Когда нужно менять тормозные диски
Тормозные диски — ключевая составляющая дисковой и комбинированной (дисково-барабанной) тормозной системы. Это вращающаяся металлическая часть тормозного узла колеса. При нажатии на педаль тормоза к диску прижимаются тормозные колодки, создавая трение, обеспечивающее замедление и остановку автомобиля. Также диски рассеивают тепло, образующееся в результате интенсивного трения, предупреждая перегрев других элементов тормозного узла.
Состояние тормозных дисков определяет качество работы тормозной системы. Чрезмерный эксплуатационный износ, перегрев, деформация, трещины или производственный брак приводят к тому, что диски перестают полноценно выполнять заявленную функцию. Как результат, снижается эффективность торможения, и машина теряет управляемость. Изношенные или поврежденные тормозные диски требуют незамедлительной замены.
Признаки износа тормозных дисков
Любой тормозной диск состоит из ротора и центральной части. Ротор, или рабочее полотно, представляет собой идеально гладкую массивную кольцеобразную поверхность, выполненную из чугуна. При нажатии на педаль тормоза ротор контактирует с тормозными колодками. Ротор прикреплен к центральной части, предотвращающей передачу тепла на подшипники колес. С помощью центральной части диск фиксируется на ступице колеса.
В процессе эксплуатации рабочая поверхность ротора постепенно истончается до минимально допустимых значений. Слишком тонкий металл недостаточно рассеивает тепло, образующееся в процессе трения фрикционного слоя колодок об ротор, что приводит к перегреву элементов тормозного узла. Кроме того, на рабочей поверхности металла могут возникать механические дефекты: сколы, трещины, слишком глубокие борозды, ржавчина. В таком состоянии диск не может полноценно работать как в паре с рабочими колодками, так и в целом в составе тормозной системы. Рассмотрим, какие признаки свидетельствуют о необходимости замены тормозных дисков.
Сильный износ тормозных дисков
Качество эксплуатации тормозного диска напрямую зависит от состояния его рабочей поверхности. Когда толщина металла ротора приближается к минимально допустимой, тормозной диск требует замены. Если проигнорировать ее, металл продолжит изнашиваться до критических показателей. Как результат, такой диск может разорваться при экстренном торможении. Эксплуатация сильно изношенных дисков может вызвать и другую проблему: при торможении поршни колесных тормозных цилиндров сильно выдвигаются, чтобы прижать колодки к ротору. Это может спровоцировать заклинивание поршней и блокировку колеса, в результате чего теряется управляемость машины из-за уноса в сторону.
Неравномерная выработка тормозных дисков
В норме тормозные диски имеют равномерный износ по всей рабочей поверхности. Если выработка неравномерная, это значительно снижает эффективность тормозов. Толщину в разных участках измеряют микрометром, а не штангенциркулем, поскольку микрометр представляет собой более точный измерительный прибор. Ключевые причины неравномерной выработки тормозных дисков:
- некачественный материал или нарушение технологии производства;
- неправильная установка тормозного диска, в результате чего, возник перекос относительно колеса;
- неправильная (кривая) установка тормозных колодок, в результате чего, неравномерно изнашивается как сам диск, так и фрикционный слой колодок;
- загрязнение суппорта, что приводит к неправильному движению поршней рабочих или колесных цилиндров и неравномерному прижатию колодок к диску при нажатии на педаль тормоза;
- искривление направляющих болтов, обеспечивающих крепление диска к ступице: проблема зачастую возникает из-за механических повреждений самих болтов или неправильной установки колодок.
При неравномерной выработке дисков уделите внимание состоянию суппортов, тормозных цилиндров, толщине и равномерности износа фрикционного слоя колодок.
Деформация тормозного диска
Тормозной диск, в частности, его ротор производится из чугуна. Это прочный материал, однако при резком перепаде температуры деформируется. Обычно деформация возникает из-за резкого и продолжительного торможения сменяющегося контактом диска с лужей. Вода резко охлаждает диск, разогретый до температуры, приближающейся к предельной. Как результат, нарушается геометрия тормозного диска.
Деформация тормозных дисков проявляет себя:
- рывками автомобиля при нажатии на педаль тормоза;
- заклиниванием колеса после отпускания педали;
- чрезмерным проваливанием педали при нажатии;
- посторонними звуками (гулом, стуком), исходящие от колес при торможении;
- вибрацией (биением) руля и педали тормоза при торможении;
- увеличением тормозного пути в среднем на 4-5 метров.
Проверить каждый тормозной диск на предмет нарушения геометрии визуально достаточно просто:
- Баллонным ключом нужного размера ослабьте болты крепления колеса.
- Надежно зафиксируйте колеса и поднимите авто с помощью домкрата.
- Снимите колесо, на котором собираетесь проверять тормозной диск.
- Визуально оцените рабочую поверхность. Если она имеет изогнутые или волнообразные участки, можно сделать вывод о нарушенной геометрии диска.
Более точную проверку на предмет деформации можно выполнить с помощью циферблатного индикатора. На видео показано, как правильно пользоваться таким прибором.
К основным причинам перегрева относят:
- агрессивный стиль вождения;
- неправильное положение (перекос) колодок;
- эксплуатацию диска в состоянии критичного износа;
- заклинивание закисших или заржавевших поршней передних тормозных цилиндров, в результате чего колодки не разжимаются, а продолжают удерживать диск даже после отпускания педали.
Если выявлены признаки перегрева, детали требуют незамедлительной замены.
Механические дефекты
Как на роторе, так и на центральной части тормозного диска могут появляться сколы, трещины, глубокие бороздки, следы коррозии. Даже если поврежденный участок не контактирует с колодками, деталь с многочисленными механическими дефектами в момент экстренного торможения может расколоться.
Как проверить выработку (износ) тормозных дисков
В процессе торможения авто тормозные колодки фрикционным слоем прижимаются к металлу ротора диска. Поэтому данная часть детали неизбежно подвергается эксплуатационному износу. О нормальном эксплуатационном износе свидетельствует равномерное истирание поверхности металла в местах его соприкасания с колодками. Как результат, постепенно уменьшается толщина ротора.
Оценить степень износа достаточно просто: каждый производитель указывает допустимую толщину поверхности ротора, при которой диск все еще пригоден для эксплуатации. Значение обычно указывается двумя способами:
- стандартной надписью на ободке детали;
- меткой, нанесенной на внутреннюю торцевую часть изделия.
Норму износа определяют такие факторы как размер колес, габариты авто, мощность двигателя. Также нужно учитывать, что диски передних колес примерно в 2 раза толще, чем диски задних колес.
Для авто каждой марки и модели показатель нормальной выработки разный. К примеру, для популярного в Украине бюджетного автомобиля Chevrolet Lacetti нормальная толщина дисков передних колес составляет 24 мм, минимально допустимая — 22 мм. Если диск такого автомобиля имеет толщину менее 22 мм, деталь требует незамедлительной замены. У автомобиля Renault Megan 3 нормальная толщина диска передних колес составляет 25 мм, а минимально допустимая — 23 мм. Точные данные для каждого автомобиля можно найти в руководстве по эксплуатации и ремонту.
Примерные значения нормальной и критической толщины для легковых авто с разными характеристиками двигателей показаны в таблице.
Тип оси | Передняя | Передняя | Передняя | Задняя | Задняя | Задняя |
Тип двигателя | 4 цилиндра | 5 цилиндров | 6 цилиндров | 4 цилиндра | 5 цилиндров | 6 цилиндров |
Толщина нового тормозного диска, мм | 25 | 28 | 28 | 9 | 10 | 12 |
Минимально допустимая толщина тормозного диска, мм | 22,5 | 25,4 | 25,4 | 7,3 | 8,3 | 9,8 |
Для самостоятельной проверки износа вам понадобится балонный ключ, домкрат, фиксаторы для колес и механический штангенциркуль со шкалой нониуса (погрешность измерений — не более 0,1 мм).
Как измерить толщину каждой детали, чтобы определить степень износа ее металла:
- Пока автомобиль стоит на ровной поверхности, ослабьте болты крепления, используя гаечный баллонный ключ необходимого размера.
- С помощью домкрата поднимите машину, зафиксируйте все колеса и снимите колесо, на котором будете проверять диск.
- В разных участках детали измерьте толщину металла, отступив 15 мм от края обода. Для этого найдите специальные упоры на измерительных губках штангенциркуля. Измерьте толщину на разных, желательно 10-15 участках окружности. После зафиксируйте нониус инструмента винтом.
- Прокрутите ходовой винт, чтобы аккуратно отвести подвижную измерительную губку от диска. Это позволит максимально точно измерить толщину металла рабочей части.
- Полученные значения сравните с нормами от производителя.
При проверке износа уделяйте внимание не только толщине рабочей поверхности, но и общему характеру выработки. О нормальном износе свидетельствуют неглубокие регулярные канавки. Если канавки крупные, а истирание ротора имеет конический характер (рабочая поверхность заметно истончается по направлению от обода к центральной части), такой износ может свидетельствовать о неполадках тормозного суппорта и, как результат, неравномерном давлении колодок.
Важно! Изношенные или поврежденные тормозные диски необходимо менять вместе с тормозными колодками, особенно, когда тормозные колодки скрипят при торможении. Скрип и свист колодок чаще всего сигнализирует об износе фрикционного слоя.
После проверки колесо нужно установить и закрепить болтами. Проверив надежность фиксации колес, опустите авто с домкрата и затяните крепежные болты гаечным ключом. После уберите фиксаторы и приступайте к проверке другого колеса по аналогичной инструкции.
Сколько обычно ходят и когда нужно менять тормозные диски
Показатель пробега, при котором нужна замена тормозных дисков, обычно указывается в руководстве к эксплуатации авто. Тормозные диски, работающие с исправными и правильно установленными колодками, требуют плановой замены каждые 80000 — 120000 км пробега. При таком пробеге ресурс деталей тормозного узла изнашивается. Многие производители наносят специальные метки (проточки) на рабочую поверхность детали. При естественной выработке метка стирается, что сигнализирует о необходимости менять деталь. На то, сколько могут ходить тормозные диски автомобиля, влияют многочисленные факторы. Их перечень включает:
- особенности стиля вождения машины: если водитель часто практикует резкое торможение, диски вместе с колодками будут быстрее изнашиваться;
- условия вождения: если машина используется преимущественно в горах или на холмистой местности, эксплуатационная выработка значительно ускорится;
- тип КПП: поскольку скорость автомобиля с механической коробкой передач можно снижать переключением на пониженную передачу, это позволяет всецело не задействовать тормозную систему, тем самым сохраняя рабочий ресурс дисков и колодок;
- тип конструкции: сплошные диски хуже рассеивают тепло, поэтому быстрее изнашиваются, в отличие от перфорированных;
- степень жесткости фрикционного слоя тормозных колодок: чем жестче фрикционный слой, тем быстрее истончается металл диска;
- общее состояние тормозной системы: поломки, износ главного тормозного цилиндра, передних тормозных цилиндров, суппорта и других элементов тормозной системы приводит к быстрому износу дисков;
- наличие ABS: антиблокировочная система делает торможение более эффективным, что приводит к ускорению износа.
Все эти факторы определяют точный срок эксплуатации.
При износе тормозные диски вместе с колодками меняют на обоих колесах одной оси. Если этого не сделать, тормоза будут неравномерно работать, что негативно отразится на управляемости авто.
Что будет если не заменить тормозные диски вовремя
Слаженную работу тормозов обеспечивают все элементы тормозных узлов, в том числе и диски. Если своевременно не поменять эти детали в случае их естественного износа, неравномерной выработки, перегрева, деформации, это приведет к следующим последствиям:
- изношенный до критической толщины металла диск может лопнуть в любой момент при экстренном торможении, из-за чего авто резко потеряет управляемость;
- если автомобиль оснащается ABS, изношенный тормозной диск может спровоцировать недостаточное срабатывание антиблокировочной системы, в результате чего машину может занести в сторону на скользком дорожном покрытии;
- рабочая поверхность слишком изношенной детали не рассеивает тепло, образующееся в результате трения, что провоцирует перегрев и ускоренный износ других компонентов тормозного узла, в частности, колодок;
- деформация рабочей поверхности тормозного диска вызывает повышенную вибрационную нагрузку на руль и педаль тормоза, а само авто тормозит рывками;
- перегретый тормозной диск вызывает снижение эффективности торможения, так не создает трение между диском и колодками, необходимое для остановки движения колеса;
- у диска с механическими повреждениями значительно нарушается текстура рабочей поверхности, из-за чего в момент торможения диск проскальзывает между колодок, что замедляет торможение.
Для замены выбирайте тормозные диски и колодки, характеристики которых строго соответствуют марке и модели автомобиля.
https://turboday.com.ua/kogda-nuzhno-menyat-tormoznye-diski/