Зачем вашему автомобилю сервисная книжка
Хорошая — это если его обслуживали качественными запчастями, ухаживали за салоном и если били в ДТП, то доверяли ремонт хорошим специалистам.
Все это время хозяин может собирать в одну папку чеки, заказ-наряды и даже фотографии, а также соблюдать регламент техобслуживания (ТО) и вовремя менять расходники. У машины с плохой историей в лучшем случае хорошим будет только отчет по подставному VIN и текст объявления, в котором все по заводу и в состоянии «сел и поехал».
И в том и в другом случае может пригодиться сервисная книжка. Хорошему хозяину она поможет содержать автомобиль в достойном состоянии и, вполне возможно, продать подороже, когда придет время. Но еще сервисная книжка — уже, скорее всего, поддельная — может помочь перекупщику создать видимость, что за машиной следили.
Я расскажу, как вести сервисную книжку, что в нее записывать и в каком случае она может повысить рыночную стоимость автомобиля при его продаже. А еще расскажу, как читать сервисные книжки других автомобилей.
ГДЕ СЛЕДИТЬ ЗА СИТУАЦИЕЙ
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации
Подписаться
Что такое сервисная книжка автомобиля
Сервисная книжка — это летопись истории машины. В нее записывают сведения о том, когда и как обслужили или отремонтировали автомобиль, где это делали и какой при этом был пробег.
Ни один закон не обязывает владельца автомобиля вести сервисную книжку, но лучше, когда она есть. Внутри две категории информации об обслуживании автомобиля:
- Текущее техническое обслуживание (ТО). В автомобиле пока что ничего не сломалось, но его обслуживают: меняют масло в двигателе, масляный и воздушный фильтры, некоторые ремни и многое другое. В руководстве по эксплуатации автомобиля пишут, когда это менять, но иногда это следует делать чаще.
- Устранение неисправностей — ремонт того, что уже сломалось.
В автомобиле все взаимосвязано. Если не делать ТО или делать с опозданием, придется ремонтировать машину чаще и ремонт будет стоить дороже. Почему так происходит, проще всего объяснить на примере.
Производитель условной Лады Калины с 16-клапанным двигателем рекомендует менять ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) каждые 90 000 км пробега. Маловероятно, что он оборвется на 91-й тысяче, но если его не поменять вовремя, это рано или поздно произойдет. Клапаны загнет, двигателю потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт. Проще купить за 700 ₽ хороший неоригинальный ремень и поменять его вовремя примерно за 3000 ₽.
Но удержать историю техобслуживания в голове сложно. Все происходило в разные сроки, на разных пробегах. Не всегда помнишь, какой марки масло залили и на какой СТО это сделали. Сервисная книжка помогает справиться со всем этим: специалисты мастерской вносят в нее всю информацию о запчастях, технологических жидкостях и работах.
Сервисная книжка Лады Икс Рей, обложка
Сервисная книжка Лады Икс Рей, первая страница
Кто заполняет сервисную книжку
В первом случае сервисную книжку заполняют сотрудники СТО, на которой обслуживают машину. На фирменных станциях техобслуживания по просьбе владельца автомобиля могут завести новую, сразу же внести в нее записи и заверить их печатью.
Второй вариант — заполнять самостоятельно. Это подходит тем, кто заезжает на СТО в крайних случаях, а несложные работы вроде замены масла и фильтров делает самостоятельно. Это не поднимет цену автомобиля при продаже, зато владелец будет наверняка знать, что и когда менял.
Зачем вести сервисную книжку
Сервисная книжка — это доказательство того, что автомобиль действительно обслуживали, что пробег не скручен и с машиной делали все, что было нужно. Но это в теории.
Удивительно, но в 2022 году по-прежнему покупают сервисные книжки. Можно прийти к недобросовестному сотруднику официального дилера, заплатить и получить ее. Поэтому в России к книжке должна прилагаться стопка заказ-нарядов с чеками на все работы. Всем, кто хочет использовать сервисную книжку как доказательство, что за машиной следили, стоит хранить все чеки и заказ-наряды. Покупателю машины с пробегом важно смотреть на эти документы в первую очередь — и уже потом на сервисную книжку.
Но все это может работать в двух случаях:
- когда работы выполняют в сервисе официального дилера — они обязаны давать чеки и заказ-наряды;
- когда работы выполняют в обычном сервисе с кассой и сотрудниками, которые официально оформлены в соответствии с трудовым кодексом.
Мой город — Черногорск, и я не уверен, что во всех местных автосервисах белая бухгалтерия. Здесь, да и во многих других городах, автослесари предпочитают брать деньги за работу наличными. Чек можно получить у официального дилера — но цена будет выше, а качество при этом лучше не станет. Поэтому я не буду показывать сервисную книжку как преимущество при продаже и не стал бы учитывать ее при покупке.
Сервисная книжка — способ точно знать, что вы делали со своим автомобилем, а еще она помогает соблюдать интервалы ТО и морально готовиться к серьезным работам вроде обслуживания автоматической коробки передач или замены цепи ГРМ. С сервисной книжкой гораздо легче все делать вовремя:
- менять масло и масляный фильтр раз в 7500—10 000 км , чтобы двигатель проходил без серьезных вмешательств не 100 000 км, а 250 000 км;
- вовремя менять ремень генератора и ролик, который держит его в натянутом состоянии. Чтобы ремень не лопнул, не снес какие-нибудь датчики, не попал в механизм ГРМ. Так бывает не всегда, но тем не менее;
- менять воздушный фильтр в салоне раз в 20 000 км или раз в год, чтобы кондиционер не сломался и из дефлекторов не пахло плесенью. И так далее.
Виды сервисных книжек и как правильно их вести
Сервисные книжки бывают бумажные и электронные.
Бумажная сервисная книжка. Такую я приобрел на станции техобслуживания, когда первый раз менял масло в двигателе. Машина была куплена с рук, дилерской книжки в ней не было, как и любой другой. Продавец сказал, что потерял ее. Поскольку машина уже была не на гарантии, я решил не обслуживать ее у дилера. Гарантию это не вернет, качество ремонта от этого не вырастет, а денег я потрачу больше. Книжку я веду для себя — поэтому не особенно важно, как я буду ее оформлять.
Я стараюсь обслуживать автомобиль в сетевом автосервисе. У него есть филиалы сразу в двух регионах — это меня устраивает. Информация об адресах и телефонах есть на первой странице сервисной книжки.
Следующая страница — информация о замене жидкости системы охлаждения, тормозных колодок и тормозной жидкости.
Моя сервисная книжка. Храню ее в автомобиле: так она всегда под рукой
Выглядит такая книжка просто, стоит недорого — обычно не больше 200 ₽. Это не единственный вариант сервисной книжки — они могут различаться по размеру, внешнему и внутреннему оформлению. Но здесь содержание важнее формы: главное, чтобы были все записи.
Дилерская книжка для машины, которая на гарантии, — документ. В ней ответственные за работы подписываются и ставят печати.
Бумажная версия сервисной книжки Хендай Крета, информация о проведении ТО. Каждую запись заверяют печатью — так обычно делают в фирменных сервисных центрах
Сервисная книжка Киа. Вместо таблицы на каждой странице можно сделать всего одну запись
Электронная сервисная книжка. Бумажный вариант можно потерять — восстановить его будет сложно. Поэтому некоторые производители автомобилей ведут электронные сервисные книжки: все в приложениях на телефоне, в облаке или на сервере автосервиса. Но иногда предлагают продублировать книжку на бумаге.
Так далеко не у всех, но у владельцев современных автомобилей Хендай именно электронные сервисные книжки.
Реклама электронной сервисной книжки на официальном сайте «Хендай». Источник: hyundai.ru
Водитель может самостоятельно посмотреть информацию о техобслуживании — для этого нужно ввести VIN автомобиля. А вот сделать запись в такой книжке уже не получится: это возможно только на СТО. В такой книжке не появляются записи об обслуживании на неофициальных станциях. Если водитель откажется от обслуживания — сервисную книжку для него распечатают. В распечатанном варианте сохранится вся информация о пройденных ранее ТО.
Сторонняя сервисная книжка-приложение для iOS и Android, просто вбейте в поиск «сервисная книжка». Есть платные и бесплатные варианты, которые различаются набором возможностей. В первую очередь их используют, чтобы контролировать расходы на топливо, ремонт и ТО.
Большинством таких приложений пользоваться очень сложно: постоянно нужно что-то прокручивать, свайпать, вбивать, и от этого далеко не всегда есть какая-то польза. Я не исключаю, что где-то есть приложение, в котором я могу просто проставить галочки в нескольких местах, записать цену ТО, марку фильтра и масла, но я не нашел.
https://journal.tinkoff.ru/guide/servicebook/