Skip to content
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь

likeauto.ru

Автомобильный портал

  • Безопасность
  • Двигатель
    • Бензиновый двигатель
    • Дизельный двигатель
    • Клапана
    • Масло в двигатель
  • Законодательство
  • Кузов авто
  • Новости
  • Обзоры авто
  • Ремонт авто
  • Страхование
  • Топливная система
    • Гбо
  • Тормозная система
  • Трансмиссия
    • Акпп
    • Вариатор
    • Мкпп
    • Сцепление
  • Ходовая часть
    • Подвеска авто
    • Шины и диски
  • Электрика
    • Электроника
  • Toggle search form
Дымосос для котла: виды и особенности устройства, как сделать своими руками
Posted on 16 ноября 2023 By likeauto_admin Комментариев к записи Дымосос для котла: виды и особенности устройства, как сделать своими руками нет

Содержание

Toggle
  • Дымосос для котла: виды и особенности устройства, как сделать своими руками
  • Назначение дымососного устройства
  • Конструкция и принцип действия
  • Технические характеристики и расчет параметров
    • Как оценить или рассчитать требуемые параметры дымососа
  • Разновидности
    • Усилители естественной тяги
    • Проточные дымососы для котлов
    • Центробежные канальные дымососы для твердотопливных котлов
  • Плюсы и минусы
  • Особенности выбора

Дымосос для котла: виды и особенности устройства, как сделать своими руками

Работа котельной топки на твердом топливе во многом зависит от эффективности дымовой трубы. Подобрать нужное сечение дымохода в соответствии с объемом сжигаемых дров или угля сложно. Проще поставить дымосос для котла. Подобное устройство несложно сделать своими руками или купить.

Назначение дымососного устройства

В двух словах установка дымососа – простейший способ повысить тепловую мощность топки за счет увеличения скорости потока и объема дымовых газов, выталкиваемых через трубу.

Удалить элемент: Дымосос для котла Дымосос для котла

  • увеличивается количество свежего воздуха, поступающего в топку котла;
  • топливо сгорает более интенсивно – выделяется больше тепла;
  • сжигать можно низкокачественное топливо, например, мазут, дрова или брикеты с высокой влажностью, замерзший уголь с остатками льда или снега.

Из-за принудительного выдувания горячих газов в трубу КПД котла сильно снижается, поэтому к использованию дымососа прибегают лишь в тех случаях, когда этого требуют обстоятельства. Например, при розжиге котла, или если нужно срочно прогреть помещение дачного домика.

В эпоху паровозов в топках использовали прямоточный дымосос для твердотопливного котла, благодаря которому мощность парового двигателя кратковременно на подъемах увеличивалась почти на 20-30%. Для того чтобы резко повысить температуру воды в котле, часть раскаленного пара под давлением «выстреливали» в дымовую трубу, тем самым разгоняя дымовые газы и искусственно повышая тягу в дымоходе. Эффект был настолько силен, что приравнивался к двукратной прибавке горящего угля в топке.

Конструкция и принцип действия

Об устройстве дымососа можно судить уже по его названию. Аппарат работает на вытяжку дымовых газов (отсюда и дымосос) из нижней секции дымохода, выбрасывая их вверх по каналу. Тем самым над топочной камерой котла создается разрежение или зона пониженного давления, в топку подсасывается свежий воздух.

Конструкция и принцип действия

Если дрова или уголь сырые, то топливо быстро освобождается от влаги и горит более устойчиво. Правильно подобранный дымосос стабилизирует фронт горения любого топлива, поэтому глубина прогорания довольно высокая – недогарков в топке котла остается меньше.

Конструкция стандартного аппарата состоит из пяти частей:

  • крыльчатка или лопастное центробежное колесо (из жаростойкой нержавейки);
  • привод. Чаще это электрический двигатель с пультом управления и регулятором скорости вращения крыльчатки. Кроме него может использоваться лопастной привод, работающий от энергии ветра;
  • корпус. В зависимости от конструкции, может быть выполнен в форме короба, «гриба», улитки;
  • опорная плита используется, если в конструкции не предусмотрен корпус. Применяется для сборки деталей дымососа и крепления аппарата на дымовой трубе котла.

Двигатель соединяют с крыльчаткой или центробежным колесом промежуточным валом на подшипнике с компенсирующей муфтой. Такая схема позволяет разгрузить ротор и блокировать тепло от нагрева вращающихся лопастей дымососа.

У брендовых моделей дымососов имеется теплоизоляция и шумоизоляция, датчик перегрева, отключающий двигатель при высокой температуре дымовых газов в котле. В самых «продвинутых» моделях используется электронное управление дымососом котла. Обороты вращения крыльчатки подстраиваются блоком управления под выбранный режим горения топлива.

Технические характеристики и расчет параметров

На рынке теплотехники можно найти много моделей дымососов различного исполнения, с разной конфигурацией корпуса и дымового канала. Для рядового потребителя интерес представляют агрегаты, разработанные для бытовых котлов отопления.

Такие конструкции отличаются от промышленных и полупромышленных моделей несколькими характеристиками:

  • диаметр канала дымохода, на который планируется установка дымососа-вентилятора, – 140-200 мм;
  • дополнительная прокачка топочных газов через улитку – 150-300 м 3 /ч;
  • вес аппарата не превышает 5-6 кг.

Для установки дымососа на дымоходную трубу не требуются дополнительные приспособления или кронштейны. Достаточно купить термостойкий герметик, пару хомутов и запастись угловой шлифмашинкой с отрезным кругом по металлу.

Диаметр дымохода 140-180 мм
Производительность по топочным газам 235 м 3 /ч
Потребляемая мощность 32 Вт
Масса 4,5 кг
Материал Сталь, нержавейка
Возможность регулировки производительности 10-100%
Рабочая температура газов 250 ℃
Напряжение питания 230 В

Как оценить или рассчитать требуемые параметры дымососа

Для выбора конкретной модели, помимо диаметра трубы, нужны будут две базовые характеристики. Это температура топочных газов и производительность по объему.

У разных котлоагрегатов температуры продуктов горения на выходе из топки сильно отличаются. У газового котла на выходе всего 120-130 ℃, у дровяной топки на березовых дровах может достигать 250 ℃. Самая высокая температура дымовых газов у угольного котла. При работе на брикетах или антраците – до 300 ℃. Кроме того, продукты сгорания угля дают большое содержание двуокиси серы, а значит, выбирать нужно дымосос с корпусом и крыльчаткой из коррозионностойкой стали.

Далее необходимо определить производительность дымососа по дымовым газам, опираясь на расход топлива котла. Если же нет достоверных данных о том, сколько сжигается топлива в кг/ч, то нужно будет пересчитать тепловую мощность котла в расход топлива.

Как оценить или рассчитать требуемые параметры дымососа

Например, при расчетной мощности 18 кВт/ч (берем из паспорта) котел должен потреблять уголь в количестве не менее 3-3,5 кг/ч. Для сжигания 1 кг угольного топлива низкой зольности потребуется не менее 9 м 3 воздуха, для сухих дров – 5 м 3 . В итоге получается, что при сгорании 1 кг угля выделяется около 10 м 3 дымовых газов, от 3,5 кг – 30-35 м 3 . С учетом КПД топки объем горячих продуктов горения составит не менее 40 м 3 .

Расход через дымосос должен быть как минимум вдвое больше, поэтому окончательная теоретическая производительность аппарата должна быть на уровне 80 м 3 /ч.

Выполненный расчет является теоретическим, так как объем продуктов горения зависит от устройства топки, режима работы и качества топлива.

Разновидности

Помимо выбора характеристик дымососа, необходимо выбрать конструкцию. Аппараты отличаются по способу крепления, схеме отбора и нагнетания дымовых газов в трубу.

Для некоторых моделей требуется установка полноценного дымохода, но также существуют разновидности накладных дымососов, обеспечивающих работу котла без вытяжной трубы. Как правило, это закрытые топки на газу или дровах, работающие с вентиляторной подачей воздуха и удалением продуктов сгорания через коаксиальный патрубок в стене помещения.

Усилители естественной тяги

Для того чтобы улучшить работу дымохода, не обязательно врезать вентилятор в трубу-сэндвич или замуровывать в кирпичную кладку. Существуют варианты усилителей тяги, которые устанавливаются на срезе трубы. Некоторые модели имеют необычный вид, но при правильной установке способны обеспечить прирост естественной тяги на 10-15%, при условии наличия ветерка не менее 3-4 м/с.

Усилители естественной тяги

Конструкция состоит из двух оболочек, сформированных из тонких лопаток-лопастей. Одна из них наружная, имеет вид приплюснутой сферы, вторая – изготовлена в виде лопаточного колеса, находится внутри усилителя тяги. Обе оболочки жестко скреплены между собой и установлены на ось вращения. Если устройство обдувается хотя бы небольшим ветерком, то внутри «купола» область разреженного давления, благодаря чему тяга в дымоходе заметно повышается.

Более простые конструкции работают по принципу трубки Вентури. Обтекающий насадку поток воздуха также понижает давление над срезом трубы, что улучшает тягу и в конечном итоге работу топки котла.

В усилителях нет двигателя, поэтому конструкция получилась надежной, всепогодной и не требующей обслуживания. За исключением сильных морозов, когда на внешней поверхности намерзает лед от теплого водяного пара. Недостатками считается низкий КПД и неравномерность увеличения тяги.

Усилители естественной тяги

При желании насадку можно заменить вентилятором-дымососом с коаксиальным входом. Основу аппарата также составляет центробежное колесо с электродвигателем. Направление входа в крыльчатку совпадает с осью вращения рабочего колеса дымососа. Выброс продуктов горения осуществляется по периметру крыльчатки.

Такой аппарат устанавливается на срез трубы котла, туда же нужно подвести электрический кабель с питанием 220 В. Такая схема обладает одним недостатком – для обслуживания или ремонта дымососа котла нужно подниматься на крышу. В остальном это практически идеальный вариант:

  • шум от работы дымососа не слышен внутри дома;
  • вибрации не доходят до котла;
  • крыльчатка работает с относительно холодными дымовыми газами.

Срок службы дымососа, даже при полной загрузке котла, зависит от качества гидроизоляции двигателя, защищающего мотор от влаги, конденсата и солнечного ультрафиолета.

Проточные дымососы для котлов

Конструктивно представляют собой двигатель с крыльчаткой, установленной внутри улиткой из нержавеющей стали. Монтируется на дымоходную трубу котла, поэтому размер лопастей вентилятора маленький. Можно врезать как на горизонтальные, так и вертикальные участки стального сэндвича.

Проточные дымососы для котлов

Преимущества прямоточного дымохода:

  • простая установка на дымоход котла;
  • легко снять для ремонта и обслуживания.

Дымососы прямоточной схемы традиционно применяются на котлах небольшой мощности или для розжига чугунных квартирных каминов.

Центробежные канальные дымососы для твердотопливных котлов

Особый класс устройств, рассчитанных на работу в экстремальных условиях, при температуре 250-300 ℃, высоком содержании в дымовых газах смолистых веществ, абразивной пыли и диоксида серы.

Конструкция дымососа представляет собой корпус из коррозионностойкой стали, на одной из стенок которого смонтирован электродвигатель с центробежным колесом-крыльчаткой.

Центробежные канальные дымососы для твердотопливных котлов

На противоположных гранях приварены патрубки, с помощью которых устройство монтируется в разрез между выходом из котла и стальной трубой дымохода.

Центробежные канальные дымососы для твердотопливных котлов

Благодаря небольшому смещению плоскости вращения относительно оси патрубка сечение внутреннего прохода не перекрывается, соответственно не создается препятствий для движения потока газов, нет условий для накопления пыли и сажи.

Для твердотопливных котлов также используются инжекционные накладные дымососы.

Центробежные канальные дымососы для твердотопливных котлов

В них установлен центробежный вентилятор, но в отличие от прямоточной схемы, линия движения дымовых газов получается ломаной. Используется для котлов, работающих на дровах, пеллетах или торфяных брикетах.

Центробежные канальные дымососы для твердотопливных котлов

Плюсы и минусы

Дымосос незаменим, если требуется быстро разжечь котел, или приходится растапливать отсыревшими дровами. Пока дымоходная труба не прогреется, нормальной тяги не будет, а значит, дым и гарь от дров будут выбрасываться из топки котла внутрь помещения. При включенном дымососе можно выставить небольшой постоянный поток воздуха. Через 15-20 мин щепа разгорится, и можно загружать твердое топливо.

Вторым по важности преимуществом совместной работы дымососа и котла является возможность регулировать уровень тяги. В результате топливо прогорает равномерно, без пережога, а значит, есть возможность планировать загрузку котла и подбирать комфортный уровень прогрева.

Из отрицательных сторон установки дымососа на котле можно отметить:

  • наличие шума и вибраций, передающихся по стальным стенкам дымохода;
  • необходимость точно регулировать обороты крыльчатки. В противном случае снижается КПД, и часть тепла безвозвратно теряется с дымовыми газами.

Кроме того, если котел работает на угле или некондиционных дровах, то лопасти нужно будет периодически чистить от сажи и смолы. Иначе просвет будет уменьшаться, грязь забьет зазоры, и лопасти вентилятора может заклинить.

Особенности выбора

Для небольших чугунных котлов, особенно финских, лучше приобретать центробежные канальные модели. Диаметр трубы 100-120 мм, просвет практически не перекрывается. Дымосос нужен для того, чтобы разжечь топку, после чего аппарат можно отключить. Для больших чугунных котлов его лучше не использовать.

Для котлов средней мощности с кирпичным дымоходом можно поставить центробежный накладной аппарат прямо на корпус. Если топка работает на угле, то в конструкции должен стоять датчик температуры. В противном случае придется периодически выключать двигатель, чтобы сделать работу котла более экономичной и не допустить прогара свода.

Осевой канальный дымосос подойдет квартирных чугунных каминов, работающих на брикетах. Наличие принудительного, регулируемого подсоса воздуха поможет быстро разжечь камин и не дает улетучиваться теплу при слишком сильной тяге.

https://otoplenie-expert.com/dymohody/dymosos-dlya-kotla.html

Ходовая часть

Навигация по записям

Previous Post: Шланг для смесителя на кухне: какие лучше размеры и длина для гибкой модели
Next Post: Диагностика дизельных двигателей

Related Posts

Сколько стоит перебрать ходовую на ваз 2107 Ходовая часть
Ремонт ходовой части автомобиля ВАЗ 2110: основные этапы и технические аспекты Ходовая часть
Технология ТО и ремонта ходовой части автомобиляпрезентация к уроку на тему Ходовая часть
Особенности использования трактора Т-150 в сельском хозяйстве Ходовая часть
МЗКТ-65151: технические характеристики Ходовая часть
Ходовая часть автомобилей и тракторов Ходовая часть

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • «Сервис корпоративных парков – 2025»: о чем рассказали эксперты?
  • Дилер раскрыл перспективы новой версии кроссовера Aito Seres M7
  • Lixiang объявил новые условия импорта автомобилей в РФ и их официальные цены
  • Минпромторг расширил условия программы «Семейный автомобиль»
  • Нормальная рабочая температура двигателя автомобиля

Информация для правообладателей

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам через форму обратной связи.

Облако тегов

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • Ремонт авто
  • Новости
  • Шины и диски
  • Клапана
  • Акпп
  • Ходовая часть
  • Страхование
  • Вариатор
  • Подвеска авто
  • Бензиновый двигатель
  • Тормозная система
  • Дизельный двигатель
  • Кузов авто
  • Трансмиссия
  • Масло в двигатель
  • Электрика
  • Топливная система
  • Законодательство
  • Гбо
  • Электроника
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
« Апр    

Copyright © 2025 likeauto.ru.

Powered by PressBook Media WordPress theme