Особенности налоговой системы, трансформация автосервиса в связи с изменившимися условиями рынка, обилие контрафактной продукции на рынке запчастей, назревшие изменения в ОСАГО – лишь часть насущных вопросов, которые обозначил Илья Плисов (Союз Автосервисов), открывая сегодня деловую часть программы на конференции «ServiceAuto – 2024», организованной агентством «АВТОСТАТ».
Говоря об актуальной численности предприятий автосервиса в стране, специалист отметил разницу в оценке данных у разных организаций: в Федеральной налоговой службе эти цифры одни, в поисковых системах и на классифайдах – другие. Однако, если судить только по данным ФНС и отчитывающихся перед нею предприятий, сегодня мы видим небольшой рост численности автосервисов – как в отдельных регионах, так и в целом по стране. Судя по этим же данным, за последние пару лет значительно выросла и среднемесячная выручка автосервисных и авторемонтных предприятий. При этом спикер, который имеет личный опыт участия в общественных слушаниях по обсуждению налоговой реформы, задается вопросом: что будет завтра, если работа с учетом нововведений станет для автосервиса нерентабельной?
Отдельно эксперт остановился на проблеме контрафакта, констатировав, что отрасль проиграла борьбу с ним. Выход видится только один – маркировка, которая потянет за собой рост цен на запчасти и автокомпоненты (одни специалисты считают, что этот рост составит 3 – 5%, другие – до 10%). Но часть контрафакта, вероятно, все равно останется на рынке.
Можно ли отказывать клиенту в обслуживании, если он пришел со своими запчастями? Не секрет, что многие сервисные предприятия рассматривают запчасти как один из источников дополнительного дохода. Спикер озвучил, что уже появился прецедент с официальным решением Роспотребнадзора, и теперь СТО может побеждать в спорах с клиентом – при условии, что потребителям была предоставлена полная информация об условиях, сопутствующих ремонту.
Говоря о стоимости запчастей, эксперт отметил, что, судя по средним ценам на рынке (и это отражено в справочнике РСА), некая волатильность в этом вопросе (которая началась летом 2022 года, когда они резко взлетели вверх) закончилась. Сегодняшние колебания цен уже небольшие и вполне пригодны для работы.
Относительно возможности использования при ремонтах б/у запчастей спикер рассказал, что Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) сегодня ведет соответствующее исследование. Так, разрабатываются технические требованиям к использованию комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), бывших в употреблении, при выполнении восстановительного ремонта – с тем, чтобы они обеспечивали безопасность дальнейшей эксплуатации транспортных средств. При этом сам спикер почти не сомневается, что в ОСАГО скоро будут вынуждены пойти на два глобальных изменения. Во-первых, это увеличение допустимого срока на ремонт автомобиля (до 60 дней + запчасти). Во-вторых, применение б/у запчастей, даже без согласия клиента.
Фото: АВТОСТАТ