Обзор условных обозначений в электрических схемах и автосхемы своими руками
Для подключения или ремонта электрооборудования начинающему электрику или автоэлектрику необходимо графическое исполнение устройства. Чтобы понять условные обозначения в электрических схемах, нужно опираться на нормативную базу.
Открыть полное содержание
Нормативная база
Для облегчения чтения и ориентира применяются документы ГОСТ.
Номер | Значение |
21.614 | Изображения графические электрооборудования и проводок в оригинале |
2-755-87 | Обозначения условные графические в схемах. Устройства коммутационные и контактные соединения |
2.279-68 | Обозначения условные графические в схемах. Приборы электроизмерительные |
2-702-2011 | Правила выполнения электрических схем |
2.273-68 | Обозначения условные графические в схемах. Катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы и магнитные усилители |
Виды и типы схем в электрике
- принципиальные;
- принципиально-монтажные;
- монтажные.
В электрике и автоэлектрике широкое применение имеют электрические схемы для различных целей:
- плановое техническое обслуживание;
- переоборудование авто (установка дополнительного оборудования, к примеру, газового);
- устранение дефектов при работе сети освещения, сигнализации, систем безопасности.
Электросхемы классифицируются следующим образом:
- Структурная. Дает представление о принципе работы электроустановки автомобильного агрегата. По направлению стрелок определяется последовательность работы узла в целом.
- Функциональная. Показывает не только принцип устройства, но и указывает какие элементы установлены.
- Принципиальная. Поясняет принцип работы распределительных сетей, автомобильной сети, систем безопасности.
- Монтажная. Показывает схематичность установки и размещения оборудования (розеток, выключателей, светильников, систем освещения автомобиля и т. д.).
- Объединенная (принципиально-монтажная). В данной схеме описывается место установки и принцип работы оборудования.
Принципиальная схема Объединенная схема
Графические обозначения в электрических схемах
Графические обозначения применяются чаще, чем буквенные. Они используются в быту, основаны на ГОСТ 2.702-2011. Все символы изображены простыми геометрическими фигурами, которые представлены в виде окружностей, а также линий и треугольников.
Благодаря большому количеству элементов любой специалист в области инжиниринга может создавать схемы различного назначения. При изображении символов необходимо учитывать размеры элементов, толщину линий. В отличие от буквенных графические можно найти как на принципиальной, так и на монтажной, структурной, а также объединенной схеме.
Графические обозначения основных элементов в электропроводке жилых помещений Условные обозначения в электрических схемах автомобилей Обозначения символов систем измерения, релейной аппаратуры Графические обозначения полупроводников
Буквенные обозначения
Для расшифровки электросхем, в том числе автомобилей, применяются также буквенные обозначения. Они классифицируются на одно-, двух- и многобуквенные. Буквенные обозначения ссылаются на ГОСТ 2.710-81.
Буквенные и двухбуквенные обозначения представлены в таблицах ниже.
Буквенные обозначения ч. 1 Буквенные обозначения ч. 2
Изучение электросхем автомобилей
Минимального понятия о действии электрического тока достаточно для того, чтобы разобраться, как устроена электрическая цепь в автомобиле, на даче или производстве. В книге по ремонту авто обычно обозначения прописаны после главной схемы, там же есть цифровые сноски для удобства и быстрого ориентира.
При изучении схемы необходимо иметь мультиметр.
Он должен измерять такие величины, как:
- напряжение;
- ток;
- сопротивление.
На каждом датчике машины при работе должны быть определенные параметры, если они не совпадают, электрооборудование будет работать некорректно.
Электронная схема состоит из:
- источника питания — это может быть АКБ или генератор — начинать читать схему нужно от них;
- электрические цепи, производящие передачу тока;
- приборы управления, выполняющие замыкание проводки или ее размыкание;
- потребители электротока.
К аппаратуре управления относятся:
- релейный механизм;
- переключатели;
- концевые элементы;
- замок зажигания.
Основными потребителями электрической энергии в машине является:
- осветительная сеть;
- обогрев (сидений, стекол, зеркал);
- приборная панель;
- система безопасности автомобиля.
Образец чтения схемы своими руками, если не заводится автомобиль:
- По схеме определяем цвет и маркировку проводников по системе зажигания.
- Ставим ключ зажигания во включенное положение и замеряем мультиметром значение напряжения на блоке зажигания. Если напряжение есть — неисправен сам блок управления, когда значение на приборе 0, то причина в подходящем проводе.
После устранения причин необходимо выполнить повторные измерения.
Что следует учитывать?
На схеме, прилагающейся к автомобилю, цветовое обозначение проводов обычно совпадает с цветом электроцепей машины.
При расшифровке схемы нужно учитывать некоторые моменты:
- Проводник может иметь один или два цвета (быть основным или дополнительным). Основные цвета черный «-» и красный «+». На дополнительных наносятся поперечные или продольные штрихи.
- Когда два или более кабелей размещены на одном жгуте и имеют одинаковую маркировку, это означает, что у них гальваническое соединение.
- Если проводник входит в жгут, он должен иметь небольшой наклон в сторону, где он находится.
- Провода с черным цветом предназначены для соединения с массой.
- На электроцепях есть обозначения, благодаря которым определяется место подключения к приборам.
- Номера на механизмах должны соответствовать цифрам в схеме.
- Числа, указанные в кружках, означают соединение кабеля с «минусом». Сочетание цифр и букв должно соответствовать разъемным соединениям.
На видео показаны графические буквенные обозначения. Снято каналом chipdip.
Советы для начинающих
Главное правило — это соблюдение техники безопасности. При работе с приборами измерений необходимо заранее учитывать измеряемый предел, производя замеры значений, не замыкая щупы прибора.
Электрические схемы для авто своими руками
В каждом автомобиле завод изготовитель оставляет недоработки, которые обнаруживаются в течение времени. Основным недостатком машин является отсутствие контроля бортовой сети.
Есть 2 варианта решения проблемы:
- Купить радиокомпоненты и собрать автосхему контроля бортовой сети самостоятельно.
- Купить готовый прибор, установить в приборную панель и правильно подключить к бортовой сети. Индикатор подсоединяется согласно приведенной схеме. Понадобится несколько метров монтажного провода и инструмент.
Контроль бортовой сети автомобиля
Также к доработке можно отнести схему подключения противотуманных фар, которая довольна проста для начинающего автоэлектрика:
- В первую очередь необходимо установить сами фары.
- Установить кнопку включения на панели управления, а также релейную аппаратуру.
- Выполнить монтаж согласно схеме, соблюдая полярность подключения, которое следует производить при отключенной клемме аккумулятора. Обязательно необходимо установить предохранитель согласно указанной схеме.
Видео «Правила чтения электросхемы»
На видео показаны правила чтения условных обозначений в электрических схемах. Снято каналом MR. BORODA.
https://razvodka.net/wiring/uslovnye-oboznacheniya-v-elektricheskih-shemah-15492/