Техническое обслуживание тракторов: сроки и процедуры
Зачем нужно? Техническое обслуживание (ТО) тракторов проводят для поддержания техники в исправном рабочем состоянии. Также за счет ТО увеличиваются безопасность и период использования ресурса.
Как осуществляется? Тракторы проходят ряд ТО. В них входят плановые проверки, которые проводятся в установленные сроки, включая ежемесячное и ежедневное обслуживание.
В этой статье:
- Общие требования к техническому обслуживанию тракторов
- Периодичность проведения технического обслуживания тракторов
- Техническое обслуживание трактора перед эксплуатационной обкаткой
- Техническое обслуживание тракторов во время эксплуатационной обкатки
- Техническое обслуживание тракторов после эксплуатационной обкатки
- Специфика сезонного технического обслуживания трактора
- Специфика ежедневного технического обслуживания (ЕТО) трактора
- Специфика первого технического обслуживания (ТО-1) трактора
- Специфика второго технического обслуживания (ТО-2) трактора
- Специфика третьего технического обслуживания (ТО-3) трактора
- Часто задаваемые вопросы о техническом обслуживании тракторов
Общие требования к техническому обслуживанию тракторов
Это представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на снижение скорости изнашивания компонентов изделия и раннее обнаружение потенциальных неисправностей. Благодаря своевременному проведению ТО владелец может избежать дорогостоящего ремонта и эффективно продлить срок эксплуатации оборудования.
Его обслуживание позволяет держать все компоненты в работоспособном состоянии, что в свою очередь не только увеличивает долговечность систем и техники в целом, но и повышает уровень безопасности. Трактор — сложный механизм, поэтому ему требуется не разовое обслуживание. Владельцы, как правило, проводят ТО ежедневно, сезонно, а также во время эксплуатации. Все эти процедуры различаются между собой глубиной и комплексом проводимых работ.
Первоначальное ТО обычно проводят перед эксплуатационной обкаткой техники. Специалисты проводят тщательный внешний осмотр, удаляют пыль и загрязнения, при необходимости смазывают важные компоненты. Сюда также входят проверка работы аккумуляторной батареи (АКБ), измерение уровня масла, проверка давления в покрышках, подтяжка резьбовых соединений и прочее.
Техническое обслуживание при обкатке в обязательном порядке выполняется перед первым использованием трактора, а также после капитального ремонта или установки новых агрегатов. Целью данной процедуры является окончание приработки взаимодействующих компонентов. Она в основном завершается в течение 60 моточасов для элементов силовой установки и за 100 — для деталей трансмиссии.
Периодичность проведения технического обслуживания тракторов
Виды технического обслуживания тракторов | Периодичность и условия проведения |
При обкатке | Перед использованием техники для выполнения работ |
Ежесменное техническое обслуживание | От 8 до 10 часов |
Первое ТО | 60 моточасов |
Второе ТО | 240 моточасов |
Третье ТО | 960 моточасов |
Сезонное ТО в начале весенне-летнего периода | При температуре воздуха более 5 градусов по Цельсию |
Сезонное ТО в начале осенне-зимнего периода | При средней температуре менее 5 градусов по Цельсию |
ТО в особых условиях | Если трактор используется на песчаном грунте, в условиях высоких или низких температур, на болотистой или каменистой местности |
ТО для подготовки к кратковременному хранению | Между определенными периодами работы |
ТО для подготовки к длительному хранению | В течение 10 суток с момента последнего использования |
ТО при длительном хранении | Если трактор хранится в открытых условиях — ежемесячно, если в закрытом помещении — раз в два месяца |
ТО при снятии с хранения | В течение 15 дней до начала эксплуатации |
Техническое обслуживание трактора перед эксплуатационной обкаткой
Оно обязательно проводится после спуска с конвейера или после длительного хранения. Вот операции по техническому обслуживанию трактора перед использованием:
- Проводят визуальный осмотр машины, очищают поверхности от пыли, снега, грязи.
- Проверяют текущее состояние АКБ и готовят её к запуску.
- Контролируют уровень масла в агрегатах, при необходимости доливают.
- Наносят смазку на детали для уменьшения интенсивности износа.
- Укрепляют все соединения.
- Проверяют элементы привода (например, степень натяжения ремня), оценивают работу вентилятора, генераторного элемента и блока управления.
- Измеряют давление в шинах, при необходимости доводят показатели до нужного значения.
- Оценивают состояние силовой установки.
- Систему охлаждения заправляют хладагентом.
- Проверяют показатели измерительных приборов на соответствие стандартам.
Техническое обслуживание тракторов во время эксплуатационной обкатки
В этот период необходимо проводить ряд обязательных мероприятий.
К ним относятся:
- Регулярная очистка внешних компонентов от грязи и пыли.
- Проверка на предмет наличия течи технических жидкостей и их своевременное устранение (если они присутствуют).
- Проверка уровня масла.
- Оценка количества охлаждающей жидкости в системе.
- Проверка работоспособности основных узлов: силовой агрегата, системы освещения, узла управления, тормозной системы и прочих.
- Натяжение приводных ремней генератора и вентилятора (обычно проводят через каждые три смены).
Техническое обслуживание тракторов после эксплуатационной обкатки
В этот период выполняют следующие работы:
- Проводится регулярная очистка техники от загрязнений.
- Проверяют и корректируют, по необходимости, натяжение ременных передач, зазоры в соответствующих системах, давление в шинах.
- В фильтрах сливают осадок.
- Обслуживается центробежный очиститель масла.
- Проверяют и очищают поверхности клемм и наконечников кабелей, контролируется состояние вентиляционных отверстий, доливают в АКБ дистиллированную воду.
- Осматривают воздухоочистители с восстановлением герметичности соединений и подтягиванием крепежей основных узлов.
- Дизельный двигатель промывают на неработающем агрегате.
Специфика сезонного технического обслуживания трактора
В начале осенне-зимнего периода необходимо выполнить следующие мероприятия:
- Заправка охладительной системы антифризом.
- Проверка и корректировка функционирования термостата, термометра и шторки жалюзи.
- Слив и замена смазочных жидкостей из картеров.
- Промывка баков.
- Замена всех фильтров.
- Приведение плотности электролита в АКБ в соответствие с требованиями нормативных стандартов.
- Проверка реле-регулятора и корректировка его работы.
- Закрепление чехла на силовой установке.
В начале весенне-летнего периода рекомендовано проводить следующие работы:
- Демонтировать утеплительный чехол с силовой установки, подключить масляный радиатор к системе смазки.
- Поставить винт реле в положение «Л», довести плотность электролита в соответствие с требованиями эксплуатации в летний период.
- Заменить охлаждающую жидкость.
- Заправить технику дизельным горючим, которое предназначено для использования в летний период.
- Очистить места, поврежденные коррозией.
Специфика ежедневного технического обслуживания (ЕТО) трактора
Это регулярный осмотр его основных агрегатов и узлов. Вот операции при техническом обслуживании трактора (ежедневное ТО):
- Очистка от загрязнений.
- Визуальный осмотр на предмет признаков подтеков технических жидкостей.
- Проверка уровня смазки в картере мотора и дозаправка при необходимости.
- Оценка количества хладагента в системе охлаждения, в частности в радиаторах.
- Проверка работы дизельного мотора, рулевого управления, системы охлаждения и прочее.
В течение смены владелец также может дополнительно заправлять трактор смазкой.
Специфика первого технического обслуживания (ТО-1) трактора
Оно проводится по истечении примерно 60 моточасов. Вот что входит в техническое обслуживание (ТО-1) трактора:
- Оценка давления в шинах, работы блокиратора запуска двигателя, степени натяжения ремня привода.
- Контроль герметичности системы смазки.
- Удаление всех осадков из всех систем (например, из фильтров, воздушных емкостей и тому подобного).
- Нанесение смазки на все трущиеся компоненты.
Специфика второго технического обслуживания (ТО-2) трактора
Проводить ТО-2 необходимо по истечении 240 моточасов.
Техническое обслуживание (ТО-2) тракторов включает в себя все типичные для ТО-1 процедуры с добавлением следующих новых:
- Проверка плотности электролита и работоспособности аккумуляторов.
- Замена смазочных жидкостей в картере мотора и в корпусе топливного насоса.
- Слив отстоя из емкостей.
- Промывка фильтров (при необходимости — замена).
- Оценка работоспособности сцепления, тормозов и других систем.
При ТО-2 специалисты также обращают внимание на муфты сцепления, состояние карданной передачи, работу управляющих рычагов, рулевое управление и так далее.
Специфика третьего технического обслуживания (ТО-3) трактора
Третье ТО проводится по истечении 960 моточасов.
Техническое обслуживание (ТО-3) трактора включает в себя все процедуры для ТО-2. Но при этом дополнительно проводятся следующие работы:
- Оценивают состояние топливного насоса, считывают рабочие показатели с измерительных приборов.
- Измеряют угол опережения топливной передачи.
- Оценивают напор подачи горючего в форсунках.
- Затягивают гаечные крепления в конструкции техники.
- Приводят в норму положение реле-регулятора и проверяют его работоспособность.
- Промывают фильтры.
- Смазывают системы рулевого управления.
Читайте также!
Часто задаваемые вопросы о техническом обслуживании тракторов
- Какие работы проводят в рамках обслуживания трактора, который часто используется на песчаных грунтах?Техническое обслуживание и ремонт в данном случае включает в себя следующие работы:
- заправка дизельного агрегата маслом и горючим;
- замена смазки в поддоне системы воздухоочищения (данную процедуру необходимо проводить через каждые три смены);
- оценка количества электролита и дозаправка при необходимости (также через каждые три смены);
- при первом техобслуживании — замена масла в силовой установке и натяжение гусениц до оптимальных показателей;
- при втором техобслуживании — промывка пробки бака для горючего.
- Какие работы входят в ТО трактора, который используется в условиях низких температур? Техническое обслуживание и ремонт в данном случае включает в себя следующие работы:
- заправка топливного бака необходимым количеством топлива;
- удаление конденсата из пневмосистемы;
- заправка системы охлаждения необходимым количеством рабочей жидкости, которая не замерзает при низких температурах.
Если трактор будет использовать в условиях температур −30 градусов по Цельсию и ниже, то рекомендовано заливать в топливный бак дизель с маркировкой «А» (арктическая марка). Также потребуется использовать соответствующие смазочные и другие технические жидкости.
- очистка наружных компонентов охлаждающей системы от следов смазки и загрязнений;
- удаление остатков дерева и щепок (если трактор работал в лесу);
- проверка всех систем на наличие воды (она зачастую попадает, если трактор пересекал болотистую местность) — требуется осмотр ходовой части, силовой установки, масляной системы и прочих мест.
Рассмотренные виды технического обслуживания тракторов позволяют своевременно обнаружить почти все неполадки в работе специальной техники. При этом первостепенное внимание необходимо уделить актуальному состоянию смазочной, тормозной и охлаждающей систем. От этого зависит не только срок эксплуатации, но и безопасность во время работы. Также техническое обслуживание позволяет избежать дорогостоящих расходов на капитальный ремонт или покупку нового трактора.
https://mtraktor.ru/blog/traktor/tehnicheskoe-obslujivanie-traktorov