Что такое вылет на дисках автомобиля, как его измерить и отрегулировать самостоятельно
Выбор нового диска для автомобиля несложен. Для того чтобы он точно сел на ступицу и выполнял свои функции, необходимо знать несколько основных параметров. Один из главных — вылет колесного диска.
Вылет диска (ЕТ) — что значит
Замена дисков — самый популярный вид тюнинга автомобиля. При небольших затратах может существенно изменить авто. Производители предлагают изделия с различным вылетом, влияющим на внешний вид — выпуклые, вогнутые или стандартные с небольшой наружной планкой.
Вылет — один из основных параметров колесного диска. Его учитывают при разработке ходовых узлов авто. В мануалах рекомендовано: при замене устанавливать оригинальные изделия либо аналоги с идентичными параметрами.
Технически вылет диска на конкретном изделии — это расстояние между линией середины обода и привалочной поверхностью ступицы. Параметр исчисляется в цифрах, нанесен на диск под шифром ET.
Производители дополнительно используют и другие обозначения, которые помогут разобраться, как узнать вылет диска:
- offset — смещение;
- deport — вынесение за границы или пределы;
- inset — смещение (внутрь).
Видя одну из этих надписей, новички не всегда понимают, что это значит, и пытаются найти стандартный шифр ЕТ на изделии. Наименования не несут в себе характеристику параметра, а просто обозначают его.
Типы и механическая характеристика колесного диска
Разновидности вылета на дисках определяют по его отношению к оси. Всего существует три вида.
Ось — воображаемая линия, она делит изделие пополам. Привалочная плоскость — внутренняя часть места соприкосновения обода со ступицей.
Если привалочная поверхность находится на одной линии с осью, значение вылета считается нулевым. Если она вынесена вперед, то положительным, назад — отрицательным.
Нулевой
В обычном понимании ноль является точкой отсчета, от которой расстояние изменяется в положительную или отрицательную сторону. Для колесных дисков верно только математическое, серединное понимание характеристики. Стандартом принято считать положительный вылет.
Нулевой тип характеризуется небольшой утопленностью внутрь обода, наличием ярко выраженной планки у изделия.
Быстро найти колесо с нулевым значением легко, определить вылет диска поможет его шифр — ET0. Буквенный код может отличаться, но цифровое значение остается единым у всех производителей.
Положительный
Стандартным вылетом для большинства современных автомобилей считается положительный вид параметра. Внешне его можно определить по планке, она либо имеет небольшие размеры, либо вовсе отсутствует.
Основные преимущества вида:
- узкая колея;
- нет перегрузок на подвеску;
- хорошая управляемость;
- безопасность на дороге.
Так как вылет дисков с положительным значением является наиболее популярным, у автовладельцев может возникнуть проблема с подбором изделия по разболтовке и размерам.
Важно! При выборе разболтовки следует отдавать предпочтение либо идентичной оригинальной, либо универсальной.
Несоответствие расположения отверстий для крепления или их количества, может привести к аварийной ситуации в дороге.
Отрицательный
Вылет с минусовым значением используют для спорткаров. Такой диск выделяется среди прочих широкой полкой. Его устанавливают для улучшения устойчивости машины на поворотах и увеличения плоскости опоры. Колея значительно увеличивается, что хорошо, но вместе с тем повышается нагрузка на подвеску.
Установка данного вида диска вместо оригинального требует значительных изменений арок и замены ходовых узлов. Если ограничиться только раскаткой кузова и удалением брызговиков, через некоторое время придут в негодность шаровые опоры, подшипники, амортизаторы.
Другая проблема колес с отрицательным вылетом — износ резины. Из-за неправильного угла давление на шину распределяется неравномерно, и она моментально изнашивается. По этой причине перед тем как заменить колеса, следует узнать, на что влияет вылет и как нивелировать возможные перекосы подвески.
Как вылет влияет на автомобиль
Простой параметр диска не всегда учитывают при выборе для замены штатных колес. Но автолюбителям следует понять — вылет имеет большое значение и влияет на следующее:
- площадь и расположение места контакта шины с дорожной поверхностью;
- работу тормозной системы;
- ресурс ступичного подшипника;
- геометрию подвески;
- устойчивость автомобиля при движении по прямой и извилистой дороге;
- управляемость.
Все это конструкторы учитывают в расчетах при проектировании автомобиля, выбирая оптимальный вылет для конкретной модели. Самостоятельное изменение может улучшить, к примеру, управляемость, но сильно снизить устойчивость на поворотах. По этим причинам при выборе учитывают цель переделки колес.
Важно! Ободы с большим положительным вылетом упираются в тормозной суппорт, вызывая отказ системы торможения.
Как самостоятельно померить вылет диска
Расстояние между осью и поверхностью соприкосновения со ступицей исчисляется в миллиметрах. Даже изменение на несколько единиц может серьезно повлиять на ход и механизмы машины.
Некоторые консультанты автомагазинов убеждают, что нехватка или перебор расстояния не могут существенно повлиять на работу авто в целом. Это крайне неверно. Даже при выборе идентичного изделия, необходимо точно знать допустимый вылет, а также возможность поставить изделие с небольшим отклонением в размерах.
Маркировку ET обязательно наносят на обод с внешней или внутренней стороны. Но если она была стерта или отсутствует, можно самостоятельно померить вылет и определить точное значение.
С помощью двух линеек
Перед тем как измерить вылет, надо подготовить две длинные металлические линейки с подробной шкалой, а также демонтировать колесо.
- положить колесо на ровную твердую горизонтальную плоскость внешней стороной вниз;
- измерить высоту диска от края до края (половина от полученного значения — это точка расположения оси);
- длинную линейку положить горизонтально на края диска так, чтобы она находилась напротив места крепления болтов;
- установить вторую линейку нижним краем на место прилегания к ступице, верхним прислонить к первой под прямым углом — измерить расстояние;
- вычислить разницу между последним измерением и расстоянием от края диска до оси.
Полученное значение и будет равно вылету.
Внимание! Можно использовать только одну линейку, заменив вторую длинным плоским предметом.
Измерение обратного хода
В сети ходит информация о том, что вылет можно найти по соотношению диаметра к шагу резьбы. Но вот на какой детали мерить шаг, не указывается.
Действительно, при подборе диска необходимо учитывать его внешний размер в дюймах. К примеру, штатное колесо автомобиля — R13. Вместо него допустима установка изделий R14. Но некоторые владельцы, желая увеличить устойчивость и улучшить внешний вид, устанавливают R15 или даже R16. Это может привести к поломке рулевого рычага и потере управления.
Та же ситуация возникает не только с диаметром, но и с вылетом. Большое изменение вылета может вызвать поломки подвески, а также проблемы с поворотом. Чрезмерно крупные выступающие диски не позволяют полноценно вывернуть руль. Перед установкой дисков лучше провести измерения и определить расстояние для свободного разворота колес.
Допустимые отклонения — таблица
При замере может возникнуть ситуация, когда штатно установлены колеса с вылетом 45, а необходимо приобрести в магазине колесо 55 мм или 52 мм. Производители автомобилей определяют индивидуальные допуски отклонений параметра колесных дисков.
Общая таблица предельных значений вылета для колес различного диаметра.
Диаметр колеса (R) | Ширина диска в см/дюйм | Штатный вылет | Отклонения |
16 | 16,51/6 | 45 | -5 – +10 |
16 | 17,78/7 | 48 | -8 – +7 |
16 | 19,05/7,5 | 50 | -8 – +5 |
17 | 17,78/7 | 52 | -10 – +3 |
17 | 19,05/7,5 | 50 | -8 – +5 |
17 | 20,32/8 | 48 | 0 – +4 |
18 | 17,78/7 | 48 | -6 – +7 |
18 | 19,05/7,5 | 48 | -6 – +7 |
18 | 20,32/8 | 50 | -5 – +2 |
19 | 19,05/7,5 | 48 | -3 – +7 |
19 | 20,32/8 | 50 | -2 – +2 |
20 | 19,05/7,5 | 48 | -3 |
По нормам допустимые отклонения нельзя превышать без изменений в конструкции подвески. Если же размер изделия находится в пределах допуска, но отличается на несколько миллиметров, потребуется регулировка при помощи проставок.
Регулировка вылета при помощи проставок
Пример: вылет нового диска диаметром R16 и шириной 7,5 дюйма имеет размер 45 мм. Штатный диск тех же параметров должен соответствовать 50 мм. Наглядно видно — разница между ними равна 5 мм. Для того чтобы увеличить на 5 мм размер нового диска, устанавливают специальные проставки на ступицу. Для детали характерно наличие отверстий для болтов.
При выборе проставок важно, чтобы размер отверстия под ступицу и болты совпадали.
Внимание! При установке проставки для увеличения вылета длины штатного болта недостаточно для прочного крепления, необходимо использовать изделия удлиненного размера.
Использование стандартных крепежей может привести к потере колеса на дороге. Не менее важно следить за давлением в шинах.
Рекомендации, как подобрать диски по вылету
Подбор нужных деталей может привести к дилемме: понравившаяся модель не подходит по размеру, а рекомендованная не соответствует выбранному стилю.
Для того чтобы облегчить выбор и быстро найти подходящий диск, не нужно знать устройство автомобиля в деталях, можно использовать один из предложенных способов:
- купить оригинальные детали, рекомендованные производителем;
- приобрести изделия точно соответствующие штатному ET;
- выбирать изделия, вылет на которых имеет предельно-допустимые отклонения от нормы.
Для того чтобы правильно подобрать колесо при отсутствии маркировки на старом, можно либо измерить вылет, либо найти его значение в мануале.
Узнав, что такое вылет и как он влияет на ход авто, владелец может определить лучшую модель с правильными параметрами. Тщательно подобранный и установленный диск украсит внешний вид автомобиля и не будет мешать работе узлов ходовой части.
Похожие записи:
- Как определить, какой подшипник ступицы гудит?
- Почему свистит ремень генератора, что делать и как устранить свист приводного ремня
- Чем и как покрасить колесные диски автомобиля самостоятельно
- Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать
https://bushmen-auto.ru/svoimi-rukami/chto-takoe-vylet-na-diskah-avtomobilya-kak-ego-izmerit-i-otregulirovat-samostoyatelno/