Из чего состоит вагон грузовой – Основные элементы вагонов
Все вагоны независимо от назначения и конструкции состоят из элементов (узлов), общих для вагонов любого типа.
Каждый вагон состоит из ходовых частей, рамы, кузова, ударно-тяговых приборов и тормозов.
Рис. кузов 1, ходовые части 4, ударно-тяговые устройства 2, тормозное оборудование 3
К ходовым частямотносятся тележки с колесными парами, буксами, подшипниками, рессорами или пружинами. Ходовые части должны обеспечивать движение вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью и наименьшим сопротивлением движению.
Тележка состоит из двух колесных пар, четырех букс 1, двух литых боковых рам 2, двух комплектов центрального рессорного подвешивания5 и 6, литой надрессорной балки 3 и тормозной рычажной передачи8, 9.
Рама вагонаявляется основанием кузова и состоит из жестко соединенных между собой продольных и поперечных балок. На раме крепятся кузов, ударно-тяговые приборы, части автоматического и ручного тормозов, а в пассажирских вагонах — и электрооборудование, узлы системы кондиционирования воздуха.
Кузов вагонапредназначен для размещения пассажиров или грузов. Кузов вагона крепится на раме или составляет с ней одно целое.
Кузовом вагона называется часть вагона, расположенная над рамой и служащая для размещения грузов или пассажиров. У крытых грузовых и пассажирских вагонов кузов состоит из боковых и торцевых стен, пола и крыши, у полувагонов — из боковых, торцевых стен или дверей и пола, а у платформ — из бортов и пола. У цистерн кузовом является цилиндрический резервуар, называемый котлом.
Ударно-тяговые устройстваслужат для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, а также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и смягчения ударов, возникающих при сцеплении или изменениях режима движения. На вагонах железных дорог России и стран СНГ в качестве ударно-тяговых приборов применяют автосцепное устройство. Его размещают в консольных частях рамы вагона.
Тормозное оборудование предназначено для уменьшения скорости движения или остановки поезда, а также удержания его на месте (тормоза предназначены для создания искусственного сопротивления движению поезда или отдельного вагона с целью регулирования скорости движения или остановки, а также для удержания на месте).
Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, а часть вагонов — дополнительно и ручными. Автоматические тормоза обычно приводятся в действие с локомотива, а в случае необходимости из вагона (стоп-краном). При разрыве состава тормоза срабатывают автоматически, без участия человека. Тормозное оборудование установлено частично на раме кузова и частично на тележках вагона.
Похожие статьи:
Рис. 2 – Тележка пассажирского вагона
Ходовые части (тележки) являются наиболее ответственными узлами, которые должны обеспечивать безопасность движения вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью хода (наименьшее динамическое воздействие на перевозимый груз и на элементы пути) и наименьшим сопротивлением движению. Тележки обеспечивают более свободное движение длинных вагонов по кривым участкам пути небольшого радиуса, необходимую плавность хода при уменьшении сопротивления движению.
Рессоры и пружины служат для смягчения толчков, воспринимаемых вагоном от неровностей пути и поверхностей катания колес. Совокупность всех рессор, пружин и других упругих элементов, связывающих колесные пары с рамой тележки или кузовом, называется рессорным подвешиванием.
Кузов вагона предназначен для размещения пассажиров или грузов. Конструкция кузова зависит от типа вагона. У крытых грузовых и пассажирских вагонов кузов состоит из боковых и торцовых стен, пола и крыши, у полувагонов – из боковых, торцовых стен или дверей и пола, а у платформ – из бортов и пола. У цистерн кузовом является цилиндрический резервуар, называемый котлом. У многих вагонов основанием кузова является рама, состоящая в основном из продольных и поперечных балок, жестко соединенных между собой.
Рама вагона состоит из жестко соединенных между собой продольных и поперечных балок. На раме крепятся кузов, ударно-тяговые приборы, части автоматического и ручного тормоза, а в пассажирских вагонах – и электрооборудование, узлы системы кондиционирования воздуха. Рамы отличаются одна от другой в зависимости от конструкции и назначения вагона, но все они должны быть достаточно прочными, способными воспринимать нагрузки от кузова, тяговые, ударные, тормозные усилия, давление ветра и другие нагрузки, возникающие при движении вагона. Рама кузова через пятники опирается на подпятники тележек, а у нетележечных вагонов – на упругие элементы рессорного подвешивания. Расстояние между центрами пятников называется базой вагона (у нетележечных вагонов это расстояние измеряется между осями крайних колесных пар).
Ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, для воспринятия, передачи и амортизации растягивающих (тяговых) и сжимающих усилий от локомотива и от одного вагона к другому. Современным ударно-тяговым прибором является автосцепное устройство, выполняющее все основные функции ударных (буфера) и тяговых (сцепки) приборов.
Тормоз предназначен для создания искусственного сопротивления движению поезда или отдельного вагона с целью регулирования скорости движения или остановки, а также для удержания на месте. Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, кроме этого, все пассажирские и часть грузовых вагонов – дополнительно и ручными. По способу управления автоматические тормоза разделяются на
пневматические и электропневматические. Автоматические тормоза обычно приводятся в действие с локомотива, а в случае срочной необходимости – из вагона. При обрыве поезда эти тормоза срабатывают автоматически, без участия людей. Работа тормоза заключается в том, что тормозные колодки плотно прижимаются к вращающимся колесам, силой трения препятствуют их вращению, вследствие чего уменьшается скорость движения состава.
Грузовой вагон
Изобретение относится к рельсовому транспорту. Грузовой вагон состоит из кузова, рамы, тележек с колесными парами и пневмотормозной системы. На боковине тележки установлен дополнительный пневмоцилиндр (11), в осевом канале штока (8) которого подвижно установлено подпружиненное сферическое тело качения, взаимодействующее в случае истощения тормоза с полусферическим углублением, выполненным на торцевой поверхности колеса (5). Изобретение исключает возможность самодвижения подвижного состава в случае истощения тормоза. 2 ил.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является разработка технических мероприятий, исключающих возможность самодвижения вагонов-самосвалов в случае истощения тормоза.
Поставленная цель достигается тем, что на торцевой поверхности по крайней мере одного из колес, обращенной в сторону буксы, выполнено углубление полусферической формы, взаимосвязанное, в случае истощения запасного резервуара, с подпруженным сферическим телом качения, установленным подвижно в осевом канале штока поршня дополнительного цилиндра, в надпоршневой полости которого установлена пружина сжатия, контактирующая с упомянутым поршнем, а подпоршневая его полость соединена трубопроводом с запасным резервуаром пневмотормозной системы грузового вагона.
На чертежах: на фиг.1 показан общий вид грузового вагона сбоку и на фиг.2 — укрупненная часть колеса колесной пары в зоне примыкания ее к боковине тележки.
Грузовой вагон состоит из кузова 1, взаимосвязанного с боковинами 2 тележек, в которых размещены буксы 3 с осями 4 и неподвижно на них закрепленными колесами 5. В одном из колес 5 с торцевой его стороны, примыкающей к буксе 3, выполнено углубление полусферической формы 6, взаимодействующее с сферическим телом качения 7, установленным в штоке 8 и подпружиненным относительно него пружиной сжатия 9. Шток 8 жестко присоединен к поршню 10, установленному в пневмоцилиндре 11 и подпружиненному относительно его пружиной сжатия 12. Грузовой вагон перемещается по рельсовому пути 13.
Работает грузовой вагон следующим образом. При длительной стоянке, на перегонах и станциях, или пунктах отстоя, одиночный вагон или вагоны находятся в составе грузового поезда, при отцепленном локомотиве, как известно, может произойти истощение тормоза и тогда возможно возникновение их самодвижения. Однако в данном случае этого не произойдет, так как отсутствие давления сжатого воздуха в подпоршневой части цилиндра 11 (см. фиг.2) позволит занять поршню 10 крайнее правое положение, за счет наличия пружины сжатия 12, и его шток 8 своим сферическим телом качения 7, находясь в углублении полусферической формы 6, исключит возможность углового поворота колеса 5. Такая фиксация колес 5 будет достаточно эффективна не только на ровных площадках рельсового пути 13, но и его руководящих уклонах, наибольше значение которых может наблюдаться на перегонах. Следует отметить, что описанное положение деталей устройства не всегда желательно, например, в случае роспуска и формирования грузовых поездов на сортированных горках, когда истощение тормоза вагона просто необходимо, чтобы тормозные колодки не имели контакта с колесами 5 (такая операция широко известна в технике и осуществляется на практике). Поэтому в штоке 8 предусмотрена установка пружины сжатия 9, жесткость которой подобрана такой, что при уклонах, превышающих руководящие, она не способна удержать сферическое тело качения 7 в углублении полусферической формы 6 и тогда под действием сил собственного веса вагона и крутящего момента, возникшего на его колесе 5, сферическое тело качения 7 переместится по стрелке А, упруго сформировав пружину сжатия 9, что обеспечит колесу 5 вращение, а следовательно, и перемещение грузового вагона вдоль уклона сортировочной горки. Более того колесо 5 грузового вагона, зафиксированное сферическим телом качения 7, может также получить вращение, если к вагону будет приложено усилие, создаваемое силой тяги, например маневровым локомотивом при преодолении подъема сортированной горки или движения указанных звеньев по горизонтальной площадке рельсового пути. В случае же когда грузовой вагон будет прицеплен к локомотиву и их главные тормозные магистрали будут связаны между собой, сжатый воздух поступит по стрелке В в подпоршневую полость цилиндра 11 и тогда его поршень 12 совместно со штоком 8 и сферическим телом качения 7 переместится влево по стрелке А, сжав при этом пружину сжатия 12, обеспечив тем самым свободное вращение колеса 5, а следовательно, и движение грузового вагона. Далее описанные режимы могут повторяться неоднократно.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными конструкциями грузовых вагонов очевидно, так как оно направлено на исключение самодвижения вагонов при истощении тормоза и забывчивости персонала укладывать под колеса подвижного состава башмаки.
Грузовой вагон, включающий кузов, раму и тележки, состоящие из боковин с буксами, осями и колесами, а также пневмотормозную систему, состоящую из тормозной магистрали, воздухораспределителя, запасного резервуара и тормозного цилиндра, отличающийся тем, что на торцевой поверхности, по крайней мере, одного из колес, обращенной в сторону буксы, выполнено углубление полусферической формы, взаимосвязанное, в случае истощения запасного резервуара, с подпружиненным сферическим телом качения, установленным подвижно в осевом канале штока поршня дополнительного цилиндра, в надпоршневой полости которого установлена пружина сжатия, контактирующая с упомянутым поршнем, а подпоршневая его полость соединена трубопроводом с запасным резервуаром пневмотормозной системы грузового вагона.
Устройство грузовых вагонов | Полезные статьи, советы
Сегодня практически каждая перевозка грузов происходит по железнодорожному полотну. Да, железнодорожный транспорт пользуется все большой популярностью. Но каково же устройство грузовых вагонов? Насколько оно сложное?
Все грузовые вагоны состоят из следующих частей: рама, ходовая часть, кузов, автосцепное и тормозное оборудование.
Рама. Представляет из себя объединяющую фундаментальную (базовую) часть вагона. Которая служит основанием для кузова. При этом опирается она на ходовые части тележки. И монтируется на автосцепное и тормозное оборудование. Обычно она состоит из продольных и поперечных балок.
Рамы бывают разные. Все зависит от назначения вагона, а так же его конструкции, насколько он должен быть прочным.
Ходовая часть. К ней относятся все устройства, которые позволяют обеспечить безопасное движение вагона по железнодорожному пути. При этом с минимальным сопротивлением и необходимой плавностью хода. Например, колесные пары грузовых вагонов относятся к ходовым частям и считаются одним из важных, ответственных элементов любого состава. Они предназначены для восприятия всех нагрузок, которые передаются от вагона, а так же для направления движения вагона по железнодорожной линии.
Колесные пары должны обладать достаточно высокой степенью прочности. Иметь немалую упругость для того, что бы снижать уровень шума и смягчать толчки, которые возникают при движении вагона. Следует отметить, что колесная пара, важная часть вагона. Так как именно она обеспечивает безопасное движение.
Кузов. Он представляет из себя конструкцию, которая предназначена для перевозки грузов. Бывает крытый кузов, он предназначен для перевозки зерновых и других сыпучих грузов, которые обычно нуждаются в защите от атмосферных осадков.
Следующий вид, это платформы. Обычно они используются для перевозки громоздких и длинных грузов. Например, строительные материалы, лесоматериалы.
И другой распространенный вид кузова, это цистерны. В них обычно перевозят газообразные и жидкие вещества, такие как бензин, нефть, кислоты.
Автосцепное оборудование. Оно обеспечивает сцепку вагонов между собой, а так же с локомотивом.
Тормозное оборудование. Оно выполняет функцию регулировки скорости движения поезда и его остановки в заданном месте.
Теперь, перед тем как отправить груз или товар, вы будете иметь представление о том, из чего состоят грузовые вагоны.
Похожие статьи:
Основные части вагона ~ Вагонник
- кузова 1,
- ходовых частей 4,
- ударно-тяговых устройств 2,
- тормозного оборудования 3 .
Кузов пассажирского вагона состоит из рамы, боковых и торцовых стен, пола, крыши, дверей, окон и соответствующего внутреннего оборудования (систем электрооборудования, отопления, вентиляции, освещения, водоснабжения, диванов для лежания или сидения, багажных полок и др.).Кузова грузовых вагонов открытого типа имеют раму с настилом пола, боковые и торцовые стены или борта, а закрытого типа — дополнительно еще крышу. У цистерн безрамной конструкции кузовом является котел, рамной конструкции — рама с котлом. Кузова пассажирских, изотермических и некоторых специальных грузовых вагонов имеют теплоизоляцию для поддержания необходимого температурного режима Особенностью вагонов-хопперов является кузов, имеющий наклонные торцовые стены для выгрузки груза самотеком и разгрузочные бункера в нижней части. Вагоны думпкары имеют кузов, наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова.
Ходовые части служат опорой кузова и направляют движение вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью хода. К ходовым частям относятся тележки , состоящие из колесных пар, букс, рессорного подвешивания, рам, надрессорных балок и др.
Ударно-тяговые устройства служат для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, а также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и смягчения ударов, возникающих при сцеплении или изменениях режима движения. На вагонах железных дорог России и стран СНГ в качестве ударно-тяговых приборов применяют автосцепное устройство. Его размещают в консольных частях рамы вагона.
Тормозное оборудование предназначено для уменьшения скорости движения или остановки поезда, а также удержания его на месте. Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, а часть вагонов — дополнительно и ручными. Автоматические тормоза обычно приводятся в действие с локомотива, а в случае необходимости из вагона (стоп-краном). При разрыве состава тормоза срабатывают автоматически, без участия человека. Тормозное оборудование установлено частично на раме кузова и частично на тележках вагона.
1. Основные части вагонов и их назначение
КОНСТРУИРОВАНИЕ, РАСЧЕТ, ДИНАМИКА И НАГРУЖЕННОСТЬ ВАГОНОВ.
Вагон состоит из кузова, ходовых частей, ударно-тяговых приборов, тормозного оборудования. Ходовые части служат опорой кузова для направления движения Ударно-тяговое — для сцепления вагонов, для передачи силы тяги, смягчения ударов. Тормоз – для меньшей скорости удержания на месте.
2. Технико-экономические параметры вагонов
Абсолютные – грузоподъемность, тара, объем, число осей, линейные размеры
Относительные — удельный объем, осевая, погонная нагрузка, статическая загрузка вагона, средняя динамическая нагрузка, коэф. тары вагона.
3. Габариты вагонов. Вписывание вагонов в габариты
Габаритом подвижного состава железных дорог называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути в-н, как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новый подвижной состав, но и подвижной состав, имеющий максимальные нормируемые допуски и износы, за исключением бокового наклонения на рельсах.
По ГОСТ 8 габаритов: Тц, Тпр, Т, 1 – Т, 0 – Т, 01 – Т, 02, 03 – Т.
Вписывание вагонов в габариты — проверка габаритности, т. е. уточнение линейных размеров проектируемых вагонов.
4. Нагрузки, действующие на вагон
Вертикальная статистическая нагрузка, верт. динамическая нагрузка. Боковые нагрузки: центробежные силы, ветровая нагрузка, силы возник. при движении от взаимодействия колеса и рельса. Продольные нагрузки, прим. в зависим. от расчетных режимов (растяжение, сжатие, удар).
5. Тележки грузовых вагонов
Служат опорой кузова и для направления движения. Грузовая тележка мод 18-100 сост. из 2 боковых рам, надрессорной балки, 2 комплекта пружин, рычажная передача. 18-100М.
Тележки 18 – 578 основные нагрузки 23,5 тонн, тележка 18 – 194
— упруго катковые скользуны
— подшипники кассетного тип
— адаптер осевая нагрузка 25т/ось
Грузовые тележки модели 18 – 100 – 2 – х осная подкатывается под грузовые вагоны. Тележка КВЗ – И2 предназначена для рефрижераторных вагонов, эксплуатирующихся поездах со скоростями до 120км/ч. (Центральное подвешивание люлечное, из 2 эллиптических рессор Галахова, буксовое – шпинтонное). Тележка 18 – 115 для грузовых вагонов, эксплуатируемых со скоростью до 140км/ч улучшенные ходовые качества, опирание кузова на подпятник и скользуны тележки, повышенная гибкость рессорного комплекта. Трехосные тележки типа УВЗ – 9м (модель 18 – 102) в которой четыре литые боковые рамы своими крайними концами опираются непосредственно на роликовые буксы, а средними через балансиры. Четырехосные тележки модели 18 – 101 применяются в большегрузных восьмиосных полувагонах и цистернах, а также транспортерах. Они состоят из двух типовых двухосных тележек, объединенных соединительной балкой.
6. Тележки пассажирских вагонов
Служат опорой кузова и для направления движения, для плавности хода. Мод. КВЗЦНИИ оборудована усиленными люлечными подвесками, удвоенным числом гидравлических гасителей колебаний. Пассажирская тележка типа КВЗ – ЦНИИ (для ТВЗ – ЦНИИ II типа не более 7,2 т более мощной рамой, имеющей концевые поперечные балки. Она оборудована усиленными люлечными подвесками, удвоенным числом гидравлических гасителей колебаний, пружинами, имеющими большой диаметр прутков и др.), конструкционная скорость движения 160 км/ч. имеет двойное рессорное подвешивание: центральное и надбуксовое. Четная/нечетная – привод генератора. Дисковые и магнито-рельсовые тормоза.
Основные части вагона ~ Вагонник
Независимо от назначения и типа все вагоны состоят из четырех основных элементов (узлов):
- кузова 1,
- ходовых частей 4,
- ударно-тяговых устройств 2,
- тормозного оборудования 3 .
Кузов вагона предназначен для размещения пассажиров или грузов. Конструкция кузова зависит от типа вагона. Все кузова имеют устройства, необходимые для обеспечения сохранности перевозимого груза или комфорта пассажиров. У большинства нагонов основанием кузова является рама.
Кузов пассажирского вагона состоит из рамы, боковых и торцовых стен, пола, крыши, дверей, окон и соответствующего внутреннего оборудования (систем электрооборудования, отопления, вентиляции, освещения, водоснабжения, диванов для лежания или сидения, багажных полок и др.). Кузова грузовых вагонов открытого типа имеют раму с настилом пола, боковые и торцовые стены или борта, а закрытого типа — дополнительно еще крышу. У цистерн безрамной конструкции кузовом является котел, рамной конструкции — рама с котлом. Кузова пассажирских, изотермических и некоторых специальных грузовых вагонов имеют теплоизоляцию для поддержания необходимого температурного режима Особенностью вагонов-хопперов является кузов, имеющий наклонные торцовые стены для выгрузки груза самотеком и разгрузочные бункера в нижней части. Вагоны думпкары имеют кузов, наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова.
Ходовые части служат опорой кузова и направляют движение вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью хода. К ходовым частям относятся тележки , состоящие из колесных пар, букс, рессорного подвешивания, рам, надрессорных балок и др. Ударно-тяговые устройства служат для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, а также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и смягчения ударов, возникающих при сцеплении или изменениях режима движения. На вагонах железных дорог России и стран СНГ в качестве ударно-тяговых приборов применяют автосцепное устройство. Его размещают в консольных частях рамы вагона. Тормозное оборудование предназначено для уменьшения скорости движения или остановки поезда, а также удержания его на месте. Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, а часть вагонов — дополнительно и ручными. Автоматические тормоза обычно приводятся в действие с локомотива, а в случае необходимости из вагона (стоп-краном). При разрыве состава тормоза срабатывают автоматически, без участия человека. Тормозное оборудование установлено частично на раме кузова и частично на тележках вагона.
https://90zavod.ru/raznoe/iz-chego-sostoit-vagon-gruzovoj-osnovnye-elementy-vagonov.html