Сколько можно сэкономить на установке ГБО
Наверняка каждый водитель, наблюдая за ценами на АЗС, хотя бы раз задумывался: не поставить ли газ, чтобы сэкономить. Тем более, что периодически встречаются разные рекламы, которые обещают экономию на топливе при переходе на газ чуть ли не 50%. Мы решили рассказать, как оно на самом деле. Установка ГБО это не только поставил газ и экономишь, это еще и ряд нюансов, которые несколько удорожают установку оборудования и его эксплуатацию.
Расходы на топливо
Цены на газ (а мы в этой статье будем говорить исключительно про пропан) и бензин в разных регионах страны отличаются. Чтобы было честно, приведем цены, которые распространены в одном регионе на момент написания статьи. Например, в Воронеже. Литр пропана стоит 22,5 рубля, литр 92-го бензина – 43 рубля, литр 95-го бензина – 46 рублей. Казалось бы, газ примерно в два раза дешевле бензина, значит и экономия 50%. Но нужно учитывать два нюанса.
Во-первых, пропана расходуется примерно на 15% больше чем бензина. Если на бензине вы расходуете 10 литров на «сотню», то с пропаном результат будет примерно 11,5 литров. И вот уже миф об экономии в 50% рушится.
Во-вторых, не весь бензин владелец машины с ГБО может заменить газом (речь идет об оборудовании четвертого поколения, более современные системы очень дорогие и в России не распространены). Бензин все равно нужен для прогрева, а в некоторых случаях еще и настраивается подмес бензина к газу на высоких оборотах. Это тоже на пару-тройку процентов снижает экономию, потому как не весь объем трат на топливо можно заменить более дешевым газом.
Обслуживание и ремонт
Газовые системы не очень прихотливы, но их тоже нужно обслуживать. У владельца машины с газом появляются дополнительные статьи расходов, которых нет на авто без ГБО. В самой газовой системе рекомендуется раз в 10000 километров менять фильтры. Процедура эта стоит порядка 1000-1500 рублей. Вроде не очень много, зато регулярно и экономию от использования газа уменьшает.
По-хорошему, еще нужно раз в 2-3 года снимать и проводить опрессовку баллона. Далеко не все владельцы машин на газе это делают, но по закону нужно. Да и здравый смысл подсказывает, что вечно ездить на одном баллоне без проверки опасно. Стоимость опрессовки порядка 2-3 тысяч рублей.
Других регламентных работ у ГБО нет, но есть ресурс компонентов. Увы, но даже дорогие системы не ходят так долго как бензиновое топливное оборудование. Тут прогнозировать что-то сложно, но обычно к 80-100 тысячам километров замены требуют газовые форсунки, за 100-130 тысяч километров умирает редуктор, ну и разные нежданчики, которые тоже могут потребовать финансовых вложений. Каждый конкретный случай в плане поломок индивидуален, но, например, по опыту автора статьи на 150 тысяч километров на газе ушло 13 тысяч рублей на ремонт и замену компонентов. Не сказать, чтобы бешеные деньги, но и они снижают экономию.
Еще одна статья расходов, на которую владельцу ГБО придется тратиться чаще, чем хозяину машины без него – регулировка клапанов. Это единственный элемент в автомобиле, который страдает от перехода с бензина на газ. Увеличивается тепловая нагрузка, уходят зазоры, клапана прогорают. Если на бензине с современными моторами можно проехать сотни тысяч километров и не заниматься регулировкой, то с газом так не получится – уже тысячам к 60-80 километров клапана могут быть сильно зажаты. Значит примерно с таким интервалом нужно посещать сервисы для регулировки. Стоимость этой процедуры сильно зависит от конструктивных особенностей головки блока, поэтому на каждом конкретном автомобиле сумма может отличаться (а с гидрокомпенсаторами вообще регулировать не нужно, правда сами «гидрики» быстрее умирают и их нужно будет раньше менять), в среднем, это порядка 3-4 тысяч рублей.
Дополнительные расходы
Удивительно, но мы ничего не сказали о затратах на установку ГБО (для обычного легкового авто это порядка 30-35 тысяч рублей). Но они очевидны и известны заранее. Многие считают именно затрату на установку единственной финансовой преградой ГБО. В интернете можно найти массу калькуляторов, которые якобы рассчитают период окупаемости, правда массу нюансов, в том числе и о которых мы рассказали выше, они не учитывают. Хотя, на самом деле, важно всего лишь представлять на какой срок устанавливается газ. Если планируются проехать сотни тысяч километров, то стоимость установки «размажется» на такой пробег, и сама по себе не будет оказывать сильное влияние. Хотя, конечно, не внести затраты на установку в копилку расходов на ГБО нельзя.
Помимо технического монтажа и оборудования многие забывают про легализацию газа. В последние несколько лет ГИБДД стало строже проверять машины на соответствие конструкции в том числе и установку газа. Процедура оформления такая муторная, что пройти ее самому сродни подвигу Геракла. Но можно обратиться в специализированные конторы, которые все сделают под ключ, правда за 7-10 тысяч рублей. Причем, 1 июля 2020 года вступит в силу реформа, которая усложнит и как следствие сделает более дорогой легализацию газа. Конечно, многие ездят и без вписанного в документы ГБО, но это риск. Например, можно лишиться регистрации авто. И это реальные случаи, а не страшилки из интернета.
Наконец, последний пункт, о котором многие постоянно забывают в расчетах – потеря стоимости автомобиля на вторичном рынке. Машины с газом в среднем продаются дешевле чем без него. С одной стороны, большинство покупателей уверены, что газ убивает мотор (хотя кроме клапанов негативного влияния нет, наоборот, поршневая группа на газе живет дольше). С другой стороны, понятно, что если на машине стоял газ, то покупатели ее не для того, чтобы по выходным ездить на дачу и пробег уже солидный. Точную стоимость дисконта назвать сложно, но примерно это 30-40 тысяч рублей по сравнению с точно таким же бензиновым аналогом.
Финансовый итог
Из статьи могло показаться, что газ – это финансовый ужас, он не помогает экономить, а вгоняет владельца в дополнительные траты. Это не так, экономия есть, просто она не такая впечатляющая как это может показаться при сравнении цен на заправках. По нашим грубым подсчетам, владелец автомобиля на газу экономит на топливе с учетом всех дополнительных трат порядка 15% по сравнению с бензиновым авто. Это не 50%, но, в общем, тоже немало.
Правда, эти 15% не даются совсем уж бесплатно. Нужно тратить дополнительное время на обслуживание и ремонт, лишаться запаски или пространства в багажнике для установки баллона, заранее отслеживать и выбирать заправки (даже пропан не везде есть). Не сказать, чтобы это доставляет очень много проблем, но все равно забот на машине с ГБО больше и нужно следить, чтобы финансовая выгода от использования газе покрывала затрату времени и неудобства.
Возьмем владельца авто, который за месяц проезжает 1000 километров, а его машина расходует 8 литров бензина на 100 километров. Он тратит на бензин 3360 рублей в месяц, ГБО чисто теоретически позволит сэкономить 500 рублей от этой суммы. По нашему мнению, заморачиваться ради такой экономии смысла нет.
Но если исходные данные другие, расклад получается тоже иной. Если владелец автомобиля проезжает 2500 километров в месяц, а расход у него не 10, а 12 литров, тогда расходы на топливо составляют 12600 рублей в месяц, газ позволит сэкономить порядка 1900 рублей в месяц. Так это выглядит уже интереснее, в год экономия составит 22800 рублей.
По нашей оценке, водителям, которые проезжают в год менее 20-25 тысяч километров, ставить ГБО особого смысла нет. Экономия может и не покрыть неудобства от использования. Если пробег больше, расход у авто сам по себе немаленький, да еще и машина покупается надолго, то установка газа уже имеет смысл. Чисто технически в ГБО нет ничего плохого или страшного, расчет тут сугубо экономический: выгодно – ставим, невыгодно – не ставим.
https://avtoexperts.ru/article/skol-ko-mozhno-se-konomit-na-ustanovke-gbo/