Что такое ГБО и как им пользоваться
Что такое ГБО? Газовое оборудование, состоящее из баллона, мультиклапана, редуктора, фильтра газа, рампы газовых инжекторов, ЭБУ, датчика давления и форсунок. Цель установки состоит в переводе автомобиля на второй вид топлива — газ. При этом водитель с помощью переключателя выбирает тот вид горючего, который оптимален на данный момент, или это происходит автоматически. Ниже рассмотрим, что это за система, как работает, какие бывают виды, и в чем выгода.
Что такое ГБО
Начнем с расшифровки, что такое ГБО в автомобиле. Под аббревиатурой скрывается термин «газобаллонное оборудование». Простыми словами, это дополнительная аппаратура, состоящая из нескольких элементов, и предназначенная для бензиновых двигателей. Она дает возможность пользоваться другим видом топлива — пропаном / бутаном, метаном.
Знание, как расшифровать в автомобиле ГБО — только первый этап в вопросе понимания принципов и особенностей системы. В зависимости от поколения комплектация и принцип действия немного отличаются. К примеру, если на машине стоит ГБО 4-го поколения, в состав входят следующие компоненты:
- баллон для газа;
- мультиклапан;
- устройство для заправки;
- редуктор;
- фильтрующий элемент;
- рампа с инжекторами;
- ЭБУ;
- датчик давления и разрежения.
Зная элементы системы ГБО, проще разобраться, что это такое в автомобиле, и для чего необходимо.
Как работает ГБО на автомобиле
Газ закачивается в бак, установленный в багажном отсеке, на 80%. Объем заправки ограничивает специальный поплавок, в дальнейшем закрывающий мультиклапан. В функции последнего входит защита и сброс давления до 25 атмосфер для большей безопасности. Далее топливо идет в редуктор, снижающий давление до 1 атм.
На следующем этапе газобаллонное оборудование для автомобиля обеспечивает очистку газа с помощью специального фильтра, где оседают крупные частицы. Далее очищенный газ подается в камеру сгорания через форсунки. Работа системы контролируется блоков управления, в функции в которого входит определение оптимального времени открытия форсунок. Блок управления обеспечивает переход между инжекторами (бензиновыми, газовыми).
Рассматривая, как работает ГБО на автомобиле, необходимо выделить переключатель в салоне. С его помощью водитель меняет вид топлива. В любой момент можно перевести двигатель с газа на бензин и обратно. В газобаллонном оборудовании 4-го поколения предусмотрены датчики давления / разрежения, определяющие разницу между разряжением в коллекторе впуска и давлением в рампе с форсунками.
Как пользоваться ГБО
Автовладелец должен знать не только особенности ГБО, что это в машине и расшифровку, но и принцип пользования системой. Основной элемент управления, который интересует водителя — кнопка. Именно с ее помощью происходит процесс управления. И здесь принцип отличается в зависимости от поколения:
- В 1-м поколении у переключателя имеется три позиции — бензин, газ и промежуточный вариант. Среднее положение используется для перекрытия подачи топлива. При подаче бензина горит красный индикатор, газа — зеленый. В средней позиции ничего не светится. Здесь нужно знать, как переводится горючее. Запуск доступен на любом топливе. При пуске от бензина необходимо прогреть мотор, перевести тумблер на среднее положение, а при снижении оборотов переключаться на газ.
- Во 2-м и 3-м поколении ГБО на авто режима три и нужно знать, что это значит. В первом режиме мотора работает от бензина, во втором — от бензина до 1500-2000 оборотов, но потом переходит на газовое топливо. Третий режим подразумевает запуск и работу от пропана.
- Для 4-го поколения характерна сенсорная кнопка. Ниже мы кратко рассмотрим, что такое ГБО 4 поколения в автомобиле, но пока отметим популярность этого вида. На кнопке имеется индикация уровня топлива: четыре зеленых светодиода и один красный. Режима работы — два. Переход на газ после прогрева происходит автоматически, а сама система запоминает последнюю установку. При этом водитель может вручную перейти на любое топливо.
Водитель должен знать, как пользоваться ГБО на автомобиле, уметь ориентироваться по индикации, и знать, по какому принципу запускать машину. К примеру, в газобаллонном оборудовании 4-го поколения можно принудительно запускать двигатель от газа путем длительного нажатия на кнопку и включения стартера.
Виды
Рассматривая, что такое ГБО в автомобиле на легковом транспорте, необходимо учесть существование нескольких видов таких систем. Выделяется шесть поколений:
- 1-е — наиболее примитивное, ставится на двигателях с карбюратором / инжектором, газ подается через коллектор впуска, а его дозировка происходит через регистр мощности;
- 2-е — усовершенствованный вид ГБО на автомобиль с шаговым двигателем, регулирующим подачу горючего автоматически и с помощью ЭБУ, имеет низку цену и сравнительно высокий КПД;
- 3-е — для авто с распределенным впрыском, с подачей горючего в каждый цилиндр по отдельности, встречается редко;
- 4-е — самая популярная газобаллонная аппаратура на автомобиль с инжекторным мотором и распределенным пуском, имеет свой газовый инжектор, редуктор, блок управления, отличается надежностью и низким расходом топлива;
- 5-е — отличается подачей жидкого газа в цилиндры с помощью специального насоса, редуктор не предусмотрен, применяется на авто без возможности установки ГБО-4;
- 6-е — жидкий газ подается через имеющуюся систему впрыска с помощью селектора топлива, газового редуктора / форсунок нет.
Последнее поколение наиболее дорогостоящее и пока редко применяется в России из-за высокой цены — около 250 000 рублей.
Выгода ГБО
Автовладельцы знают, что, если установлено ГБО, это помогает сэкономить на горючем и уменьшить расходы семейного бюджета на заправку. Но здесь нужно учесть активность использования автомобиля. Если машина выезжает несколько раз в неделю, новая аппаратура вряд ли окупится. По-иному обстоит ситуация, если в год автомобиль проходит 20 000 км и более. В таком случае потребуется около 10-12 месяцев, чтобы окупить расходы. Здесь многое зависит от расхода двигателя, типа газобаллонной аппаратуры, затрат на обслуживание и т. д.
Также автовладельцы должны знать особенности ГБО для двигателя, что это значит в машине с позиции ресурса некоторых узлов. В частности, продлевается срок службы катализатора и системы впрыска на 30-40 %. При длительной эксплуатации такая особенность позволяет снизить расходы.
Мифы
В завершение развеем несколько основных заблуждений, касающихся ГБО. Запомните:
- Эксплуатация и хранение автомобилей с газобаллонным оборудованием не опасно. Баллон имеет стенки толщиной 3-4 мм, что гарантирует защиту даже в случае ДТП. При этом газ более безопасен с позиции утечки при повреждении бака.
- Запаха газа внутри нет. При правильной настройке системы эта проблема исключается. Если такая проблема и появилась, нужно сразу ехать на СТО.
- От ГБО не прогорают клапана. Это возможно только при неправильной настройке, когда в двигатель подается обеденнная топливная смесь.
- Газобаллонную аппаратуру можно ставить на турбированный двигатель, в том числе с прямым впрыском. Главное — правильно подобрать поколение и выбрать оборудование.
- Расход пропана ненамного больше, чем бензина. При правильной настройке — до 20%.
- Применение специальных свечей не обязательно.
- Обслуживание ГБО не требует больших расходов. Стоимость техсервиса умеренная с учетом получаемой экономии.
Еще один миф, что на газ переходят только бедные. Это не так. Установка газобаллонной аппаратуры актуальна для людей, умеющих считать деньги.
Теперь вы знаете, что такое ГБО, его расшифровку и назначение на авто. В комментариях расскажите, установлено ли газобаллонное оборудование на вашем автомобиле, и почему вы приняли решение о переходе.
https://avtodigitals.ru/chto-takoe-gbo/