Газ как альтернатива бензину: плюсы и минусы установки ГБО
В нашей стране бензин только растет в цене. Независимо от того, как меняются цены на нефть, топливо для автомобилей дорожает всегда. Поэтому большинство экономных автовладельцев уже давно задумывается об установке газобаллонного оборудования. Альтернативное топливо дешевле и экологичнее, но о газе в среде автовладельцев существует такое количество мифов, что большинство людей все же пока не решается на установку дополнительной топливной системы.
Плюсы ГБО
- Газ экономичнее. На сегодняшний день один литр пропан-бутана будет стоить вам вдвое дешевле, чем литр 95-го бензина. При этом стоит учитывать, что автомобиль с ГБО будет потреблять больше топлива (процентов на двадцать). Таким образом, выгода, пусть и не столь впечатляющая, как в былые годы, все же есть. По приблизительным расчетам один километр, пройденный на пропане-бутане, будет на тридцать процентов дешевле, чем тот же километр, который вы проедете на бензине.
- Газ экологичнее. В отличие от бензина и дизельного топлива, газ перерабатывается практически без остатка. Таким образом, газ меньше загрязняет окружающую среду, что намного полезнее для нашей экологии. Учитывая тот факт, что сегодня наше правительство стало активно бороться за снижение количества выхлопов от автомобилей, использование пропана-бутана перспективнее и выгоднее в долгосрочной перспективе.
- Полезнее для современных моторов. Все более или менее новые автомобили по своим заводским характеристикам предназначены для хорошего топлива. В них, по большому счету, нельзя вливать 92-й бензин, так как это очень быстро уничтожит мотор. Газ имеет повышенное октановое число, что соответствует бензину хорошего качества (95-й и выше), таким образом, газ выгоднее ставить на относительно новые автомобили (но уже не под гарантией сервисного центра). Правильно настроенный для газа мотор будет работать лучше и дольше, чем на бензине. Минус в том, что нужно следить за тем, чтобы ГБО на автомобиле вовремя проходило техосмотр.
- Две топливные системы лучше, чем одна. Если ваш автомобиль оборудован ГБО, вы можете заправить как бензин, так и газ. В том случае, если вы собрались в долгую поездку по глуши без заправок и газовых станций на пути, это большой плюс. Конечно, вы таким образом максимально увеличите вес автомобиля, но это позволит вам больше проехать без дозаправок.
Минусы ГБО
Заправочный интерфейс битопливного автомобиля
- Сложно найти заправку. В Европе, даже в Восточной, заправки, на которых предусмотрена возможность залить в бак пропан-бутан, не редкость. Поэтому для длительной поездки за границу на автомобиле, установка газобаллонного оборудования – отличный шанс сэкономить пару сотен евро (даже с учетом затрат на установку ГБО 4 поколения). А вот в России, Белоруссии, Украине и Казахстане такие заправки все еще редкость. Даже в Москве нет достаточного количества газозаправочных станций. Да и те заправки, что есть, не блещут высоким уровнем сервиса. К примеру, на абсолютном большинстве АГЗС попросту нельзя расплатиться картой, не говоря уж о таких приятных бонусах, как разные акции и карты лояльности, которые уже давно есть на обычных АЗС. Более того, на заправочных станциях по продаже пропана-бутана часто не выдают чеки, что может быть критично для командировочных людей, которым компенсируют расходы на топливо.
- Не обслуживают в фирменных сервисных центрах. Установка газобаллонного оборудования считается довольно серьезным вмешательством в заводскую сборку, поэтому в фирменных автотехцентрах, к сожалению, очень часто отказывают в бесплатном обслуживании такого автомобиля. Если вы устанавливали ГБО в официальном сервисе с хорошей репутацией, а на все установленные детали у вас есть соответствующие чеки и сертификаты, вы, конечно, можете подать в суд на автотехцентр, но это потребует от вас не стоящих того сил, нервов и средств. Да и времени на это уйдет немало. Исключение здесь составляют лишь автомобили, которые изначально созданы для газового топлива, но они до сих пор являются редкостью.
- Нельзя пользоваться крытыми паркингами. Согласно технике безопасности, такие автомобили можно ставить лишь на открытых парковках. Газобаллонные оборудование плохо переносит перепады температур, а если вы залили полный бак на морозе, а паркинг отапливается, это может грозить большими проблемами. Да и в целом газ, в отличие от бензина и дизеля, может взорваться (бензобак, к примеру, может разве что загореться), поэтому по современным правилам пожарной безопасности двери крытых парковок для машин с установленным газобаллонным оборудованием закрыты.
- Дополнительные расходы. Если автомобиль планируется использовать для поездок на большие расстояния, в долгосрочной перспективе это будет выгодно. Но лишние расходы – всегда неприятная вещь. Для начала нужно будет потратиться на установку газобаллонного оборудования (ГБО 4-го поколения с тороидальным баллоном на 42 литра обойдется в 20-30 тысяч рублей). Каждые десять тысяч километров нужно проходить техосмотр за 800-1000 рублей. Регулировка двигателя, зажигания, замена фильтров – все это требует хоть и небольших, но весьма регулярных затрат.
- Специальные температурные требования. Для Москвы это не столь критично, но в регионах, где наблюдаются чрезвычайно резкие перепады температур, использовать ГБО нужно с осторожностью, так как на холоде газ имеет свойство сжижаться. Именно поэтому перед началом эксплуатации ГБО, двигатель необходимо прогревать на бензине.
- Дополнительные документы. Для установки ГБО нужно обращаться в специальные технические центры, у которых есть лицензия на установку газобаллонного оборудования. На сегодняшний день установка ГБО на автомобиль, в котором изначально был двигатель с бензиновой настройкой, является серьезным изменением технических характеристик транспортного средства. Эти изменения должны быть установлены согласно прописанной процедуре, в противном случае вам будет сложно продать автомобиль и совершенно невозможно получить бесплатное обслуживание в сервисном центре (его и так с большой неохотой осуществляют, а тут такой повод). Техцентр выдаст вам все необходимые бумаги на установку ГБО, с которыми вам нужно будет обратиться в ГИБДД для того, чтобы зарегистрировать новое оборудование на своем автомобиле.
- Занимает много места. Газовые баллоны занимают много места в автомобиле, поэтому важно правильно подобрать и разместить наиболее подходящий данной модели автомобиля баллон.
Виды газовых баллонов для автомобиля
По своему предназначению баллоны для газового топлива делятся на метановые и пропан-бутановые. Метановое топливо у нас совсем не распространено, поэтому рассмотрим виды баллонов для обычного пропана и бутана.
Размещение газового баллона снаружи под днищем
- Цилиндрические. Наиболее распространены в нашей стране. Спаренные цилиндрические баллоны удобны тем, что можно выбрать из огромного числа вариантов нужный вам объем баллона: на рынке есть варианты объемом от двадцати до ста литров. С тороидальными баллонами такое «не пройдет».
Газовый баллон в форме тороида на месте запасного колеса
- Тороидальные баллоны по своей форме напоминают запаску или тор, отчего и пошло такое название. Они наиболее эргономичны для легкового автомобиля. Их можно установить на место запаски, благодаря чему не придется существенно жертвовать пространством автомобиля. Как и в случае с цилиндрическими баллонами, тороидальные конструкции бывают внутренними (на месте запасного колеса), либо внешними (под днищем автомобиля в специальном коробе, который защищает баллон от грязи и воды).
Независимо от того, какой вариант баллонов вы выбрали, главное, чтобы они были новыми. Срок службы их составляет десять и более лет, так что один раз можно потратиться. Покупать подержанные баллоны для газа опасно не только для автомобиля, но и для вашей жизни.
Любые баллоны все же увеличивают общий вес автомобиля и, что критичнее, занимает много места в автомобиле. Обычно баллоны устанавливают либо на месте запасного колеса, либо в багажнике. Для автомобилей, в которых есть возможность трансформировать багажник в дополнительный ряд кресел (хэтчбеки, универсалы) это критично.
Мифы о ГБО
- Газ взрывоопасенДля людей, не разбирающихся в видах топлива, пропан-бутан кажется максимально опасным в эксплуатации. Это не так. Так называемая «взрывоопасность» топлива зависит от октанового числа. Если вы используете для машины бензин худшего качества, чем это предусмотрено техническими характеристиками, это приведет к более позднему зажиганию. Газ имеет высокое октановое число, следовательно, менее взрывоопасен, чем плохой бензин. Немаловажно также и то, что газовый баллон можно заполнить лишь на восемьдесят процентов. Запас в двадцать процентов дается как раз на случай расширения газа при нагревании. Эта воздушная подушка и дает гарантию вашей безопасности. Предохранительные клапаны, которыми оборудованы газовые баллоны, не дают им взрываться даже в случае серьезного ДТП. По статистике газовые баллоны при аварии взрываются реже, чем бензобаки.
- Газ «убивает» двигатель.Абсолютное большинство современных автомобилей оборудовано двигателями, предназначенными для работы на бензине. Температура горения газа значительно выше температуры горения бензина, а, следовательно, вашему двигателю нужно будет регулярно иметь дело с более высокими температурами, чем те, которые прописаны в его технических характеристиках. Конечно, современные ГБО четвертого поколения в этом отношении лучше, чем ГБО 2-го поколения. И все же, если такой двигатель будет постоянно работать на газе, он рано или поздно засбоит. Октановое число пропана-бутана выше, чем бензина, таким образом, при настройке двигателя на бензин, газ не успевает полностью прогореть, тем самым постепенно «убивая» мотор. Уменьшить риски можно только регулярным техосмотром. Если вовремя проводить регулировку двигателя, риск испортить мотор сводится к минимуму. При грамотной «перепрошивке» двигателя под октановое число газа двигатель перестанет сбоить, расход топлива значительно снизится.
- Каждые десять тысяч километров нужно проводить подгонку-регулировку ГБО. Специалисты также рекомендуют заменить стандартные свечи зажигания, но специально предназначенные для ГБО. Неплохо также использовать специальное масло для двигателей с ГБО, но это вовсе не необходимо. Такая смазка стоит существенно больше стандартного варианта. Следовательно, экономия от езды на пропане-бутане снижается. Что же до работы двигателя: по отзывам от замены смазки качество работы ничуть не меняется. С экологической точки зрения, лучше, конечно, использовать именно такое масло. Периодичность замены масла при переходе с бензина на газ также не изменяется.
Сколько стоит установка ГБО и выгодно ли это?
Затраты на установку ГБО зависят от нескольких факторов:
- Модель автомобиля (здесь имеют значение расход топлива, который потребляет ваш автомобиль; бензиновый или дизельный вид топливной системы; объем двигателя).
- Вид газа, на котором вы собираетесь ездить.
- Цена самого ГБО. Здесь все зависит от того, какого поколения ГБО, и кто является производителем. Наиболее распространены сейчас ГБО четвертого поколения.
Стоит ли устанавливать ГБО на автомобили с дизельными двигателями?
Переделка дизельного движка для ГБО – дело дорогое и не всегда выгодное. Алгоритм работы двигателя на бензине и на газе во многом схож. Главное различие: октановое число бензина, которое на 5-10 единиц ниже, чем у газа. А вот с дизельными двигателями все не так просто. Переделать, конечно, можно, но слишком уж дорого.
- Во-первых, дизельный двигатель работает без свечей зажигания.
- Во-вторых, октановое число дизеля равняется 40-50 (условно, так как для дизеля неприменимо само понятие октанового числа, для этого топлива используется термин «цетановое число»), согласитесь, существенная разница по сравнению с газом (октановое число от 102-х).
- В-третьих, разница в температуре горения у газа и дизеля слишком уж сильная.
Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что такая переделка двигателя влетит в копеечку. Конечно, нет ничего невозможного, но вот стоит ли? Для того, чтобы переделать дизельный движок для работы на пропане-бутане придется выложить пару сотен тысяч рублей. Система Dual Fuel обойдется вам от семидесяти до ста тысяч рублей. Такая система предполагает установку тех самых свечей зажигания, которые не предусмотрены в дизельном двигателе. Таким образом, мотор заводится при помощи дизеля, а затем продолжает работать уже на газе.
Прогноз увеличения числа транспорта на природном газе в Европе
В среднем установка газобаллонного оборудования на автомобиль, который раньше ездил на бензине, обойдется от 20-ти до 30-ти тысяч рублей, но здесь все индивидуально и зависит от вышеперечисленных факторов. Каждый километр на газе будет на треть дешевле, чем километр на бензине. Следовательно, устанавливать ГБО выгодно в том случае, если вы планируете длительные поездки. В случае с производственными автомобилями, ГБО даст существенную экономию бюджета, а вот в случае с обычными частными «легковушками» – все зависит от того, как часто вы используете автомобиль. По отзывам, газовое оборудование на автомобиле окупается через 20-30 тысяч километров пробега. Устанавливать ГБО на автомобиль или нет, вопрос индивидуальный, но уже сейчас можно сказать, что в долгосрочной перспективе это практичнее и выгоднее.
https://neauto.ru/gaz-kak-alternativa-benzinu-pljusy-i-minusy-ustanovki-gbo/