Проверка подвески своими руками: что нужно знать
Ходовая часть автомобиля включает в себя целый ряд различных элементов, которые активно изнашиваются в рамках активной эксплуатации. При этом проверка ходовой части и диагностика подвески необходимы в следующих случаях:
- регулярная проверка (профилактический осмотр);
- диагностика в случае появления стука, изменения устойчивости, ухудшения управляемости и т.д.;
- проверка при покупке авто с пробегом;
При этом плановая диагностика должна выполняться регулярно, так как позволяет выявить неисправности на ранней стадии, благодаря чему удается избежать аварийного ремонта.
Более того, в подвеске многие части взаимосвязаны, в результате чего одна поломка тянет за собой другую. С учетом того, что диагностика ходовой не является сложной процедурой, необходимо знать, как проверить подвеску своими руками. Подробнее читайте в нашей статье.
Передняя и задняя подвеска: конструкция
Если рассматривать самый распространенный тип подвески на авто начального и среднего класса, это независимая подвеска типа МакФерсон в передней части и полузависимая балка сзади. Конструктивно передняя подвеска данного типа включает в себя:
- подрамник
- нижний рычаг
- амортизационную стойку с пружиной
- поворотный кулак
- стабилизатор поперечной устойчивости
Также можно выделить большое количество более мелких деталей: шаровые опоры, стойки стабилизатора, втулки, сайлентблоки, опорные подшипники и т.д. Что касается задней подвески, наиболее распространена полузависимая задняя подвеска. Конструктивно это крепкая полузависимая балка, амортизаторы с пружинами, сайлентблоки балки.
Добавим, что в рамках данной статьи мы не будем уделять внимание сложным пневматическим и гидравлическим подвескам, а также многорычажным подвескам, так как для диагностики подобных решений требуется специальное оборудование, опыт и профессиональные навыки.
Также низка вероятность того, что владельцы авто высокого класса с такими подвесками будут заниматься самостоятельной диагностикой. По этой причине остановимся на простой «народной» конструкции.
Как самому проверить подвеску
Сразу отметим, что для проведения диагностики ходовой не требуется специального инструмента. Главное, получить доступ к нижней части автомобиля, снять защиту поддона двигателя для удобства (при ее наличии) и обеспечить качественное освещение (переносная лампа, мощный фонарик и т.д.). Также потребуется небольшая монтировка и, в некоторых случаях, домкрат.
Еще нужен подъемник или гараж с ямой, так как диагностика подвески без ямы или на эстакаде без вывешивания колес может быть исключительно поверхностной. По этой причине в рамках данной статьи мы не будем отдельно рассматривать, как проверить подвеску без ямы.
Передняя подвеска
- Итак, диагностика ходовой части и передней подвески начинается с проверки верхних опор стоек. Поднимать автомобиль не следует, подвеска должна быть нагруженной. Обращать внимание нужно на зазор между чашкой и кузовом. Если зазор большой (около 1.5 см), это указывает на необходимость замены верхних подушек.
- Также машину нужно раскачать. Если кузов делает больше двух раскачиваний, в этом случае амортизаторы пришли в негодность и их нужно менять (помните, замена выполняется парой на одной оси).
- Дальше машину поднимают на подъемнике или на домкрате, после чего осматривают амортизаторы. Не должно быть видно явных подтеков или повреждений пыльников и штока. Далее нужно взяться за вывешенное колесо и покачать его вправо и влево, а также вверх и вниз.
- Если слышны стуки, это указывает на возможные проблемы с рулевой тягой или наконечником тяги. Чтобы точнее определить причину, нужно пригласить помощника, который возьмется за тягу в момент раскачивания колеса и определит место люфта.
- Также посторонние звуки при раскачке вверх и вниз укажут на износ шаровой опоры. Кстати, даже если стука нет, это еще не значит, что шаровая в норме. Ее также проверяют монтировкой. Как это сделать, рассмотрим ниже.
- Следующий шаг – вращать колесо, чтобы определить состояние ступичного подшипника. Появление гула или скрежета, постукивания при качении также говорят о проблемах с подшипником ступицы. Можно сильно раскрутить колесо и взяться за пружину. Вибрации на пружине также являются признаком неисправного подшипника.
- Дальше при помощи монтировки нужно проверить сайлентблоки рычагов. Оптимально выполнять проверку на подъемнике, так как на домкрате делать такую работу сложнее. Нужно двигать сайленты в продольном и в поперечном направлении, опираясь на подрамник. Всего сайлентблоков по паре на рычаг, сильный люфт укажет на необходимость замены сайлентблока.
Теперь снова проверим шаровую опору. Если руками покачать рычаг возле опоры вверх и вниз, на износ укажет сильный люфт. Также можно вставить монтировку между кулаком и рычагом и покачать. Если все в норме, не должно быть замечено наличие люфта.
Как проверить подвеску на задней оси
-
Конструктивно задняя полузависимая подвеска намного проще передней. Проверять нужно только ступичные подшипники, амортизаторы, пружины и сайлентблоки балки. Чтобы понять, как проверить пружину, достаточно осмотреть ее витки на предмет трещин, а также посмотреть на состояние самих витков. Наличие явных потертостей и даже вмятин в местах контакта двух витков часто говорит о том, что пружина просела.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить сайлентблоки передних рычагов своими руками. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены сайлентблоков, а так же на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.
Также нужно проследить за состоянием резины втулок на сайлентблоке балки. Иногда такой сайлентблок на авто с пробегом рвется. В результате балка просто висит на крепежном болте в кронштейне. Это приводит к стукам, нарушению сход-развала и т.д.
Рекомендации
Хотя диагностика ходовой своими руками вполне возможна в условиях обычного гаража, желательно периодически выполнять проверки на СТО с привлечением опытных специалистов. Дело в том, что опытный автослесарь быстрее и точнее определяет неисправности, а также может указать на причину, по которой та или иная деталь вышла из строя.
Поверять подвеску нужно регулярно, так как некоторые неисправности могут не проявляться явно, при этом в случае аварийной ситуации проблемы могут быть серьезными. Например, если вырвет шаровую опору или заклинит ступичный подшипник, это может привести не только к неожиданной поломке самого авто, но и к аварии.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие амортизаторы лучше выбрать для автомобиля, газовые, масляные или газо-масляные. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках различных типов амортизаторов, а также на каких стойках лучше остановить свой выбор.
Более того, даже работающие на 50% амортизаторы или изношенные сайлентблоки и втулки стабилизатора становятся причиной значительного ухудшения устойчивости и управляемости автомобиля. В результате машина хуже управляется и тормозит, теряет курсовую устойчивость и т.д.
При спокойной езде по городу это менее заметно, однако, после выезда на трассу и на высокой скорости риски не справиться с управлением и попасть в аварию значительно возрастают. Также при неисправности одних элементов автоматически увеличиваются нагрузки на другие детали подвески, ходовой части и рулевого управления. В результате их ресурс также значительно сокращается, а комплексный ремонт подвески будет однозначно дороже.
https://krutimotor.ru/kak-proverit-podvesku-i-hodovuyu-chast-svoimi-rukami/