Хромирование деталей автомобиля
Нанесение хрома на различные поверхности является довольно трудоемким процессом, требующим обязательного наличия навыков химика или гальваника. Хромирование деталей можно провести на металлообрабатывающем заводе. Если вы ничего не понимаете в химии, лучше обратиться на завод, на котором за небольшую плату вам хромируют необходимые детали. Но есть такая категория людей, которые любят мастерить и осуществлять своими руками разные усовершенствования. Хромирование деталей автомобиля довольно сложное занятие, которое потребует от вас не только некоторых знаний, но и наличия оборудования для нанесения хрома. Впрочем, оборудование для процесса хромирования можно собрать из подручных средств.
Что нужно
Выпрямитель
Для того чтобы хромировать детали в домашних условиях, нам понадобится емкость, в которой вы будете проводить процесс хромирования. Если детали, на которые вы собрались наносить хромированное покрытие, небольшого размера, то подойдет пластиковая ванна или большой тазик для электролита. Кроме этого, нам понадобится нагревательный ТЭН. Если его нет в наличии, то его можно на время демонтировать с электрического чайника для воды. Еще нужен градусник, который имеет возможность определять температуру до 60 градусов. Цена деления должна быть максимум 1 градус. Выпрямитель – вещь достаточно специфичная, если она отсутствует, можно ее заменить аккумуляторным зарядником. Для личной защиты нам понадобится респиратор и толстые резиновые перчатки. Брезентовый фартук также обязателен.
В жилом помещении такие процессы проводить запрещено из-за возможности отравления. Лучшим местом проведения процесса будет гараж или сарай.
Приготовление электролита
Для приготовления электролита
Перед тем как хромировать детали, нужно закупить необходимые химические вещества. Закупать такие химические реактивы нужно только на специализированных базах, торгующих химией. Во-первых, это гарантия того, что химические реактивы в действующем состоянии, а во-вторых, гарантия безопасности переноски. Чтобы не случилось такой ситуации, что вы несли серную кислоту в неправильной упаковке, и она протекла вам на руки.
Чтобы приготовить электролит для хромирования деталей, понадобится химический раствор, состоящий из дистиллированной воды, которая будет являться основным компонентом. Вообще, для начала заполните ванну дистиллированной водой до необходимого уровня и только потом добавляйте остальные ингредиенты, чтобы не перепутать дозы. В дистиллированную воду нужно добавить хромовый ангидрид в соотношении один к четырем. После этого добавляем серную кислоту в расчете 2,5 грамма на один литр раствора.
Хромовый ангидрид
Хромирование пластиковых деталей немного осложнено тем, что хромировать можно только некоторые металлы, такие как латунь, медь или никель. Чтобы нанести хромовое покрытие на металл, не относящийся к этим группам металлов, нужно нанести, например, небольшой слой меди на деталь.
Подготовка к хромированию деталей
Перед тем как опускать деталь в раствор, ее нужно подготовить. Для начала нужно вымыть деталь мыльным раствором, чтобы очистить ее от масла и грязи. Зачем нужно вымыть деталь ацетоном и снова промыть мыльным раствором. Нужно помнить, что после того, как деталь вымыта в конечной стадии мыльным раствором, ее нельзя трогать голыми руками.
Обустройство ванны для электролита
Схема и оборудование для хромирования
Ванна для электролита должна представлять собой большую емкость, куда без труда влезет деталь, которую вы собираетесь хромировать. Закрепите в ванну ТЭН таким образом, чтобы он не соприкасался со стенками ванной. На ободке ванной закрепите градусник. Градусник должен стоять на видном месте, чтобы вы могли постоянно отслеживать температуру электролита.
Подведите в ванну анод, сделанный из свинца. На него будет закреплен крокодил зарядного устройства. На данном крокодиле должен быть положительный заряд, то есть плюс.
Электролитическая ванна
Сделайте металлическую рамку, на которую вы будете цеплять деталь. Деталь должна быть присоединена к рамке с помощью медной проволоки. Проволока должна быть обязательно медной, иначе ток не будет передаваться на деталь в полном объеме. Закрепите на рамке минусовой крокодил зарядного устройства.
Начинаем хромирование
Итак, все приготовления сделаны и осталось только поместить деталь в электролит. Для того чтобы подготовить электролит к работе, нужно нагреть его до 60 градусов по Цельсию и дать постоять пару часов. После этого разогрейте с помощью ТЭНа электролит до 45 градусов по Цельсию и опустите туда деталь. Теперь можно включать зарядное устройство. Самое главное правило, которое нужно соблюдать – это то, что раствор должен быть постоянно одной температуры. Если у ТЭНа нет регулятора температуры, то вам придется постоянно включать и выключать ТЭН для поддержания постоянной температуры.
После получасового нахождения деталей в хромовом растворе необходимо вытащить детали из ванны и дать им время высохнуть. После того как деталь высохнет, для придания ей зеркального блеска можно ее отполировать. Правда, чаще случается так, что первая попытка не увенчалась успехом. Что же тогда делать?
Что делать, если получился брак
Получился брак
Такое часто происходит с теми, кто первый раз хромирует детали, но отрицательный результат не должен пугать начинающего мастера. Наоборот, если у вас не получилось с первого раз, то, скорее всего, со второй попытки получится даже лучше, чем должно было получиться в первый раз. Это обусловлено тем, что вы нанесете хрома в два раза больше чем нужно. Если же деталь забракована настолько, что слой хрома отслаивается, то тоже не стоит отчаиваться. Слой хрома можно снять с помощью раствора дистиллированной воды и соляной кислоты в соотношении один к десяти. Приготовить такой раствор можно в той же ванне и поместить туда ненадолго бракованную деталь. Затем повторите заново весь процесс хромирования.
Что дает хром
Хромированные детали
В основном люди хромируют детали для придания им зеркального блеска. В частности это оправдывается попыткой выделить себя из толпы. Если же говорить о сугубо практических свойствах, то хромирование защищает от коррозии и изнашивания. Очень часто на заводе хромируют детали, которые будут подвержены сильному давлению и притиранию. Чем дольше вы хромируете деталь, тем больше слой хрома не нем. Если вы хромируете деталь не для того, чтобы любоваться ей, а для повышения износостойкости, опытные мастера советуют опускать деталь в ванну с электролитом более чем на два часа.
Таким образом, процесс хромирования деталей не является чем-то сложным, если вы обладаете навыками химика или гальваника. Кроме этих навыков, нужен доступ к химическим реактивам. И самое главное, желание творить и развивать свои навыки. Если у вас все получается, то, возможно, вы откроете для себя новое хобби, начнете хромировать все подряд или просто будете усовершенствовать детали, подверженные износу.
Видео
О другом способе хромирования методом распыления в видеоролике:
http://auto-wiki.ru/hromirovanie-detaley-avtomobilya/