Что такое мультиклапан на гбо
Не существует газового оборудования без запорной арматуры. Во многих сферах применения газового оборудования запорная арматура выполняет небольшое количество функций (закрыть-открыть и т. д.). Но именно в автомобильном гбо мультклапан стал запорной арматурой, сочетающей в себе более 10 функций. За это он и получил свое название.
История возникновения
На заре становления и развития газобаллонного оборудования для автомобилей о мультиклапанах и речи не было. В те славные времена решались следующие первостепенные задачи:
- дозировка газа;
- нагрев топлива;
- подача газа в двигатель.
По этой причине вопрос о запорной арматуре был отложен. До сих пор сохранились старые баллоны, которыми оснащали грузовые автомобили. Если присмотреться, то можно увидеть, что никакого мультиклапана там нет, а вместо него имеется набор штуцеров и клапанов, вваренных прямо в баллон.
Такая ситуация сохранялась до тех пор, пока не были унифицированы горловины емкостей. Только после этого появилась возможность разработать единый стандарт для запорной арматуры. Это, в свою очередь, привело к созданию мультиклапана.
Устройство изделия и его типы
Мультиклапан – это специальный прибор, устанавливаемый на гбо автомобиля в целях предотвращения утечки газа и создания аварийной ситуации. Это специальный блок, состоящий из 4-х систем:
- Предохранительная;
- Запорная;
- Контрольная;
- Исполнительная.
Существует 2 класса мультиклапанов, которые отличаются мерами обеспечения безопасности:
- Класс А – это устройства имеющие в своем механизме предохранительный клапан;
- Класс В – данный тип не имеет никаких предохранительных клапанов. Именно по этой причине такие приборы устанавливаются только на баллоны, объем которых не превышает 50 литров.
Назначение мультиклапанов для гбо
Установка такого блока арматуры осуществляется на горловину баллона. Он играет роль запорного устройства, что подразумевает следующие аспекты:
- Предотвращает переполнения баллона – арматура отсекает дальнейшую подачу топлива на заправке после того, как баллон на 80% заполняется жидкой фазой газа. Заполняемость на 100% недопустима, потому как у сжиженного газа весьма высокий коэффициент расширения (объемного), так что излишек жидкого газа в баллоне опасен и крайне нежелателен. Расширение происходит при резком изменении температуры (например, когда зимой автомобиль с улицы заезжает в теплый гараж). В подобных ситуациях возможно расширение газа до предельной черты, что провоцирует аварийный сброс его излишков. Как правило, это происходит при достижении показателя давления в 25 атмосфер. Во избежание этого и необходима установка мультиклапана, который попросту не дает заполнять баллон «под завязку», оставляя «про запас» около 15%.
- Ограничение скорости выхода газа – за это отвечает интегрированный в гбо скоростной клапан. Он контролирует скорость подачи газа в моторный отсек и предотвращает его утечку в случае обрыва магистрального трубопровода.
- Защита от возможного разрушения – данная мера безопасности полностью оправдывает себя в случае пожара в автомобиле, оснащенном газобаллонным оборудованием. При значительном нагреве и превышении допустимого давления в емкости, происходит срочный сброс излишков газа, который выводится за пределы машины посредством блока вентиляции. Отвечает за сброс аварийный (предохранительный) клапан.
- Уровень газа – этот датчик позволяет контролировать количество «голубого топлива».
- Обратный клапан – данное приспособление не позволяет газу выходить из баллона во время отсоединения струбцины на заправке.
- 2 запорных вентиля – они установлены для принудительного (ручного) перекрытия заправочного и магистрального трубопроводов.
Мультиклапан Томасетто класса А R-01
Блок вентиляции
Мультиклапан неразрывно связан с венткоробкой, так как схема устройства подразумевает его размещение в т. н. вентиляционной коробке. Из нее наружу (в атмосферу) выходят специальные шланги.
Газобаллонное оборудование авто оснащено данным блоком с целью предотвращения утечки газа в салон машины, в случае разгерметизации самого мультиклапана.
На данный момент существуют 3 схемы исполнения вентиляционной системы, монтируемой на баллоны цилиндрической формы:
- Цилиндр – это металлический прибор, приваренный прямо к корпусу емкости. Оснащается стальной крышкой (съемной);
- Корпус и пластмассовая (прозрачная) крышка – кроме этого, в комплект входят 2 фланца с вентиляционными шлангами;
- Силиконовый колпак.
Что же касается тороидальных баллонов, то в данном случае возможны схемы с монтажом силиконового или же пластмассового блоков.
Защитный силиконовый чехол для мультиклапана
По той причине, что внутренняя горловина тороидальной емкости имеет стальной колпак, который закрывает все внутреннее пространство баллона, в роли вентиляции выступает отверстие в кузове. Именно через него расходная и заправочная трубки подходят к мультиклапану.
Читать еще: Щетка для полировки автомобиля
Заключение
Мультиклапан является одним из важнейших элементов всей конструкции газобаллонного оборудования, так что при установке гбо на него стоит обратить особое внимание. Оптимальным вариантом будет монтаж и регулировка мультиклапана класса А.
Устройство мультиклапана ГБО
Мультиклапан – это устройство, которое устанавливается в систему газового оборудования на автомобиль. Стоит отметить, что без данной детали работа ГБО просто невозможна, к тому же она выполняет в системе сразу несколько функций одновременно. По сути, мультиклапан является датчиком, указывающим концентрацию газового топлива, а также он выполняет запорную функцию и регулирует давление в баллоне.
Устройство и принцип работы мультиклапана ГБО
Сам мультиклапан ГБО состоит из основных 4 систем, каждая из них выполняет свои определенные функции:
- через него осуществляется заправка;
- контролирует давление в газовом баллоне, поэтому максимально его можно заправить всего на 80 %;
- останавливает подачу топлива, если в системе имеется утечка;
- при повышенном давлении больше, чем 25 атмосфер, данное устройство, при помощи сапуна, начинает экстренный сброс топлива.
При выборе мультиклапана необходимо знать, что производители выпускают его в двух классификациях – это А и В. Разница между двумя этими классами не существенная, однако класс В не предназначен для установки, если баллон имеет объем более 50 литров, потому как не имеет клапана, который сможет сбросить давление.
Как правило, его устанавливают на баллоны, которые имеют цилиндрическую форму. Кроме того, обязательно должен присутствовать шланг, выполняющий функцию вентиляции, размер его должен быть 3 см. Также их можно монтировать на баллоны, имеющие тороидальную форму. Несмотря на то, что головка находится снаружи, его устанавливают внутрь самого баллона.
Мультиклапан, устанавливающийся на ГБО, выполняет множество разнообразных функций, но при этом принцип его работы совсем простой и легкий. Он начинает свою работу с того момента, как газовое топливо поступает в баллон, затем он надавливает на клапан, упирающийся в тулку, которая оснащена поплавком. После того, как поплавок повысится и войдет в специальный шток, подача газа прекращается.
Неисправности мультиклапана
Стоит отметить, что неисправности, которые связаны с мультиклапаном, это большая редкость. Но все же, после нескольких лет эксплуатации, система ГБО может износиться, и тогда возможны некоторые проблемы с клапаном. Чаще всего, для того, чтобы устранить неисправность, автомобилисту придется поменять клапан полностью.
Выделим основные виды неисправностей:
- проблемы с аварийным клапаном сброса газа. Как правило, данная поломка сопровождается характерным запахом, так как начинается утечка газа;
- неисправность поплавка. Его зависание не дает водителю возможность получить точные сведения о количестве оставшегося топлива. Однако это может также быть неисправностью электронной системы;некорректная работа скоростного клапана. Выявить данную проблему не составит труда, потому как при ней двигательная система не может работать в привычном режиме, топливо не в полном количестве поступает. И, как следствие, транспортное средство начинает переключаться на бензин или же могут образовываться рывки при движении на газовом топливе;
- неисправность вентиля механического типа. Данная проблема обусловлена тем, что вентиль не контролирует подачу газа. То есть он может его не перекрывать или же наоборот;
- обрыв цепи. Электромагнитная катушка при этой поломке не работает.
Важно! Чтобы избежать какой-либо неисправности в устройстве мультиклапана ГБО, необходимо своевременно и регулярно проходить техническую диагностику. Потому как газ является взрывоопасным и легковоспламеняющимся топливом.
Установка, настройка, ремонт
До того, как приступить к монтажу клапана, необходимо убедиться в том, что баллон полностью пустой. Так как на протяжении всего времени его вентиль будет открыт. Установка происходит только в помещении с хорошей вентиляцией; должны отсутствовать открытые очаги пламени. В том случае, если происходит замена, то нужно, чтобы постепенно из баллона испарились все остатки вещества. Затем можно приступать к демонтажу мультиклапана.
Как правило, при достаточно долгом использовании, крепежные детали покрываются коррозией. Поэтому перед процедурой нужно их обработать специальным раствором. Жидкий ключ поможет не сорвать и не сломать болты во время их отсоединения.
Когда полностью отсоединены все детали, можно доставать сам мультиклапан. После тщательного его рассмотрения принимается решение о том, возможно ли произвести замену только определенных деталей клапана или нужно полностью его заменить.
Читать еще: Что лучше аллион или премио
Внимание! Если мультиклапан сильно поврежден, то его обязательно нужно заменить на новый. Так как от этого зависит безопасность эксплуатации транспортного средства.
Перед монтажными работами необходимо произвести чистку места, куда будет насаживаться деталь. Также необходимо внимательно следить за тем, чтобы лишний мусор не попал в баллон. Перед установкой клапана нужно поставить прокладку. При желании, ее можно закрепить с помощью герметика. Также, если производится замена старого на новый, то стоит поменять и фильтр грубой очистки. Если он на оборудовании отсутствует, требуется приобрести новый.
Резьба болтов должна быть смазана солидолом или графитовой смазкой, чтобы легче производилась процедура установки. Болты закручиваются крест-накрест, сначала работа производится вручную, а затем диаметрическим ключом затягиваются до конца. Данный ключ позволяет не сорвать резьбу, так как контролирует силу затягивания.
В конце работы подсоединяются газовые трубки. Для того, чтобы проверить правильность установки, нужно заправить небольшое количество газа в баллон, при включенном двигателе проверить – отсутствует ли утечка газа.
Вывод
Мультиклапан ГБО в авто – многофункциональное устройство, и от его работы зависит состояние всей двигательной системы. По этой причине производить монтаж и демонтаж желательно в специализированных автомобильных центрах, где работают квалифицированные специалисты.
Функции мультиклапана ГБО, советы по установке и безопасности, а также устройство и неисправности компонента
Мультиклапан – один из основных компонентов автомобильного газобаллонного оборудования. Он монтируется возле горловины баллона. Устройство необходимо для безопасного наполнения емкости, хранения газа и его правильного расходования. Уже из названия этого компонента ГБО можно понять, что имеется в виду большое количество клапанов. Производители предлагают весьма разнообразные виды этих устройств, поэтому выбирать действительно непросто.
Основные функции
У каждого клапана есть своя функция:
- Обратный клапан. Предотвращает утечку газа через магистраль для заправки.
- Скоростной клапан. Прекращает подачу газа в случае повреждения магистрали.
- Механический запорный клапан. Прекращает выход газового топлива (обычно задействуется при ремонте ГБО для страховки).
- Электрический клапан. В нём установлен соленоид, перекрывающий подачу газа из резервуара. Механизм срабатывает, когда двигатель останавливается или переходит на работу на бензине.
- Клапан сброса давления. Когда давление в резервуаре достигает 27 бар, клапан на непродолжительное время откроется для сброса газа в паровой фазе под автомобиль.
- Плавкий клапан (аварийный). Он срабатывает только в крайних случаях. Обычно это случается при пожаре, когда появляется вероятность разрыва емкости с газом. Клапан плавится, что приводит к разгерметизации для предотвращения разрыва баллона.
Некоторые грузовики до сих пор ездят с баллонами старого типа, у которых вообще нет мультиклапана. Вместо этого компонента они оснащены клапанами и штуцерами, вваренными прямо в резервуар.
Классы безопасности
Существует три категории мультиклапанов:
Класс «А» активно используется на территории нашей страны. Такие мультиклапаны имеют ограничитель наполнения баллона и клапан сброса слишком высокого давления. Такое может произойти, например, при полной заправке баллона на улице в холодное время года и последующем перемещении автомобиля в теплый гараж.
Скоростной клапан задействуется, если газ из баллона начинает выходить со слишком большой скоростью. Обычно это происходит при повреждении трубопровода. После его срабатывания газ подаваться не будет. Для возврата шарика в штатное положение, необходимо закрутить винт, расположенный на мультиклапане.
Класс «B» – один из самых простых видов мультиклапанов. Он оснащается клапаном отсечки и поплавком, ограничивающим возможность наполнения резервуара с газом на уровне 80% от полного объема.
Некоторые народные умельцы удаляют этот ограничитель с целью увеличения пробега на одной заправке, но это делать категорически запрещено! Отсутствие клапана сброса давления приведёт к тому, что при росте давления внутри резервуара лишний газ не будет сброшен и случится разрыв емкости.
Класс «Евро» – оптимальное решение. Это наиболее безопасная разновидность мультиклапанов. В отличие от устройств класса «A» оснащается пожарным клапаном, который задействуется при росте температуры. В результате разрушения плавкой вставки происходит снижение давления, поэтому удаётся предотвратить разрыв баллона. В России разрешено устанавливать только мультиклапана класса «Евро».
Устройство и работа в авто на 4 поколении
Устройство мультиклапана Томасетто предусматривает наличие корпуса, выполненного из латуни. К нему крепятся разные клапаны, трубка для забора газа и поплавок. Это достаточно сложная и продуманная конструкция, в которой важны все мелочи. Для лучшего понимания – резиновый уплотнитель в соединении должен выдержать давление свыше 27 атмосфер.
- Поплавок. Этот элемент изготавливается из пластика либо вспененного материала.
- Указатель уровня топлива. Встречаются механические (стрелочные) элементы и стрелочно-электронные с функцией отображения информации в салоне транспортного средства. Сенсоры бывают резистивными (с двумя проводами) и датчиками на эффекте Холла (с тремя проводами). Датчик нуждается в питании (5 или 12 вольт). Датчики Холла отличаются увеличенным сроком службы и более точными показаниями.
- Клапаны – скоростной, обратный, клапан сброса давления, плавкий (пожарный), электромагнитный.
- Механический запорный клапан или кран используется при выполнении ремонта газобаллонного оборудования. В старых мультиклапанах также применялся механический кран, расположенный на входе в емкость с газом.
Читать еще: Угловая скорость спутника формула
Вентиляционная камера
Иногда может возникать вопрос о том, куда происходит сброс лишнего газа при возникновении аварийной ситуации. Если баллон расположен в багажнике автомобиля, сброс произойдёт в багажный отсек. Последствия будут весьма неприятными.
Во избежание этого газовое топливо в случае аварийного сброса улавливается вентиляционной камерой и отводится под транспортное средство. Если же баллон расположен под машиной, обеспечивается надёжная защита от внешнего вмешательства и грязи специальной коробкой.
При установке тороидального баллона в нишу для запасного колеса в нижней части грузового отсека необходимо сделать отверстие и смонтировать трубку для отвода газа под машину. Верхняя часть ниши для мультиклапана закрывается с помощью герметичной крышки.
Как установить – выбор угла и размера
Для выбора оптимального угла расположения и размера мультиклапана ГБО придерживайтесь рекомендаций из таблицы, опубликованной ниже.
Что такое мультиклапан и как его выбрать правильно?
Мультиклапан — многофункциональное устройство, которое выполняет сразу несколько функций. Мультиклапан или сокращенно “мульт, мультик”, служит как датчик уровня газа в баллоне, как запорная арматура, а также отвечает за безопасность авто с ГБО, поскольку является защитой от избыточного давления в газовом баллоне. Мультиклапан включает в себя контрольную, запорную, а также исполняющую системы.
Какие виды мультиклапанов существуют и чем они отличаются?
“Мульты” делятся на классы по защите. Разделяют два основных класса: “A” и “B”. Первый отличается от второго лишь тем, что он имеет в своей конструкции клапан избыточного давления, который сбрасывает во вне паровую фазу в случае повышения давления в баллоне. “Мультики” класса «В» не имеют клапана избыточного давления, поэтому их разрешается устанавливать на газовые баллоны, емкостью не более 50 литров.
- Мультиклапан для цилиндрических баллонов во время установки оснащается вентиляционной коробкой, к которой подключен гофрированный шланга Ø 30 мм. По этому шлангу газовые испарения выводятся из багажника автомобиля.
- Мультиклапан для тороидальных баллонов с внутренним расположением устанавливается в баллоне, который крепится в углублении под “запаску”.
- “Мульт” для тороидальных баллонов с наружным расположением монтируют в баллоны, при этом горловина выходит наружу.
Основные функции мультиклапана:
- Заправка и распределение газа;
- Ограничивает максимальное давления в газовом баллоне и контролирует уровень максимальной заправки баллона (не более 80%);
- Перекрывает подачу газа в случае через чур быстрого и большого расхода, например, когда происходит повреждение газовой магистрали на промежутке от баллона к двигателю;
- Производит аварийный сброс газа (в случае если давление превышает 25 атмосфер), используя для этого специальный сапун.
Как выбрать мультиклапан?
Мульт необходимо подбирать с учетом баллона, который будет устанавливаться на ваш автомобиль, так как мультиклапаны для цилиндрических и тороидальных баллонов отличаются между собой. Для этого каждый мультиклапан маркируется соответствующей надписью «Cil» (для цилиндрических баллонов), или «Tor» (для тороидальных баллонов), также следует учесть высоту баллона и мультиклапана. Свое предпочтение лучше отдать классу “А”, так как этот тип мультиклапанов имеет высокую степень безопасности и оснащен клапаном избыточного давления.
Рекомендуем обратить внимание на мультиклапаны следующих производителей:
- Lovato;
- Tomasetto;
- BRC;
- Atiker.
Теперь, когда вы знаете, что такое мультиклапан, какие функции он выполняет, и какие отличия между разными типами мультиклапанов, надеюсь, у вас не возникнет трудностей при выборе этого устройства. Если вы все же сомневаетесь в том, какой мультиклапан купить лучше, доверьте этот вопрос профессионалам и проконсультируйтесь со специалистами разных компаний, которые занимаются установкой ГБО.
https://alarm-bike.ru/populyarnye-stati/chto-takoe-multiklapan-na-gbo.html