Какое газобаллонное оборудование (ГБО) лучше поста
Газовое оборудование с каждым годом набирает всё больше популярности. Автомобилистов даже не останавливает возможность потери гарантии после установки системы на авто.
Дело в том что ГБО даёт возможность экономить до трети средств, которые тратятся на обеспечение бензиновых машин. Неудивительно, что за последние 15 лет поколения газобаллонного оборудования поочерёдно сменяли друг друга. Какое из них лучшее мы и попробуем определить. Но сначала необходимо немного больше рассказать о самой системе и её особенностях.
Что даёт газ
Сейчас ГБО стало реальной альтернативой бензину и даже дизелю. Под газом в данном случае подразумевается сжиженный пропан-бутан. Также возможно использование метана, но среди водителей данный газ не пользуется особой популярностью.
Непопулярность метана объясняется не его низкими эксплуатационными качествами, а неразвитой системой инфраструктуры. Проще говоря, у нас слишком мало заправок, которые работают с этим газом. Соответственно, авто, в которых ГБО работают на метане очень мало.
Важно! Заправок со сжиженным газом более чем достаточно. Вы спокойно можете отправляться в дальнюю дорогу, не боясь, что не найдёте где заправиться.
Когда ГБО только начало появляться на рынке, его стоимость была крайне низкой. Да и пропан-бутан был вдвое дешевле, нежели бензин. Причина дешевизны системы крылась в том, что её преимущественно устанавливали на самые простые карбюраторные двигатели.
К 2015 году всё кардинально поменялось. Теперь двигатели машин стали в разы сложнее. Соответственно изменилось и поколение ГБО. Мало того, для установки последней версии системы требуется немалая квалификация и множество дополнительных компонентов.
Важно! В законодательстве появились новые ужесточенные требования к установке ГБО. Как результат, стоимость выросла ещё.
Тем не менее не смотря на все санкции со стороны государства — использование пропан-бутана в качестве топлива всё равно обходится дешевле. На данный момент цена одного литра сжиженного топлива для ГБО нового поколения обходится на 50 процентов дешевле 95 бензина.
Чтобы понять, действительно ли выгодно использовать ГБО нового поколения, рассмотрим конкретный пример. Возьмём машину «Ниссан-Алмера» и наш отечественный «Патриот». Нехитрые подсчёты показали, что в первом случае установка и покупка полностью себя окупит через 12 тысяч километров, во втором через 18.
В среднем комплект качественного ГБО нового поколения обходится в 25—40 тысяч рублей. Конечно, многое зависит от самой машины и газобаллонного оборудования, но, к примеру, система для «Алмеры» обошлась в 25 тысяч рублей. При этом устройство обладает баллоном на 42 литра. Производитель польская компания LPGTech.
Результат использования ГБО
Так как с выгодой от использования ГБО теперь всё ясно, пришло время выяснить, как использование пропан-бутана сказывается на самом авто. Безусловно, системы нового поколения обладают всеми нужными сертификатами, тем не менее точный результат даст лишь тест.
Тестирование началось с того, что был замечен интересный дефект. «Алмера» продолжала мерять расход газа в литрах, но показания счётчика очень сильно отличалась от реальных цифр.
Важно! Погрешность в подсчётах составила порядка 20—25 процентов.
Мотор стал на 20 % больше потреблять топлива. Тем не менее само ГБО работало просто отлично. Дело было в бракованном датчике. Вопрос был решён по гарантии производителя без каких-либо проблем.
Дело было в том, что датчик не держал давление. Как результат подача топлива просто перекрывалась. Из-за этого мотор постоянно переходил на бензин.
Важно! Сильно подешевело плановое обслуживание! Всего 1000 рублей после 10 000 км.
Несмотря на ряд непредвиденных затрат в среднем цена одного километра была ниже на 60—70 копеек. Что очень даже неплохо. В общем, установка ГБО — это действительно выгодное мероприятие, но для начала нужно определиться, какое именно поколение вам нужно.
Пять поколений ГБО
Первое поколение
Первое поколение ГБО представляло собой систему с вакуумным управлением. Оборудование было оснащено механическим дозатором. Подобные устройства устанавливались на старые карбюраторные двигатели и не представляли особой сложности как в плане конструкции, так и монтажа.
Установка ГБО первого поколения также возможна на авто с инжекторными двигателями. В некоторых модификациях оборудования предполагается эксплуатация электронных редукторов.
Важно! ГБО первого поколения не имеют лямбда-зондов.
К плюсам данного устройства можно причислить:
- низкую стоимость,
- простоту конструкции,
- возможность использования на моторах без обратной связи.
К сожалению, минусы являются куда более значительными. Самым весомым из минусов является несоответствие действующим нормам безопасности. Из-за этого установка данного оборудования не рекомендуется.
Важно! В данной системе устанавливается смеситель газа. В наличии запорный элемент, который является частью запорной камеры.
Второе поколение ГБО
Пожалуй, ГБО 2 поколения, как нельзя лучше демонстрирует пример эволюции технологий в машиностроении. Основное оборудование дополняет электронное дозирующее устройство. Система работает на основе обратной связи. Особую роль в этой связке играет датчик кислорода. К плюсам оборудования причисляют:
- возможность оснащения дозаторами газа,
- соответствие стандарту Евро 1,
- надёжность конструкции.
ГБО второго поколения значительно продвинулось вперёд в сравнении с первым. Сильно выросло соответствие ведущим международным экологическим стандартам. Тем не менее без недостатков обойтись не получилось.
Системы данного толка сильно страдали так называемыми хлопками, которые мешали нормальному вождению. Также ГБО 2 поколения сильно сказывалось на сроке эксплуатации свечей и далеко не в лучшую сторону.
Газы, вырабатываемые оборудованием, имели высокий уровень токсичности. Для лучшего понимания, немного информации о стандарте ЕВРО 1. Он был действителен в 1996 году! И лишь по немногим параметрам приближался ко второму классу.
Установка ГБО 2 поколения осуществляется на авто с инжекторными двигателями. Допускается наличие лямбда-зонда. Также в конструкции есть каталитический нейтрализатор, отвечающий, за отработавшее своё газы.
Лямбда-зонд нужен для того, чтобы посылать сигнал на контроллер. Это позволяет поддерживать нужный состав газовой смеси, который должен меняться в зависимости от режима работы мотора.
Третье поколение ГБО
Это практически идентичная копия предыдущей модели. Главным изменением в ГБО 3 поколения является электронная дозировка подачи топлива. Подобная функция уже была во второй версии. Но здесь она реализована более эффективно. К плюсам системы можно причислить:
- электронный блок питания, отвечающий за вывод отработанного газа;
- наличие лямбда-зонда, а также систем , RPM, TPS, MAP;
- параллельный впрыск;
- электронный блок управления.
У ГБО третьего поколения медленная реакция на изменение режима езды. Также оборудование недостаточно быстро реагирует на корректировку состава сжиженного газа. Самый же главный недостаток заключался в несоответствии стандарту Евро-3.
Четвёртое поколение
После полностью провального третьего поколения ГБО, четвёртая серия вдохнула новую жизнь в оборудование. Здесь впервые был реализован синхронизированный впрыск газа, который обеспечивал максимально эффективное распределение.
ГБО 4 поколения на данный момент считается наиболее рациональной покупкой в странах Восточной Европе. Здесь великолепно реализовано управления форсунками. Именно они отвечают за подачу газа.
Пропан-бутан подаётся на каждый цилиндр. Весь процесс осуществляется под управлением электронного блока. К плюсам системы причисляют:
- Оборудование само определяет, когда нужно переходить с газа на бензин. Как только, газ в баллоне подходит к концу включается перераспределение. Также возможен и обратный процесс.
- ГБО 4 поколения полностью отвечает стандарту Евро-3.
- Хлопки, являющиеся бичом всех предыдущих поколений, наконец-то исчезли.
- Оборудование легко интегрируется с блоками OBDІІ, EOBD.
Важно! Каждая деталь комплекта ГБО 4 поколения унифицирована. Это автоматически исключает возможность ошибки при монтаже.
Инженеры пошли на крайне рискованный ход, создавая данную систему. Они сделали её копией бензинового инжектора. В конструкции каждый цилиндр имеет форсунку. Форсунки подают нужное количество газа для каждого цилиндра.
Работа всей системы контролируется посредством электронного блока управления, который стал точнее в несколько раз. Мало того, новые возможности ЭБУ позволяют контролировать работу двигателя за счёт считывания информации с датчиков.
В разы уменьшилась нагрузка на свечи. Теперь их срок эксплуатации несильно отличим от аналогичного параметра при работе с бензином. Самым же главным достоянием инженеров стало уменьшение расхода газа и сохранение динамики.
Пятое поколение
Эта технология на данный момент является последней в линейке ГБО. Она не разочаровала поклонников экономного использования автомобиля. Теперь оборудование отвечает экологическому стандарту Евро-4.
ГБО 5 поколения предназначено для использования в любых автомобилях с инжекторными двигателями. Мало того, система теперь может работать и с датчиками типа EOBD. К явным плюсам нового оборудования причисляют:
- Газ попадает в цилиндры сразу в жидкой форме.
- В цилиндры пропан-бутан впрыскивают электромагнитные форсунки.
- Инженерам удалось избежать потери мощности, при этом расход газа не сильно повысился.
- Двигатель, работающий от ГБО 5 поколения способен на холодный пуск.
К сожалению, несмотря на очевидные преимущества без недостатков обойтись не получилось. Система крайне чувствительна к пропан-бутану низкого качества. Мало того, из-за сложности конструкции её непросто ремонтировать.
Если сравнить ГБО 4 и ГБО 5, то самым главным отличием будет формат поступления газовой смеси в двигатель. Как было сказано выше, он поступает в жидкой форме. За циркуляцию отвечает газовый насос, находящийся в баллоне.
ГБО 5 поколения интегрируется со штатным контроллером и использует все его системы. Система полностью повторяет бензиновый аналог, чем и объясняется её высокая производительность.
За впрыск отвечает контроллер. Также здесь в наличии функция, позволяющая ГБО свободно переходить с газа на бензин и обратно. В принципе, система весьма хороша, но её щепетильность к качеству бензина не очень подходит для наших реалий.
Итоги
Сравнивая между собой ГБО последних пяти поколений, можно с уверенностью сказать, что третья модификация является полным провалом. Её недостатки и несоответствие экологическому стандарту Евро-3 сильно разочаровали автомобилистов.
Настоящим прорывом стало ГБО 4 поколения. Данная система является идеальным вариантом для стран Восточной Европы. В нём исправлены дефекты всех предыдущих версий и добавлены новые важные функции, позволяющие оборудованию с большей эффективностью выполнять свои задачи.
- Как зарегистрировать самодельный автомобиль
- Как оформить землю под гараж в собственность или взять в аренду
- Китайские квадроциклы – покупать или нет?
- Почему скрипит передняя панель (Торпедо) в машине
https://mashintop.ru/articles.php?id=2300