Правила эксплуатации трактора: основы безопасности и эффективности
О чем речь? Правила эксплуатации трактора необходимы для безопасной работы на нем. Однако здесь стоит учитывать и конструктивные особенности техники, ведь именно они влияют на эффективность использования данного транспортного средства (ТС).
На что обратить внимание? Помимо очевидных особенностей, таких как допуск к трактору только лиц с правами соответствующей категории, есть и менее очевидные нюансы. Например, эксплуатация тракторов в зимний период.
В этой статье:
- Влияние конструкции на эксплуатацию трактора
- Правила безопасной эксплуатации трактора
- Правила эксплуатации трактора в зимний период
- Надзор за пригодностью трактора к эксплуатации
Влияние конструкции на эксплуатацию трактора
Колесные и гусеничные тракторы
Этот тип машин разделяют на колесные и гусеничные. У трактора первого вида сила тяги от двигателя передается на колеса, у второго – на катки. Гусеничные аппараты лучше колесных преодолевают сложный рельеф местности или размытые, раскисшие трассы, бездорожье, поэтому они используются в тяжелых условиях.
Производятся трех- и четырехколесные тракторы. Первые применяются на плантациях или в теплицах, где необходимо выдерживать рядность посевов. Ведущими у них называются колеса, которые принимают силу тяги от двигателя. А определяющие вектор движения именуют направляющими. Обладают повышенной проходимостью машины, у которых все 4 – ведущие. Введено понятие формулы колёс. Существует она в виде 4×4 (трактор с полным приводом) и 4х2 (трактор с задним приводом).
Колесным тракторам без ограничений разрешается движение по автотрассам общего назначения. При необходимости передвижения гусеничных машин по дорогам с покрытием рекомендуется применять специальные ленты. Без их применения передвижение этого типа тракторов крайне нежелательно. Сцепление с поверхностью дороги у колесного трактора слабее, чем у гусеничного трактора. На размокшей почве первый может забуксовать. Из-за большого веса тракторы с полным приводом разрушают верхний слой почвы, образуют глубокую колею, но не буксуют на мягкой земле. Поэтому на тяжелые машины ставят по несколько пар широких колёс.
Преимуществом гусеничного трактора является возможность передвижения по размокшей земле. В отличие от колес, ленты не нарушают верхний слой почвы. Опорные катки передвигаются по гусенице. При этом вес трактора равномерно распределяется на всю поверхность лент и повреждения земли минимальны. Сцепление гусеничной машины с дорогой намного сильнее, чем колесной. Но ленты повреждают дорожное покрытие. Поэтому основным недостатком гусеничного трактора является отсутствие возможности двигаться по автомобильным дорогам общего назначения.
Ходовая часть трактора состоит из остова, двигателя и подвески.
Остов — это основная часть трактора, воспринимающая основные механические нагрузки и предназначенная для закрепления на ней систем, навесных узлов и деталей трактора. По виду остова существуют следующие тракторы:
- Рамные.
- Полурамные.
- Безрамные.
Рама представляет собой устойчивую прямоугольную конструкцию, которая расположены по длине и ширине трактора. На нее устанавливаются основные устройства. Вес трактора с рамным остовом больше, чем полу- либо безрамного. Преимуществами машины первого вида являются ее прочность, надежность и удобный доступ ко всем узлам и деталям. При необходимости проведения ремонта можно снять конкретный узел и заменить его, не снимая другие и не разбирая весь трактор. Чаще всего рамный остов используется в гусеничных машинах. Узлы и детали трактора прикрепляются к раме с помощью кронштейнов.
К примеру, трактор ДТ-75МВ имеет рамный остов, состоящий из металлических балок, соединенных между собой под прямым углом или параллельных друг другу. Опорные катки связаны с остовом через подвеску, она передает динамическую нагрузку и обеспечивает плавное передвижение по местности со сложным рельефом.
Полурамный тип используется чаще, чем другие. Такой остов собирается из литых составных частей, на которые прикрепляются основные узлы трактора, и часть лонжеронов для установки закрепления силовой части. Преимуществом полурамного вида является возможность удобного доступа к основным узлам и деталям машины. При этом к менее значимым частям добраться сложнее. Полурамный тип более универсален, поэтому применяется чаще. В частности, на машинах, предназначенных для работы в сельском хозяйстве и в ЖКХ, данный вид используется широко. Например, в известном колесном тракторе МТЗ-80 – полурамный остов.
Каркас третьего вида представляет собой корпус двигателя и трансмиссию, соединенные между собой и являющиеся основой для установки менее важных узлов и деталей. Габариты безрамных тракторов невелики. При этом проведение ремонтных и профилактических работ таких аппаратов усложнено, так как доступ к некоторым узлам и устройствам затруднен или невозможен без полной разборки. Пример трактора с безрамным остовом – ДТ-20.
Тяговый класс
Тяговый класс определяется по параметрам мощности двигателя с учетом дополнительных характеристик. Такое подразделение машин применяется только в Российской Федерации и Содружестве Независимых Государств. Другие государства классифицируют тракторы по мощности исключительно на основе количества лошадиных сил двигателя (л. с.). Преимущество деления по тяговому классу – то, что учитываются дополнительные характеристики: вид ходовой части и вес машины. Установка навесных механизмов проводится с учетом тягового класса.
Классификация по предназначению
Тракторы используются для решения задач, требующих большую силу тяги, чаще всего для транспортировки тяжелых грузов и перевозки различной техники и оборудования. По предназначению их разделяют на машины:
- для сельского хозяйства;
- для промышленности;
- трелёвочные;
- для вооружённых сил.
Правила безопасной эксплуатации трактора
Основным требованием является возраст гражданина, получающего допуск на управление трактором. Минимальный – 17 лет. Обязательно проведение инструктажа по охране труда и правилам безопасной эксплуатации трактора конкретной модели с записями в соответствующих журналах.
За каждой единицей техники закрепляются ответственные работники. Работа на тракторе, закрепленном за другим лицом, а также передача машины другому лицу разрешается только с письменного разрешения руководителя предприятия или собственника. На этого типа ТС не разрешается перевозка пассажиров.
Перед запуском двигателя трактор должен стоять на стояночном тормозе, все рычаги – находиться в нейтральном положении. После начала его работы необходимо обеспечить отсутствие людей в направлении поездки, а водитель обязан находиться в кабине. Во время движения ему запрещается ее покидать. Выходить из кабины разрешается при установке рычагов в нейтральное положение и включении стояночного тормоза.
Исправность контрольных приборов трактора является основным требованием его безопасной эксплуатации. При падении частоты вращения двигателя или резком увеличении дымления следует остановить двигатель. Если во время эксплуатации трактора не требуется подключение вала отбора мощности (ВОМ), то соответствующий рычаг должен находиться в нейтральном положении. Строго запрещено эксплуатировать машину без защитных кожухов для карданных валов, передающих вращение от ВОМ на другие системы. Рычаг ВОМ переводится в нейтральное положение при любой остановке ТС.
При эксплуатации трактора в усложненных погодных условиях (при снегопаде, гололеде) запрещается резкое торможение. Должна быть обеспечена исправность осветительных и сигнальных световых приборов машины. Навесное оборудование крепится на жесткие сцепки (кронштейны, болты и т. д.). При его фиксации не разрешается находиться между продольными тросами, которыми такое оборудование подтягивается к трактору.
Все ремонтные работы на ТС проводятся только при выключенном двигателе и опущенных навесных орудиях. Для тракторов с двойными колесами устанавливается максимальная скорость 16 км/ч. При запуске двигателя с буксира в пневмосистеме должно быть достаточное давление воздуха.
Соблюдение правил дорожного движения является основным требованием безопасной эксплуатации трактора. При использовании прицепа надо проверить исправность тормозной системы. При несоблюдении данного требования его эксплуатация запрещается. Также нельзя перевозить людей на прицепе к трактору.
Перед началом движения водитель самоходной техники проверяет давление воздуха в тормозной системе. Также нужно обратить внимание на работоспособность и исправность ее пневмопривода. При холодных тормозах и скорости движения 30 км/ч оптимальная длина пути до остановки ТС на сухом асфальтном горизонтальном покрытии составляет 12,3 м. Это расстояние нужно визуально легко определять. Запрещено использовать тормоза на заснеженном покрытии, при гололеде и при движении тракторного поезда. Нельзя также эксплуатировать ТС с прицепом без страховочной цепи.
При скорости движения более 5 км/ч особое внимание тракторист обязан уделить вхождению в повороты. Спуск с горы осуществляется на первой передаче. При эксплуатации трактора с прицепом движение накатом не разрешено. На крутых подъемах и склонах передачи никогда не переключаются, педаль сцепления не выжимается. Скорость движения на подъездных путях – не более 10 км/ч. При эксплуатации трактора в производственных помещениях – не более 2 км/ч.
Пожарная безопасность
Для обеспечения пожарной безопасности на ТС должны быть первичные средства тушения огня. Обязательно устанавливается оборудование авторегулирования остуживания двигателя. Запрещена эксплуатация трактора без съемных крышек и решеток защиты радиатора, воздухозаборника и пространства между ребрами цилиндров системы воздушного охлаждения.
При работе машины запрещается направлять выхлопные трубы на легковоспламеняющиеся вещества и предметы, места сбора технологических отходов и бытового мусора. Применение открытого огня при заправке трактора и замере уровня топлива запрещается. Также нельзя использовать открытый огонь при прогреве двигателя и системы подачи масла в холодное время. Запрещаются действия, при которых возможно образование искр. Для пожарной безопасности не разрешено возить с собой дополнительные емкости с горючим, использовать дизельное топливо для мытья рук, развешивать на тракторе пропитанные этими веществами ткани и одежду.
Читайте также!
Правила эксплуатации трактора в зимний период
После завершения летне-осенних полевых работ значительная часть гусеничных тракторов используется на работах по обслуживанию сельскохозяйственных ферм, подготовке к отопительному сезону, вывозу удобрений, строительных материалов и других грузов. Также эти ТС регулярно работают на снегозадержании.
Тракторы ДТ-75, Т-74 и их модификации не имеют штатных устройств запуска двигателя при отрицательных температурах окружающей среды. Т.е. их готовность к эксплуатации в зимних условиях недостаточна. Исследованиями установлено: производительность этих моделей тракторов в холод падает на 25–30 %, а затраты на обслуживание увеличиваются в 1,5–1,7 раза. Существенно растет расход топлива. Большая часть потери ресурсов (рабочего времени, топлива и т. д.) связана с пуском и прогревом двигателей. Для повышения показателей эффективности использования этих моделей, снижения затрат на их содержание, нужен ряд мероприятий и внедрение опыта передовых специалистов по зимней эксплуатации тракторов.
Подготовка ТС к работе в осенне-зимний сезон проводится на станциях (пунктах) технического обслуживания или в специализированных ремонтных предприятиях. Работы проводят специалисты этих организаций в присутствии тракториста, работающего на данной машине. Подготовка включает проведение в полном объеме сезонного (осенне-зимнего) обслуживания. Необходима замена летних сортов масла на зимние, как правило, более густые.
Надзор за готовностью трактора к эксплуатации
Основной правовой акт, регламентирующий надзор за готовностью тракторов к эксплуатации и их техническим состоянием, это Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации». Документ определяет: функции контроля в сфере деятельности возложены на органы Гостехнадзора. Создаются соответствующие комиссии регионального уровня. Работники Гостехнадзора – это государственные инженеры-инспекторы, количество которых определяется органами власти. В небольшом населенном пункте, районе такой специалист может быть в единственном числе.
Основными составными частями надзора за тракторами являются:
- организация и проведение технических осмотров ТС;
- регистрация машин и прицепов к ним;
- контроль технического состояния тракторов и прицепов в ходе эксплуатации;
- контроль сертификации услуг по ремонту и обслуживанию машин в сельском хозяйстве;
- соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации ТС;
- надзор в процессе изготовления тракторов для выполнения требований сертификации;
- выдача учебным заведениям и учреждениям, занимающимся подготовкой трактористов (трактористов-машинистов), лицензий на право ведения образовательной деятельности;
- прием экзаменов на право управления ТС и выдача соответствующих удостоверений;
- рассмотрение заявок собственников тракторов или государственных органов на определение ресурсов старой техники, оценка ее пригодности к эксплуатации;
- участие в работе комиссий по рассмотрению претензий владельцев ТС в связи с низким качеством приобретенной или отремонтированной техники;
- рассмотрение административных правонарушений (ст. 23.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
- контроль за страхованием гражданской ответственности владельцев ТС.
Мероприятия по надзору за готовностью тракторов к эксплуатации осуществляются вне зависимости от того, кто является собственником техники. Для безопасной эксплуатации ТС необходимо соблюдать вышеизложенные требования и правила.
https://mtraktor.ru/blog/traktor/pravila-ekspluatacii-traktora