Как правильно протачивать тормозные диски
Тормозные диски — расходный материал, который может выйти из строя раньше срока.
Мы уже писали про них и рассказали, когда их менять и как подбирать. Но в некоторых случаях их не меняют, а протачивают — на токарном станке или прямо на ступице. В этой статье мы разберемся, когда в этой процедуре есть смысл, а когда она может оказаться невыгодной и даже опасной.
Что вы узнаете
Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности
Зачем протачивают тормозные диски
Тормозные диски протачивают, чтобы выровнять их рабочую поверхность. Это необходимо, чтобы новые тормозные колодки прилегали к диску по всей плоскости.
Вот когда есть смысл это делать.
Рабочая поверхность диска ржавая. Так бывает на машинах, которые долго стоят на улице без движения либо ездят преимущественно на короткие расстояния. Иногда коррозия настолько сильная, что поверхность диска работает как терка и стачивает накладки тормозных колодок. А значит, их придется заменить гораздо раньше.
Рабочая поверхность неравномерно изношена — результат неисправности тормозного механизма: например, закисла направляющая или перекосило колодку в скобе суппорта. Одна из колодок может прижиматься хуже, или неравномерно, или вовсе не давить на диск.
Следов коррозии нет, но есть глубокие борозды. Между колодками и тормозным диском может попадать грязь, песок и мелкие камни. Они царапают поверхность диска, создают борозды. Новая колодка из-за возникших неровностей будет прилегать недостаточно плотно, тормозная система будет работать неэффективно.
Руль вибрирует или бьет водителя по рукам. Из-за коробления тормозного диска появляются отклонения от первоначального размера, формы или контура. В таком случае обычно говорят «диски повело». Коробление может возникнуть после резкого перепада температуры. Например, если раскаленные от интенсивного торможения диски попадут в лужу или сугроб.
Все эти признаки могут как совмещаться, так и проявляться по отдельности.
Также диски протачивают, чтобы сэкономить. Приведу пример. Пара хороших неоригинальных дисков на переднюю ось Ауди Q7 осенью 2022 года стоит примерно 50 000 рублей, дешевые аналоги из Китая обойдутся в 8—10 тысяч. Проточить оригинальные диски на хорошем оборудовании — 3000 рублей за пару. Также в расходах стоит учесть комплект тормозных колодок — примерно 13 000 рублей, а также работы. В любом случае нужно будет обслуживать суппорты и менять колодки. Если диски новые, к стоимости прибавится их замена.
Дешевые тормозные диски обычно делают из мягкого материала, поэтому они могут износиться уже на первом комплекте колодок, если не раньше. Поэтому диски во втором случае придется менять.
Запчасти и работы в клубном сервисе для владельца Ауди Q7 2014 года, который решил разобраться с тормозами на передней оси
Что предложат на СТО | Запчасти | Работы | Итого | На сколько хватит |
---|---|---|---|---|
Качественные новые тормозные диски и колодки | 63 000 ₽ | 3500 ₽ | 66 500 ₽ | 40—50 тысяч км, дисков хватит еще примерно на 80 тысяч км |
Дешевые тормозные диски и качественные колодки | 31 000 ₽ | 3500 ₽ | 34 500 ₽ | 40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок |
Проточенные старые диски и качественные колодки | 13 000 ₽ | 5500 ₽ | 18 500 ₽ | 40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок |
Запчасти и работы в клубном сервисе для владельца Ауди Q7 2014 года, который решил разобраться с тормозами на передней оси
Качественные новые тормозные диски и колодки | |
Запчасти | 63 000 ₽ |
Работы | 3500 ₽ |
Итого | 66 500 ₽ |
На сколько хватит | 40—50 тысяч км, дисков хватит еще примерно на 80 тысяч км |
Дешевые тормозные диски и качественные колодки | |
Запчасти | 31 000 ₽ |
Работы | 3500 ₽ |
Итого | 34 500 ₽ |
На сколько хватит | 40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок |
Проточенные старые диски и качественные колодки | |
Запчасти | 13 000 ₽ |
Работы | 5500 ₽ |
Итого | 18 500 ₽ |
На сколько хватит | 40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок |
Тормозной диск с бороздами от камней. Фольксваген Терамонт с тормозами от Порше Кайена
От длительного простоя на улице тормозные диски корродируют. Если диск, несмотря на коррозию, будет достаточно толстым, его можно проточить
Что важно знать, перед тем как протачивать диски
После проточки диск должен остаться в допусках — то есть быть не тоньше, чем допустимо по рекомендациям производителя диска.
На маркировке тормозного диска обычно указывают его минимально допустимую толщину в миллиметрах. Часто ее сложно прочесть на старом диске из-за ржавчины, поэтому специалисты на СТО смотрят ее по технической документации. Толщину диска измеряют штангенциркулем: измерения важно снять с места, где он соприкасается с колодками, а не с самого края — там обычно характерная борозда, она же буртик.
Среднее допустимое значение износа тормозного диска — 3—4 мм , то есть 1,5—2 мм для каждой стороны. Если износ больше, протачивать диск небезопасно. Например, для диска с номинальной толщиной 26 мм критическим износом может быть уменьшение толщины до 23 мм.
Изношенный диск хуже переносит нагрузки, может быстро перегреться, а в экстренных ситуациях при торможении даже разрушиться.
Минимально допустимая толщина диска — 8,4 мм
Проточка — временная мера. Она приближает момент, когда диск придется заменить. После процедуры диск в любом случае станет тоньше на 0,2—0,5 мм. Проточить диск и пользоваться им как новым не получится.
Проточка может не решить проблему, поэтому процедуру важно делать на свой страх и риск и быть готовым к тому, что ничего не изменится.
Придется заменить тормозные колодки. Старые нельзя ставить ни на новый, ни на проточенный диск — даже если накладка почти не стерлась. Поверхность тормозной накладки такой колодки в любом случае не будет ровной, а значит, этот рельеф перенесется на поверхность диска.
Важно проточить оба диска на оси, даже если повреждения есть только на одном. Оба диска в результате должны быть одинаковой толщины. Только так тормозная система сможет равномерно распределять давление тормозной жидкости. Если проточить один диск, то одно колесо будет тормозить эффективнее. Это может привести к заносу.
Когда нет смысла протачивать тормозные диски
Диск износился — достиг минимально допустимой производителем толщины или есть вероятность, что это случится достаточно скоро.
Диск перегрет. Тормозные диски могут без проблем нагреваться до +300 °C, но в некоторых случаях температура поднимается выше. Водитель может тормозить слишком интенсивно — например, на затяжном спуске или при экстренном торможении. Диск закаляется, свойства материала меняются, коэффициент трения снижается, педаль тормоза становится ватной. На самом диске могут появиться синие пятна или участки, похожие на стекло. Такой диск необходимо заменить.
Бывает, что дело в конструкции автомобиля. Например, колеса рамных внедорожников проектируют так, чтобы на них можно было поставить шины с высоким профилем — ради комфорта и проходимости. В такие колеса обычно помещается слишком маленькая тормозная система. Ее ставят и на базовую версию с самым слабым двигателем, и на машину в самой богатой комплектации с V8 под капотом. Во втором случае перегреть тормозные диски очень просто. Владельцу, который хочет ездить на этой машине динамично, придется поменять тормоза на более производительные.
Переднее колесо Тойоты Лэнд Крузера 200. В этом случае — как у кроссовера: профиль достаточно низкий, диск большой, но тормоза штатные, маленькие. Фото: rebinworkshop / Shutterstock
Борозды слишком глубокие. В колодку попал большой камень или какой-то нестираемый элемент. Если такой диск проточить, диск станет слишком тонким.
Иногда недобросовестные продавцы специально протачивают тормозные диски перед продажей автомобиля больше допустимых значений. Визуально диск выглядит как новый — износ без специального оборудования по нему уже не определить. Такие диски в скором времени выйдут из строя, и придется покупать новый комплект.
Как протачивать тормозные диски на ступице
Протачивать тормозные диски можно на токарном станке или на специальном оборудовании прямо на машине. Есть мнение, что второй вариант предпочтительнее. Тормозной диск будет стоять ровно относительно своей оси вращения, его не нужно выставлять, как на токарном станке.
Вот что должен сделать специалист перед проточкой тормозных дисков на ступице:
- Снять колеса и отсоединить тормозной суппорт, измерить толщину диска, рассчитать, какой она будет после проточки и сверить результаты измерения с допустимыми значениями.
- Проверить состояние ступичного подшипника. Нет смысла протачивать диск, если ступичный подшипник люфтит. Из-за этого не получится равномерно снять слой металла с диска. Неисправный ступичный подшипник перед процедурой лучше заменить, даже если он только начал гудеть. Нередко ступица неразборная, поэтому приходится менять ее целиком.
- Очистить диски от ржавчины и грязи. Может оказаться, что диск съела коррозия и протачивать его уже нет смысла — он станет слишком тонким. Еще ржавчина негативно повлияет на точность измерений.
- Проверить оба диска на оси на биение. Для этого нужен индикатор часового типа и специальный кронштейн, который позволит закрепить его должным образом на поворотном кулаке или рычаге подвески. Допустимое отклонение — 0,05 мкм. Все, что больше, — повод заменить или проточить диск, а в некоторых случаях дело в ступице.
- Установить оборудование и начать проточку. Специальный станок с резцами устанавливают на место крепления суппортов. Тормозной диск вращает электродвигатель станка. Резцы обрабатывают поверхность диска одновременно с двух сторон. Первый прогон — без снятия стружки. Процедура помогает откалибровать станок и измерить встроенным гироскопом биение. В процессе станок автоматически определяет нужное положение резцов.
- Приступить к проточке всей плоскости диска. Возможно, потребуется несколько проходов.
https://journal.tinkoff.ru/guide/protochka-diskov/