Рихтовка авто от А до Я: советы, как правильно рихтовать вмятины на кузове своими руками (как вытянуть и выпрямить без покраски)
Всех водителей объединяет одно желание – продлить эксплуатационные свойства автомобиля на более длительный срок. Как правило, при ДТП часто повреждается кузов автомобиля. Если повреждения незначительные, то для их устранения проводится специальная процедура.
Все рекомендации о том, как восстановить повреждённые участки машины, приведены в статье.
Рихтовка кузова — что это такое
В первую очередь необходимо ознакомиться с самим определением и понять, что же представляет собой рихтовка кузова.
Немного отступив от определения основного понятия, стоит отметить сложность и трудоёмкость проведения такой работы.
Все повреждённые детали, сварочные швы, соединения, необходимо тщательно отшлифовать и обработать, да не по одному разу. Поэтому главная задача: найти хорошего мастера, который терпеливо и скрупулёзно устранит все дефекты.
Если работы по восстановлению проведены качественно, то кузов авто выглядит цельно, однородно и безупречно, что подтверждает работу профессионала.
Теперь о главном. Что представляют собой рихтовочные работы? Рихтовка — это процесс по восстановлению кузова автомобиля. При аварийных ситуациях на дорогах чаще всего повреждаются такие элементы автомобиля, как:
- Капот;
- Крышка багажника;
- Двери;
- Пороги;
- Крыша;
- Бампера.
Однако специалисты в первую очередь обращают внимание на то, насколько сильно повредилась та или иная деталь автомобиля.
При серьезных деформациях проводить рихтовку нет никакого смысла, проще заменить деталь на новую. В противном случае рихтовочные работы затянутся на неопределённый срок, а также отнимут много времени и сил.
Виды рихтовки кузова автомобиля
Ремонтные работы такого направления подразделяются на 5 разновидностей:
- Выстукивание. Это классическое выполнение работы. Проводить её нужно очень аккуратно, стараясь сохранить целостность металла. Такой способ благоволит устранению почти всех возможных повреждений, включая достаточно крупные.
- Вакуумный. Такой способ хорош в тех случаях, когда серьёзные повреждения отсутствуют. Процедура проводится значительно быстро. Она отличается доступностью, поэтому экономит время и бюджет. Но для выправления вмятин диаметром более 10 см она не подходит.
- Без покраски. Этот вариант можно применять при хорошей адгезии лакокрасочного покрытия с поверхностью. Исправляет только средние повреждения.
- Споттерный. Такой вид рихтовки требует тщательного зачищения, лакокрасочного материала. Благодаря этому можно добиться высококачественного результата.
- Вытягивание проводится при серьезном повреждении кузова автомобиля. Позволяет качественно выправить кузов. Правда не всем доступно из-за высокой стоимости. Но в то же время полная замена кузова стоит куда дороже.
Проведение рихтовочных работ помогает:
- Устранить дефекты несущих соединений, а также повысить их надежность.
- Ликвидировать трещины металла.
Не рекомендуется проводить рихтовку самостоятельно. Такая работа предполагает наличие определенных знаний и навыков, которые доступны только специалистам.
Технология проведения рихтовочных работ
Существуют разные методы восстановления кузова. Перед тем как приступать к работе, необходимо провести тщательный осмотр кузова, выявить все повреждения и подготовить поверхность автомобиля.
- Хорошо вымыть поверхность и просушить.
- Обезжирить места повреждений.
- Остальную поверхность закрыть малярным скотчем.
Классическая рихтовка
Все выпуклости выстукиваются при помощи специальных инструментов, а для устранения вмятин используют специальные крючки.
Для устранения незначительных дефектов производят выстукивание от центра к краю, а для крупных – наоборот.
В самом тонком месте повреждения металл может разорваться. Для того чтобы этого не случилось, работу необходимо выполнять очень аккуратно, соблюдая приведённую технику.
Что касается небольших выпуклостей, то их устраняют ещё холодным способом без последующей покраски.
Усадка на горячую
В случае обширных повреждений, когда классические методы не доступны, прибегают к нагреву поверхности при помощи строительного фена. Затем, двигаясь по спирали, следует добиться первоначального внешнего вида.
Рихтовка алюминиевых деталей
Алюминиевые детали следует рихтовать от центра к краям дефектов, при этом тщательно выстукивая молотком. Как правило, металл разогревают до 200 градусов.
Требуемые инструменты
Проведение рихтовочных работ по восстановлению кузова автомобиля производится при использовании определённых инструментов. К ним относятся:
- Специальные молотки. Они необходимы для устранения вмятин. Ударная часть молотка хорошо отполирована и имеет закругленную форму. Вес ударного приспособления, как правило, не превышает 200 грамм. Процесс работы осуществляется с применением несильных и частых ударов. Выстукивать повреждение следует либо от края к центру, либо наоборот.
- Наковальни и штампы. Их используют для крепления поврежденного участка кузова. При выборе определённого инструмента необходимо основываться на форму и размер вмятины, и в зависимости от этого выбирать подложку.
- Ударные полотна и ложки. Такие инструменты часто применяют для исправления серьёзных и значимых повреждений. Ложки используют для разъединения дефектных частей.
- Рычаги и крюки. Данные инструменты необходимы для вытягивания повреждения изнутри. Жесткость кузова подходит в качестве опоры для рычага. При различных вмятинах используют специальные крючки определённых размеров и форм.
- Шлифовальная машинка. Помогает добиться ровной поверхности и восстановить ее прежний внешний вид. Применяется перед покраской и полировкой поврежденного участка.
- Споттер. Необходим для проведения точечной сварки. Применяется мастерами для устранения разрывов металла.
Приведенные рекомендации помогут начинающему мастеру в проведении рихтовочных работ кузова автомобиля.
Если знаний и навыков не достаточно, настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту. Ведь последствия неопытного проведения рихтовки могут быть намного хуже предполагаемого результата.
https://voditelexpert.ru/rihtovka-avto/