Автомобильный детейлинг: что это такое, какая от него польза
Кузов всегда блестит, на нем нет паутины из мелких царапин и потертостей. Диски без следов пыли от колодок и въевшейся грязи. В салоне приятно пахнет, на обивке нет разводов и пятен. Тем не менее такого результата не будет, если вы заедете на обычную автомойку и попросите обезжирить кузов, сделать мойку люкс и покрыть каким-нибудь водоотталкивающим составом.
Вернуть автомобилю вид нового может специалист по детейлингу. Это слово не имеет простого перевода на русский, обычно так называют комплекс услуг по тщательному уходу за внешностью и интерьером автомобиля. В этой статье мы расскажем, чем детейлинг отличается от обычных услуг автомойки, каким он бывает и как не переплатить.
Что вы узнаете
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black
Узнайте, как повторить этот опыт и оформить карту
Хочу знать
Зачем нужен детейлинг
Дороги портят не только шины и подвеску автомобиля. Грязь, песок и камни оставляют множество мелких царапин и въедаются в лак. Автомойки только усугубляют ситуацию: шампунь может быть слишком концентрированным, а мойщик может слишком усердно тереть машину грязной тряпкой. Через три-четыре года обычной эксплуатации автомобиль выглядит старым и не радует глаз. Салон пачкается даже у аккуратных водителей. Сиденья и обшивки никак не защитить от пыли летом и грязи с ботинок зимой: они оседают на поверхностях и забиваются в щели.
Детейлинг позволяет устранить следы эксплуатации и приблизить внешний вид и интерьер машины к идеалу. Так, если нанести защитные покрытия для кузова и салона, новое авто будет меньше пачкаться. Многие делают это периодически, например раз в год, в результате чего автомобиль еще долгое время выглядит как новый. Можно сделать детейлинг перед продажей: красивую и ухоженную машину купят гораздо быстрее. Но не факт, что детейлинг окупится.
Главная задача хорошего мастера по детейлингу — не замаскировать, а удалить все загрязнения и дефекты с минимальными последствиями для автомобиля. В детейлинге нет смысла, если к машине относятся утилитарно: вы не поймете, за что заплатили. Это справедливо и для очень неухоженных автомобилей: полировка и покрытия не помогут, если кузов давно пора перекрашивать.
Старое сиденье, над которым частично поработал мастер детейлинга. Светлый кожаный салон со временем меняет цвет, детейлинг может исправить ситуацию. Фото: DeepMind / Shutterstock
Пол автомобиля до и после детейлинга. Фото: Vershinin89 / Shutterstock
Как полируют кузов
Большинство мелких царапин остается на лаке автомобиля, а когда их очень много, кузов становится матовым. При полировке мастер с помощью специальной машинки и полировального круга может устранить повреждения лака и сделать его гладким. Кузов снова будет блестеть, как у новой машины. Эту работу можно сделать качественно только хорошими инструментами и материалами. Есть риск ошибиться и испортить покрытие — тогда деталь придется перекрашивать.
Полировка может быть легкой и глубокой, абразивной. Легкая подходит для относительно новых автомобилей без сильных повреждений, при ней снимают минимум лака. Глубокую полировку делают, если легкой недостаточно, однако такую обработку можно провести не более двух-трех раз: после этого останется совсем тонкий слой лака. Он царапается быстрее, в итоге автомобиль придется перекрашивать. Для разных видов полировки используют разные полировальные круги и пасты.
Нельзя связать состояние лака с километрами пробега или возрастом машины. Можно за несколько месяцев испортить лак на абсолютно новом автомобиле или три года мыть машину в хорошем месте и отлично сохранить кузов.
Стоимость легкой полировки для маленького автомобиля или среднеразмерного седана — 10 000 ₽, глубокой — 15 000 ₽. Если нужно поработать над кроссовером, попросят на 30% больше, над большим внедорожником — на 50%. Чем хуже состояние лака, тем больше времени потребуется мастеру. Легкую полировку для небольшой машины можно сделать за день, глубокую для внедорожника — за три дня.
Полировка кузова особенно заметна на темных автомобилях. Фото: BigTunaOnline / Shutterstock
Какими составами покрывают кузов
Красоту и блеск кузова хочется сохранить как можно дольше. Особенно это актуально после полировки. Наносить составы можно не только на окрашенные детали, но и на стекла, и на колесные диски. Есть несколько видов покрытий.
Воск — самое простое покрытие с минимальным ресурсом. Его свойств хватит примерно на месяц или три-четыре правильные мойки. Он добавляет блеск и помогает отталкивать грязь, машина дольше остается чистой и проще отмывается.
Воск может быть натуральным или синтетическим. Натуральные, более дорогие составы делают на основе кокосового, пальмового масла или пчелиного воска. Синтетический воск лишь немного уступает в свойствах, но стоит меньше.
Возможны также комбинации — детейлеры называют это «восковой пирог»: первый воск добавляет блеск, второй придает более насыщенный цвет, а третий защищает первые два — так покрытие прослужит дольше, обычно до трех месяцев.
Полимерный консервант, он же силант (англ. seelant — герметик). По свойствам такие составы схожи с восками. Их намного проще наносить, обычно их продают во флаконе с распылителем. Перед нанесением таких консервантов кузов желательно отполировать — так состав будет работать дольше. А еще это хороший и бюджетный вариант для новой машины, помогает надолго сохранить блеск.
Керамика — наноскопическое защитное покрытие, размер частиц не более 100 нанометров. Его наносят жидким и ждут, когда оно затвердеет. Обычно состоит из диоксида кремния, который выделяют из песка. Иногда в составе есть диоксид титана как дополнительный отвердитель.
Керамический состав создает гидрофобное покрытие. Вода и грязь не задерживаются на кузове, автомобиль легче и лучше отмывается. Если не мыть машину на плохих мойках с дешевыми щелочными шампунями и не обезжиривать кузов уайт-спиритом, керамика сохраняется на кузове около года. На срок жизни покрытия сильно влияют климат и дорожные реагенты, а также характер эксплуатации автомобиля. В южном регионе такое покрытие продержится долго, в Санкт-Петербурге — чуть ли не в два раза меньше.
За покрытие воском одного типа возьмут от 1500 ₽, силантом — от 3000 ₽. Стоимость керамического покрытия зависит от производителя химии и количества слоев и начинается от 12 000 ₽.
Как ухаживают за салоном
Сиденья автомобиля пачкаются, даже если это не очень заметно. Грязь накапливается медленно, и понять, что сиденья все-таки грязные, можно только после чистки. В велюровых ковриках и обивке пола скапливается много песка.
С помощью специальных щеток и бережной химии для разных видов покрытий можно удалить почти любые загрязнения. Труднодоступные места очищают с помощью кисточек: они хорошо удаляют грязь из щелей.
Чтобы качественно убрать салон, его иногда приходится разбирать: снимать сиденья или пластиковые накладки. После чистки сиденья обрабатывают специальными составами, так кожаной обивке возвращают естественную влажность и она становится мягче. Некоторые мастерские предлагают услуги по окраске кожи и восстановлению пластика. Даже салон с сильными повреждениями можно хорошо обновить.
Чем грязнее салон, тем дороже его отчистить. Химчистка компактного хэтчбэка с обычным уровнем загрязнения обойдется в 8000—12 000 ₽ , а чистка салона джипа, в котором возили огромную собаку, — в 20 000 ₽ и более. Если за салоном давно не ухаживали и его придется разбирать, могут попросить доплату в несколько тысяч. В зависимости от размеров автомобиля и степени загрязнений это занимает два-три дня.
Процесс очистки уплотнительной резинки на двери водителя. Источник: ютуб-канал Detail Auto Care
Как ухаживают за колесами
Со временем на колесах скапливается тормозная пыль, дорожная грязь и крошечная металлическая стружка с тормозного диска. Все это может разъесть покрытие колес, на поверхности появятся мелкие повреждения.
Существует несколько видов колесных очистителей и средств по уходу за резиной. В основном используют индикаторные очистители: они меняют свой цвет при взаимодействии с мелкими частицами металла в колодочной пыли. У средств для очистки дисков разная кислотность, а значит, разные свойства. Нельзя хорошо отмыть колеса каким-то одним средством.
Не видел, чтобы кто-нибудь приехал в сервис исключительно ради того, чтобы просто почистить диски. Как правило, это дополнительная строчка в заказ-наряде к комплексным работам по кузову. Обычно в студиях детейлинга берут от 1500 ₽ за каждый диск.
Бережная очистка колесных дисков невозможна только с помощью губки, для труднодоступных мест используют специальные щетки и кисточки — ими невозможно повредить диск. Фото: Aleksandr Kondratov / Shutterstock
Как очищают ходовую часть и двигатель
Грязь и влага скапливаются везде — это одна из причин, почему машина начинает ржаветь. После зимы с подвески автомобиля желательно смыть дорожные реагенты. Это поможет сохранить краску на ходовой части и антигравийное покрытие днища.
Сэкономить на сервисе позволит и регулярная мойка ходовой части. Менее ржавые болты будет проще открутить, они не обломаются, механикам не придется пилить их болгаркой, а владельцу машины — переплачивать за слесарные работы.
Мойка подкапотного пространства поможет избежать проблем с электрикой, ведь грязь — вероятная причина утечек тока. А еще у чистого двигателя лучше тепловой режим. При мойке двигателя есть риск повреждения электрических компонентов, например стартера и генератора. Квалифицированные детейлеры закрывают их пленкой перед тем, как мыть двигатель. Нередко подкапотное пространство обрабатывают специальным диэлектрическим составом.
https://journal.tinkoff.ru/guide/detailing-in-details/