Профессия механик
Профессия механик стала востребованной после автоматизации множества процессов, которые раньше делались вручную. Остается она таковой и в 2024 году, ведь любой прибор, каким бы надежным он ни был, может выйти из строя
Механика – слово, которое с греческого языка дословно переводится как «искусство построения машин». Стоит уточнить, что проектированием занимаются инженеры-механики. Кроме них есть и другие мастера, которые ничего не строят, но проверяют и ремонтируют уже созданные кем-то устройства. Их роль не стоит недооценивать.
Те механики, которых мы привыкли видеть, появились во время расцвета научно-технического прогресса, то есть в середине XIX века. Конечно, специалисты, работающие с механизмами, были и до этого. Например, в Древнем Риме. Правда, тогда они обслуживали только системы для перекачивания воды.
По-настоящему выдающимся из первых механиков был сицилиец Архимед – древнегреческий ученый, инженер и настоящий мастер своего дела. Он изобрел такие важные вещи, как блок, клин, рычаг и бесконечный винт. Почти все современные механизмы работают благодаря этим деталям.
Полезная информация о профессии механик
Мы собрали полезные данные об этой профессии в одну таблицу.
Срок обучения | 1-3 года |
Средняя зарплата | 70 000 рублей |
Где обучаться | В вузах, колледжах и техникумах, курсах перепрофилирования |
Необходимые качества | Внимательность к мелочам, усидчивость, ответственность |
Востребованность профессии | Высокая |
Где можно работать | В штате коммерческих и государственных компаний, на себя |
Описание
Механик – это квалифицированный специалист, который имеет профессиональное техническое образование. Он ремонтирует и обслуживает разные технические приборы (порой даже те, что не связаны с механикой). Среди подобных устройств есть как те, что используются на крупных производствах, так и те, которыми мы пользуемся повсеместно, в быту.
На производствах и предприятиях механики принимают новое оборудование, устанавливают его и настраивают. Уже имеющиеся и работающие приборы при необходимости осматривают и ремонтируют.
Со времен Древнего Рима обязанности механиков значительно расширились.
- обслуживают и ремонтируют различные виды механизмов;
- проверяют состояние оборудования и его технические характеристики;
- составляют заявки на покупку необходимых запчастей;
- ведут техническую документацию;
- обучают других работников безопасности во время работы с оборудованием;
- продумывают работу, которая поможет улучшить возможности устройств.
Некоторые специалисты работают не только в больших компаниях, но и оказывают частные услуги, например ремонтируют какие-либо мелкие бытовые приборы.
Механика заинтересует людей с техническим складом ума, которые при этом любят и умеют работать руками. Если для инженеров наличие второго навыка не так важно, то для менее квалифицированного сотрудника это необходимо.
Не последнее значение также имеет физическая сила и выносливость, ведь многие устройства достаточно массивны. Это является одной из причин, по которой в профессии чаще встречаются мужчины, а не женщины.
Специализации
Область механики сейчас столь широка, что она поделилась на множество различных ответвлений. Специалистов разделяют обычно по виду техники, с которой он имеет дело: автомеханик, судомеханик, авиамеханик, электромеханик, радиомеханик и другие. Давайте разберем подробнее каждую из перечисленных специализаций.
Автомеханик – это специалист, который проводит диагностику и ремонт автомобилей: легковых и грузовых, мотоциклов. В автосервисах автомеханики занимаются различной работой – от устранения небольших царапин до восстановления полностью разбитой машины.
Автомеханики могут быть универсальными мастерами, либо специализироваться в более узком направлении: маляр, автоэлектрик, жестянщик и так далее.
Сейчас автомеханики пользуются большим спросом, ведь транспорт различного рода, в особенности легковые автомобили, используется повсеместно.
Судомеханик – это профессионал в области судоходства, главная обязанность которого заключается в содержании механизмов на судне в работающем состоянии.
Механик на корабле несет ответственность за то, чтобы оборудование работало без перебоев, а его использование было экономным и безопасным.
Судовые механики знают строение всех механизмов на судне, как они работают, умеют их использовать и ремонтировать.
Чтобы быть профессионалом своего дела, судомеханик должен разбираться в термодинамике, гидравлике, электронике и даже черчении. Кроме этого, механик на корабле знает различные виды масел, топлива, материалы конструкций, их свойства и то, где они используются.
Авиамеханик – человек, который на «ты» с вертолетами и самолетами. Механик авиации поддерживает эти аппараты в летной готовности, занимаясь их ремонтом и обслуживанием.
Авиационные механики выполняют работы в трех направлениях, которые считаются основными. Это:
- авиационная электроника, системы, управляющие полетом, двигатели;
- гидравлические системы и устройства кондиционирования;
- другие системы (в частности, система, удаляющая отходы).
Электромеханик разрабатывает, настраивает, обслуживает и ремонтирует электрические приборы, транспорт, станки с программным управлением, автоматические линии и прочее.
Также электромеханики должны хорошо знать алгоритмы работы электрических устройств, разбираться в схемах и чертежах по теме, владеть программными продуктами.
При этом работа электромеханика может больше относиться как к интеллектуальному труду, так и к физической работе. Интеллектуальной работа по специальности будет, если электромеханику больше нравится заниматься разработкой устройств, а физической – если их сопровождением и ремонтом.
Радиомеханики занимаются не только настройкой и ремонтом радио, как может показаться из названия профессии. Они также имеют дело с другой техникой – от стиральных машин и кофеварок до сложной медицинской аппаратуры.
Все эти предметы объединяет одно – в них заложены электронные технологии. Поэтому и профессия радиомеханика может называться по-разному. Например, мастер-электронщик или мастер по ремонту бытовой техники и электроники.
Радиомеханики обычно работают:
- в мастерских и сервисных центрах, где ремонтируется радиоаппаратура и различная бытовая техника;
- в компаниях, которые продают электронное оборудование;
- в компаниях-провайдерах, подключающих телевидение и интернет;
- на любых предприятиях, где используют радиоэлектронику.
Когда к мастеру в руки попадает сломанный прибор, он проводит его диагностику, находя место поломки. После этого устройство разбирается, сломанная деталь вынимается, а на ее место устанавливается новая. Далее техника собирается, проверяется и, если все работает, возвращается к владельцу.
Область электронных технологий очень обширна и разнообразна. При этом она постоянно меняется и развивается. За всем не уследишь и всему не научишься, поэтому часто мастера специализируются в какой-то одной нише и улучшают свой навык в ней. Например, чинят только телевизоры или технику определенной фирмы. При этом, если специалист того желает, он может учиться чему-то новому, меняя или расширяя свою специализацию.
Плюсы
Главный плюс профессии механик – это востребованность. Сейчас, когда молодые люди больше обучаются на профессии, где требуется работать интеллектуально (например, экономика, юриспруденция), «мастер на все руки» всегда будет кстати.
Другие плюсы профессии механик следующие.
Работа на результат. В отличие от того же интеллектуального труда, в физической работе обычно сразу видно ее результат. Неисправность устранили, и прибор работает? Значит, дело выполнено успешно!
Возможность развиваться. Если обычный механик, больше работающий руками, хочет развиваться и уже самостоятельно проектировать, то для этого есть все возможности. Появляются они после обучения на инженера.
Полезные навыки. Умение чинить и настраивать различные приборы – от чайника до автомобиля – всегда пригодится не только в работе, но и в личной жизни. Кроме того, обладая определенными навыками, можно зарабатывать не только работая в какой-то определенной компании, но и за ее пределами.
Минусы
Основной минус профессии механик – это условия работы.
Вредные испарения. На систему дыхания мастера не лучшим образом воздействуют различные смеси и пары: масло, бензин, растворители. Шум и вибрация во время работы также оказывают негативное влияние на организм.
Тяжелый физический труд. Получая профессию, будущий специалист должен быть готов к изнурительной работе. Кроме того, что работа, в основном, физическая (то есть часто нужно быть на ногах и почти все делать руками), нужно будет также поднимать и переносить различные тяжелые устройства.
Работа вне зависимости от погодных условий. Зачастую работы проводятся в закрытом помещении. Но бывает и так, что нужно что-то ремонтировать на свежем воздухе. И делают это в любую погоду.
Где учиться в 2024 году
Профессию будущему механику можно получить как в вузе, так и техникуме или колледже.
В университетах учатся на инженеров, которые проектируют машины, а не обслуживают их. Также инженеры руководят бригадой механиков. Поэтому если студент хочет заниматься проектированием и (или) подниматься вверх по карьерной лестнице – стоит рассмотреть поступление именно в вуз.
Учебные заведения
Есть несколько технических вузов, которые считаются лучшими.
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана предлагает большое количество подходящих факультетов: инженерный бизнес, машиностроительные технологии, радиоэлектроника и многие другие.
В Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики есть широкий выбор специальностей: программная инженерия, конструирование электронных средств, технологические машины и оборудование и другие.
В Национальном исследовательском Томском государственном университете (НИ ТГУ) можно обучиться на желаемую специальность, например, на таком факультете, как радиофизический.
В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) наиболее подходящими для будущих механиков станут факультеты радиотехники и электроники, а также мехатроники и автоматизации.
Есть также следующие факультеты, которые могут заинтересовать: механико-технологический, факультет летательных аппаратов, факультет автоматики и вычислительной техники.
Немало в России и хороших средних специальных учебных заведений. Например, Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права. Здесь на выбор имеется несколько специализаций: монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, а также автоматизация технологических процессов и производств. После обучения по одному из направлений студент получит специальность техника или техника-механика.
В Центре среднего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного политехнического института (технического университета) можно получить желаемую профессию, пройдя обучение на механическом либо инженерно-технологическом факультете.
В Новосибирском электромеханическом колледже можно выучиться на электромонтера по ремонту электросетей, либо электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Среди специальностей есть также электроснабжение, техобслуживание и ремонт автомобильного транспорта, техэксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования и другое.
Если будущего студента привлекает именно авиация, обучение можно пройти в Таганрогском авиационном колледже имени В. М. Петлякова. Тут обучают производству и эксплуатации летательных аппаратов.
В Нижегородском автомеханическом техникуме почти все существующие специальности так или иначе подойдут для будущего специалиста в области механики. Здесь есть: монтаж, техобслуживание и ремонт промышленного оборудования, техэксплуатация и обслуживания электрического и электромеханического оборудования, технология машиностроения и другое.
Курсы
Специальность можно получить, пройдя курсы (особенно их много в крупных городах), в том числе удаленные.
Одним из таких является интерактивный электронный курс «Автомобильный механик. Технологии диагностики, обслуживания и ремонта механических компонентов легковых транспортных средств». Проводит его SENSYS – международный инжиниринговый центр поддержки и развития транспортных технологий. В курсе 234 учебных и 188 тестовых модулей. Изучение материалов займет 180 часов.
Востребованность
В команде корабля, авиалайнера, железнодорожного или троллейбусного депо, машиностроительного предприятия и многих других всегда есть механики. Без них просто невозможно представить полноценную работу приборов во множестве сфер.
Любой технике, как бытовой, так и промышленной, требуется должный уход, смазка и чистка, ремонт. Поэтому профессия механик важна и нужна обществу. И она будет оставаться такой до тех пор, пока нас окружает различная техника.
это интересно
Профессия монтажник
О востребованности, зарплате, плюсах и минусах своей работы рассказывают представители профессии
Устройство на работу и карьера
Машины сопровождают человека повсюду, поэтому профессиональный механик точно не останется сидеть без дела. Часто бывает так, что молодые специалисты получают работу раньше, чем диплом, во время производственной практики.
Навыки механиков нужны везде: на промышленных и сельхозпредприятиях, где есть техника, в автомобильных сервисах, мастерских и сервисных центрах, компаниях, которые продают и подключают электронику, а также на борту самолетов и кораблей.
Уровень зарплаты
Зарплата механика, как и во многих других профессиях, зависит от навыков, региона и компании, в которой он работает. Средняя по России зарплата составляет 35 тысяч рублей, но эта цифра по сути не показывает различий по специализации.
Главная проблема заключается в том, что без высшего образования возможность карьерного роста невелика. На предприятии механик сможет стать, например, старшим смены. Но для дальнейшего развития в любом случае нужно будет получить инженерное образование.
Поэтому тем, кого интересует карьерный рост, нужно подумать об учебе в вузе. После обучения такие специалисты могут стать начальниками отдела или цеха, а со временем даже вырасти до главного на предприятии.
Перспективы в будущем
Важность механики в эпоху цифровых технологий ничуть не уменьшилась. Ведь она, как и физика в целом, фундаментальна. Далее эта сфера будет только развиваться и преображаться. Поэтому специалисты в данной области всегда будет иметь высокий спрос на свои услуги.
Отзывы специалистов
Антон Котов, руководитель автокомплекса «Механика» (г. Омск):
— Работа механика – это не только теория, но и большое количество практики, а также серьезный подход к делу.
Быть специалистом – значит уметь быстро решать технические задачи любой сложности. В этом есть что-то творческое. Ведь если работать монотонно, выполняя одно и то же, способность мыслить неординарно теряется.
Главная сложность в том, что для освоения профессии учебников недостаточно. Учебные заведения стабильно направляют к нам практикантов. Уже при первом знакомстве мы видим, кто действительно хочет учиться, и охотно делимся с ними секретами нашего мастерства.
Лучшие специалисты в нашем деле нередко трудятся даже без технического образования, по призванию. Это немногословные, сконцентрированные на работе люди, которые словно дети радуются новым открытиям в плане техники.
Автопром не стоит на месте, поэтому нужно уметь работать с различными машинами, постоянно развиваться, пробовать новое и оттачивать уже имеющиеся навыки. Но все сложности решаемы, если действительно «горишь» этим делом.
Если ты настоящий профессионал, скучать без работы не придется. Люди благодарны за то, что экономишь их время и деньги. Они доверяют тебе свой транспорт и не пытаются торговаться. Ты будто доктор, только «лечишь» машину.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Антон Захаров, мастер-техник BMW Motorrad.
Кому подходит профессия механик?
Если у человека есть стремление к созданию и отладке механизмов, есть желание познать настоящую мужскую профессию и стать профессионалом в этом деле — это специальность для него.
Работа на СТО, особенно если там есть дилерские стандарты, достаточно сложное дело. Здесь нужно следовать определенным правилам по обслуживанию и технике безопасности. Поэтому необходимы усидчивость, ответственность и смелость брать на себя риски при ремонте сложных агрегатов, умея отстаивать свое мнение в причинах неисправности. Также необходимо следить за своим здоровьем и быть физически крепким, ведь часто для разборки и сборки агрегатов требуется приложить немалую физическую силу.
Как стать механиком после 9-го класса?
Самый правильный вариант — идти в ПТУ по данной специальности. Познав азы и теорию, можно идти на СТО учеником механика и далее становиться профессионалом. Знания теории необходимы для исключения ошибок при ремонте и понимания тонкостей сборки сложных агрегатов.
Перед обучением стоит выбрать направление: это могут быть авто (грузовые-легковые), катера-яхты, мотоциклы, квадроциклы и так далее. Затем следует определиться с брендом и его актуальностью в вашем регионе и после этого принимать решение о ПТУ, в которое стоит поступить. Например, в кузовном ремонте (жестянщики тоже считаются механиками) необходимо уметь работать со сваркой и металлом; для агрегатчиков (мотористов, коробочников, дизелистов) важны умения измерять величины в сотых долях миллиметра, понимание физики процессов, происходящих в агрегатах; для слесарей механиков — точное знание проблемных мест на технике и максимально быстрый и качественный ремонт.
Можно ли стать механиком без образования?
Да, это возможно. В дилерских СТО механики регулярно ездят на обучения, где проходят курсы повышения квалификации и сдают сложные экзамены. Но чем больше у человека багаж технического образования, тем быстрее он станет профессионалом.
https://www.kp.ru/edu/rabota/professiya-mekhanik/