Вагоностроительный завод. Ходовая часть вагона (тележка)
В уроке рассказывается о первой железной дороге в России. Урок знакомит с видами пассажирских и грузовых вагонов, а также с основными элементами конструкции вагонов. Кроме этого, в уроке рассматривается изготовление модели ходовой части вагона.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.
2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ
Конспект урока «Вагоностроительный завод. Ходовая часть вагона (тележка)»
Здравствуйте, мальчики и девочки! Разрешите представиться. Я – Вася Мастаков.
Я буду с вами на уроках технологии в течение всего учебного года. Нас ожидает большое путешествие по промышленным предприятиям нашей страны. А начнём мы наше путешествие с вагоностроительного завода.
В первую очередь хочется сказать, что Россия – самая большая страна в мире. Протяжённость территории России с запада на восток составляет почти 10 000 километров, а с севера на юг – более 4000 километров.
Железные дороги охватывают всю территорию нашей страны, проходят через крупнейшие промышленные города. Поэтому железнодорожный транспорт – это основной вид транспорта для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния.
А вот и первый вопрос от любознательного мальчика Паши.
– А когда появилась первая железная дорога в России?
Первую грузовую железную дорогу в России построили Ефим Черепанов и его сын Мирон Черепанов в 1834 году на Нижнетагильском металлургическом заводе. В этом же году ими был построен первый паровоз для этой дороги. Но не прошло и года, как Черепановы построили второй паровоз, более мощный.
А вот первую пассажирскую железную дорогу в России, соединившую Санкт-Петербург с Царским Селом, торжественно открыли 11 ноября 1837 года. Протяжённость этой дороги составляла 27 километров. Поездка из Санкт-Петербурга в Царское Село занимала 35 минут, а обратная поездка – 27 минут. Максимальная скорость поезда достигала 60 километров в час, а средняя составляла 51 километр в час. По тем временам это казалось фантастическим достижением!
Это положило начало строительству в России сети железных дорог. Вагоны и паровоз для этой дороги были закуплены в Англии.
В России производство пассажирских вагонов было налажено на Александровском заводе в Санкт-Петербурге в 1846 году.
Как вы уже поняли, в зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские и грузовые.
Пассажирские вагоны предназначены для проезда людей. Грузовые вагоны предназначены для перевозки грузов.
Пассажирские вагоны бывают сидячие и спальные. Есть вагоны-рестораны. А также почтово-багажные вагоны.
Среди грузовых вагонов есть платформы. Их удобно использовать для перевозки грузов, которые имеют большую длину, а также для перевозки контейнеров, штучных грузов.
Цистерны используют для перевозки жидкостей. Также их могут использовать для перевозки муки и цемента.
Вагоны-рефрижераторы используют для перевозки скоропортящихся грузов.
– Это что-то вроде холодильника?
Да, в них перевозят грузы, которые можно хранить только при низких температурах. Обычно это продукты питания.
Есть грузовые вагоны, которые называют хоппер-дозаторами. Хоппер-дозатор – это саморазгружающийся вагон, который предназначен для перевозки сыпучих грузов (угля, руды, цемента, зерна).
Также есть специальные вагоны для перевозки автомобилей, леса, скота.
Вагоны производят на вагоностроительных заводах. Самые крупные вагоностроительные заводы находятся в Твери, Торжке, Брянске, Калининграде, Барнауле, Тихвине, Новокузнецке.
– На каких из этих заводов собирают пассажирские вагоны?
На одном вагоностроительном заводе могут собирать разные вагоны. Ведь у них общая конструкция. Давайте рассмотрим основные элементы конструкции вагонов.
Итак, вот пассажирский вагон. Это его ходовые части (или тележки). Это кузов вагона. Это рама кузова.
Рама кузова опирается на две ходовые части (тележки). Тележки обеспечивают нужную плавность хода вагона. Устанавливаются они по концам кузова вагона на одинаковом расстоянии от его середины.
Важно знать, что в состав железнодорожного поезда входят не только вагоны, но и один или несколько локомотивов.
– А что такое локомотив?
Локомотив – это транспортное средство, которое предназначено для передвижения по рельсам прицепляемых к нему вагонов с грузами или пассажирами.
Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы.
Отметим, что сам локомотив не предназначен для перевозки пассажиров или грузов.
Прежде чем приступить к практической части нашего урока, давайте вспомним правила работы с ножницами.
Итак, не держите ножницы концами вверх.
Не оставляйте ножницы в открытом виде.
При работе следите за пальцами руки, которая держит картон или бумагу.
Кладите ножницы на стол так, чтобы они не свешивались с края стола.
Передавайте ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
Не режьте ножницами на ходу. Не подходите к товарищу, когда он режет.
А сейчас мы с вами рассмотрим, как изготовить модель ходовой части вагона.
Перед вами чертёж ходовой части вагона, в котором указаны размеры в миллиметрах чертежа будущей модели.
Штрихпунктирной с двумя точками тонкой линией на развёртках обозначены линии сгиба. Штриховкой указаны места склеивания. Также обратите внимание на жирные линии на развёртке основы ходовой части. Это линии, по которым надо будет сделать надрезы.
Посмотрите на чертёж колеса. Там указан размер диаметра колеса.
– Получается, что диаметр колеса равен 24 миллиметрам?
Совершенно верно. Как вы уже, наверное, поняли, здесь все значения указаны в миллиметрах.
Для работы нам пригодятся лист цветного картона (или плотной бумаги), линейка с делениями, простой карандаш, циркуль, ножницы и клей.
В первую очередь надо выполнить чертежи развёрток основы и выступа, а также деталей колёс на листе цветного картона (или плотной бумаги). Для этого вам пригодятся линейка и простой карандаш. Также пригодится циркуль для черчения окружностей. Не забудьте, что должно быть четыре круглых детали, так как у тележки четыре колеса.
Далее надо вырезать нарисованные развёртки и круглые детали.
Затем надо взять заготовку основы и сделать надрезы по указанным линиям, согнуть заготовку по линиям сгиба.
После этого обозначенные штриховкой участки, они называются клапанами, намазываем клеем и приклеиваем их к боковым частям заготовки.
Вот таким образом получается основа ходовой части вагона.
Далее надо взять заготовку выступа. Согнуть её по линиям сгиба и склеить с помощью клапанов.
Теперь надо взять готовые детали и приклеить деталь выступа на деталь основы.
Последним шагом будет приклеивание колёс к детали основы.
Модель ходовой части вагона готова!
Ребята, на этом мы закончим наш урок. Не забывайте, что впереди вас ждёт много нового и интересного. До свидания. До новых встреч.
https://videouroki.net/video/01-vagonostroitelnyj-zavod-hodovaya-chast-vagona-telezhka.html