Правила и особенности крепления грузов
Транспортировка грузов в прицепах – это ответственное и довольно сложное мероприятие. Чтобы выполнить данную задачу, нужен опыт, осведомлённость в нормах и правилах, их соблюдение. Чаще всего именно ненадёжное крепление груза становится причиной его порчи или утери. Поэтому важно не только прочно зафиксировать содержимое, но и выполнить это в соответствии с правилами. Требования к креплению различных грузов в полуприцепе регламентированы на законодательном уровне. И подобные правила существуют во многих европейских странах. Рассмотрим основные из них.
Правила погрузки
Подготовка багажа к крепежу начинается ещё до того, как он помещён в полуприцеп. Правильность выполнения основных рекомендаций и работ напрямую влияет на безопасность груза, комфортность транспортировки. Условий здесь несколько:
- На этапе подготовки к погрузке стоит проверить грузовое отделение транспортного средства. Важно, чтобы оно было чистым, пол устлан противоскользящим покрытием. Песок и пыль снижают коэффициент трения, манипуляции с поклажей затрудняются. При необходимости стоит подмести и застелить пол в фургоне.
- Обязательно перед каждой поездкой нужно обследовать системы фиксации на предмет повреждений и следов износа.
- Важно равномерно распределить ремень на объекте багажа, что подлежит закреплению. Нужно следить, чтобы не было натяжения сверх меры. Нельзя устанавливать шпагат под острым углом, скручивать или связывать. В противном случае ремень может повредить груз.
- Выбирать для крепления нужно только продукцию проверенных производителей. Эксперименты с ремнями сомнительного происхождения и неизвестного качества чреваты порчей или утерей груза.
Очень важно понимать, что правила и рекомендации крепления составлены с учётом практического опыта. Они разработаны в соответствии с требованиями к обеспечению сохранности и комфортных условий перевозки. Поэтому не стоит внимать народным советам крепления, что идут вразрез с правилами. Эксперименты часто приводят к негативным последствиям.
Особенности распределения веса
Правильное расположение прикреплённого груза в прицепе – это не только возможность эффективно использовать всё пространство, но и забота о самом багаже, защита транспортного средства от быстрого износа. Под распределением веса подразумевается процесс расчёта нагрузки на оси, её соответствие номинальным параметрам и коэффициентам производителя. Допустимое значение можно узнать из характеристик и документов на транспортное средство. Общие положения следующие:
- Нужно равномерно распределить нагрузку на прицеп. Это позволит избежать перевеса на ось или один из бортов, снизится риск аварийной ситуации и поломок.
- Сборные заказы следует строить по маршруту, в котором можно грамотно и последовательно размещать груз.
- Особый нюанс, что касается правильного распределения веса в длинномерах. На прицепах более 5 м важно избегать излишнего перегруза задней части. Чрезмерный вес на задний мост приводит к раскачиванию его при езде, что чревато аварией. Это происходит по причине того, что разгружается передняя часть.
- Требуется равномерно распределить весь груз по обоим бортам прицепа, чтобы избежать крена.
- При перевозке мебели и крупной бытовой техники обязательно нужно надёжно всё закрепить, чтобы воспрепятствовать движению объектов в кузове.
- Трубы, рулоны и прочие круглые материалы следует укладывать вдоль, используя распорки или уголки. Таким образом, удастся равномерно рассредоточить нагрузку, избежать перевеса на один борт.
В целом, при распределении багажа в машине для крепления руководствоваться можно характеристиками и номинальными параметрами из технической документации. Перегруз приводит к более быстрому износу амортизаторов, часто является причиной поломок оси.
Обеспечение безопасности при движении
Вождение грузовика с прицепом во многом отличается от езды на обычной машине и выполняется по особым правилам. Нужно учитывать не только увеличившиеся габариты транспортного средства, нагрузку, но и изменения в динамике движения. Вхождения в повороты, развороты и манёвры требуют гораздо большего пространства для выполнения. Поэтому при вождении тягача с прицепом в процессе транспортировки груза следует учитывать габаритные показатели техники, правильно рассчитывать время и расстояние для выполнения каких-либо манипуляций на дороге.
Обеспечить безопасность багажа поможет соблюдение всего пары простых правил. Первое – избегать крутых виражей и чрезмерной манёвренности, вести машину с прицепом нужно плавно и мягко. Второе правило: во время поездки следует периодически делать остановки, чтобы подтянуть ремни. Если они сильно ослабились, то стоит закрепить груз заново.
Правила загрузки фуры
Для безопасности перевозки, сохранности продукции очень важно знать, как правильно грузить фуру. Это означает не только знание способов фиксации, но и расположения конкретного вида груза в определенных типах кузовов.
Типы паллет
Для загрузки фуры в России применяются 3 вида паллетов. За пределами страны разрешается использование только паллетов европейского качества размерами 0,8х1,2х1,45 м. С учетом габаритов выбирается вариант их расположения в полуприцепе.
Способы погрузки фуры
Существует 3 вида загрузки:
- Погрузка сверху.
- Боковая.
- Задняя.
Расположение паллет в фуре. Боковая и верхняя загрузки для многоосных фур применяются редко.
Задняя погрузка – самая распространенная. В полуприцеп загружают паллеты, механическим подъемником ввозят в кузов. Паллеты грузят упакованными.
В европейских складах это единственный удобный способ погрузки. На рампах, к которым подъезд автомобиля возможен сбоку, водителю достаточно открыть двери и задний тент.
Вот как происходит задняя погрузка тентованной еврофуры:
Вилковым погрузчиком легко перемещать штабелированные, хорошо складированные в паллеты грузы. В транспорте есть вилы, которые вставляются в средний отсек паллета, приподнимаются, плавно устанавливаются в кузов полуприцепа. Удобно грузить вилковым подъемником.
Правила расположения груза в фуре
Грамотно разместить груз в полуприцепе – гарантия избежать ошибок в пути. Слишком свободного расположения товаров в кузове крытого полуприцепа по его ширине сложно добиться. Тяжело также устойчиво расположить груз. Нужны средства перемещения и помощники, на которых экономить нет необходимости.
Чем плотнее расставлен груз, хорошо закреплены паллеты, нет промежутков и пустот, тем лучше перевозить продукцию на далекие расстояния.
Перегруженный полуприцеп тоже нельзя допускать. Больше своей грузоподъемности тягач не сможет перевезти, особенно в зимнее время или в распутицу. Во всем должен соблюдаться правильный подход.
На дороге не зря дежурят службы ГИБДД, транспортной инспекции, существуют весы для грузовых машин. Инспекторы проверяют правильность погрузки, соответствие товара накладным документам, исправность транспортного средства. Незакрепленный груз может повредить весь товар на неровной дороге, и ущерб ляжет на плечи водителя.
Нельзя пренебрегать элементарными нормами безопасности, правилами расстановки грузов в полуприцепе. Это залог надежности в пути, гарантия сохранения целостности всего товара.
Крепление груза в авто
Существуют условия, дающие надежность крепления груза в кузове полуприцепа. Их соблюдение позволяет технически грамотно провести работу по фиксации продукции в грузовом отсеке без боязни повреждения товара на всем пути следования.
Технология крепежа груза осуществляется при помощи приспособлений для обвязки и фиксации, размещенных в кузове полуприцепа. Обычно это трос или канат, прижимные ремни. Также важно наличие нескользящих матов для исключения трений.
Во избежание смещения груза инерцией силы вперед применяют средства креплений, работающих на сжатие, ставятся штанги распорные, планки блокировочные. Имеющиеся в кузове поддоны и панели также препятствуют смещению. Колодки и брусья фиксируют груз.
Чтобы заполнить образовавшиеся пустоты между поддонами, используют воздушные пакеты, пневматические оболочки.
Прямая увязка или при помощи петли, кольцевого ремня, уголка – один из способов дополнительной фиксации.
Часто применяются комбинированные методы крепления:
- блокировка + увязка петлей;
- блокировка + увязка по верху;
- увязка + блокировка + увязка по верху;
- ставятся нескользящие маты + блокировка грузов и увязка их по верху.
Погрузка паллет
Паллеты – удобные приспособления, которые уменьшают риск порчи товара при движении, исключают его перемещение, ускоряют процесс погрузки.
Паллеты экономят пространство, потому что прямоугольная форма позволяет ставить их друг на друга.
Хотя паллеты – устройства несложные, все же существуют некоторые правила их использования:
- Вес груза должен соответствовать грузоподъемности паллет.
- Товар в паллетах требует дополнительной фиксации, иначе существует риск рассыпать его.
- Продукция должна соответствовать размеру паллет и не выходить за их пределы.
- Паллеты можно упаковывать в пленку, если того позволяет вид продукции.
Нельзя сказать, что паллеты универсальны. Они подходят не для всех категорий товаров.
Можно перевозить в паллетах мешки, ящики, картонные коробки. Навалочные и рассыпчатые вещества, а также длинномерные предметы (доски, трубы, бревна) для перевозки в паллетах не подходят.
Погрузка товаров без тары
К безтарным грузам относится штучная продукция. Ее погрузка занимает много времени, поэтому для его экономии штучные товары объединяют или скрепляют в погрузочные объекты более крупного размера. Таким образом погрузка осуществляется быстрее.
Если груз слишком тяжелый и его объединить с другим невозможно, то для удобной погрузки он должен иметь выступы, петли, рамы, проушины.
Погрузка авто
Машины перевозят крупными партиями или несколькими единицами. Погрузка авто в фуру осуществляется при помощи бортового прицепа, лафета (простой или рамный), трейлера, эвакуатора (для перевозки одного автомобиля).
Бортовой прицеп перевезет один автомобиль или несколько мотоциклов. В его состав входят трапы, крепления и лебедка.
Лафет представляет собой платформу с лебедкой, трапом для погрузки, кольцами для закрепления, стропами. Рамный лафет отличается удлиненной формой. Может вмещать два автомобиля.
Трейлер предназначен для перевозки габаритного транспорта. Этот прицеп оснащен трапами и креплениями. Может осуществлять перевозку на дальние расстояния.
Варианты крепления груза
Способ фиксации зависит от вида продукции, расстояния, типа прицепа. Крепят груз специальными устройствами и подручными материалами.
Самый удобный и распространенный способ – ремни. Они изготовлены из ткани, поэтому не повреждают товар. Текстильные ленты бывают различной длины и с разными крепежными элементами (кольца, карабины, крюки).
Как правильно закрепить груз ремнями, можно посмотреть тут:
Надежный и дешевый способ крепления – деревянные распорки. Представляют собой прибитые к полу поддоны. Такая фиксация сама по себе трудоемкий процесс. Поддоны должны быть не пересушены, качественные, прочные. Из существенных недостатков такого способа – увеличение массы продукции, что может стать причиной перегруза машины.
Если при погрузке кузова между единицами продукции остается пространство, его заполняют воздушными пакетами. Такой способ также можно отнести к вариантам крепления, так как пакеты препятствуют перемещению тары при движении. Способ удобный, простой и не затратный финансово.
Схема загрузки фуры по осям
Какой большой ни казалась бы фура, все же у нее есть ограничения на допустимый вес груза, иначе поломок и штрафов не избежать. Но даже не превышая нормы по грузоподъемности, можно повредить автомобиль, если неправильно распределить перевозимый товар.
Чтобы не совершить ошибку, надо знать количество осей, тип прицепа, правильность расположения нагрузки.
Расчет нагрузки на ось
Проще определить нагрузку на каждую ось автомобильными весами. Но можно высчитать самостоятельно по формуле:
То есть масса автомобиля = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю ось. Для трехосной машины формула отличается: нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю тележку. Прицеп или задняя ось нагружается всегда больше.
Расчет нагрузки будет зависеть от качества дорог, которые распределяются на две группы (А и Б) и четыре категории. Влияют и сезонные ограничения. Все критерии по распределению нагрузки на оси прописаны в нормативно-правовых документах.
Как избежать перегруза
Перегруженная фура грозит водителю штрафом и лишением прав, поломкой, возникновением аварии, порчей товара. Поэтому важно правильно рассчитать нагрузку:
- Определяем массу прицепа и тягача. Это указано в регистрационном свидетельстве.
- Смотрим в накладную груза, чтобы узнать его массу.
- Проводим расчет. Масса прицепа + масса груза. Примерно 25% заберет тягач, остальное – прицеп. Значит, от суммы массы прицепа и массы груза высчитываем 75% и делим число на количество осей.
- К оставшимся 25% надо добавить массу тягача. Высчитываем 75% и делим на число задних осей. На переднюю ось придется 25%.
- Получим цифры нагрузки для осей прицепа и тягача. Принимать во внимание надо максимальное значение.
Ответственность за пригодность товаров при погрузке лежит на грузоотправителе. Именно он должен провести проверку перед отправкой автомобиля. Если были найдены неисправности, продукция оказалась не соответствующей санитарному состоянию, повреждена, испорчена, то перевозка отменяется. Об этом указывают в накладной, заверяют печатью. Возникшие разногласия решают грузоотправитель и автовладелец.
Правильное размещение продукции в фуре – залог безопасности во время движения и сохранности груза. Важно участникам перевозки соблюдать правила крепления товара и не перегружать автомобиль.
https://aboutmycar.ru/obsluzhivanie-avtomobilya/ekspluataciya-kuzova/kak-krepit-gruz-pravila-krepleniya-gruza-blog-trieratrak/