среднем на 2-8%. Безопасность В случае утечки пропан, который тяжелее воздуха, скапливается внизу. Случайная искра может стать причиной сильного возгорания и взрыва. Важно, чтобы установку пропанового ГБО выполняли специалисты. Это обеспечит надежность монтажа и безопасность работы оборудования. Кроме того, профессионалы учитывают ряд нюансов, которые неизвестны обычному человеку, но способны причинить серьезные повреждения или спровоцировать несчастный случай. Метан легче воздуха и на открытом пространстве сразу улетучивается. Он представляет опасность только при утечке в замкнутом помещении. Баллоны для метана во много раз прочнее пропановых, поэтому вероятность их повреждения при ДТП ниже. Заправка и запас хода Стандартного 50-литрового баллона пропана достаточно, чтобы проехать по трассе до 500 км (в зависимости от конфигурации конкретного ГБО). При использовании метана дальние поездки существенно затруднены. В баллон объемом 80 л входит около 19 кубометров метана. Это 200 км хода для легкового автомобиля. Для грузовика или автобуса цифры еще меньше. К тому же при переходе на метановое топливо водитель сталкивается с недостаточным количеством заправочных станций и сравнительно длительным процессом закачки газа. Сеть пропановых АГЗС широко разветвлена. Заправить автомобиль можно как на трассе, так и во многих населенных пунктах. Однако качество газа во многих случаях недостаточно высокое. Влияние на экологию Хотя данный показатель для автовладельцев не является приоритетным, не стоит сбрасывать его со счетов. В плане экологической безопасности однозначно выигрывает метан. В отличие от пропана, количество вредных примесей в нем минимально. При сгорании метан практически не загрязняет окружающую среду. Заключение Безусловно, после сравнения видов газового топлива выбор остается за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь все очень индивидуально.
https://www.digitronicgas.ru/stati/metan-ili-propan/?section=propane