Диагностика подвески автомобиля на вибростенде: принцип работы
Неполадки подвески автомобиля могут обернуться самыми серьезными последствиями. Например, при вхождении в крутой поворот машину занесет, в результате случится авария, в которой и водитель, и пассажиры получат серьезные травмы. Раньше проверку автомобильной подвески проводили вручную. Для этого нужно было поставить машину на ровную поверхность и раскачать. Но сегодня существует диагностика подвески автомобиля на вибростенде. Это специальное устройство, созданное для проверки исправности ходовой части машины.
Что такое вибростенд
Подвеска автомобиля — это целый комплекс различных элементов, агрегатов и узлов. Следить за ее состоянием нужно всегда: от ее исправности зависят не только ходовые характеристики машины, но и безопасность во время езды.
Вибростенд, на котором тестируют подвеску, выглядит как раскачивающаяся платформа, оборудованная датчиками, соединенными с компьютером. Система проверки фиксирует и анализирует данные о недостатках, полученные в процессе раскачки вибростенда, и сравнивает их с нормативами.
Для каждой модели автомобиля существуют свои стандартные показатели, поэтому важно, чтобы оператор ввел нужные настройки перед началом диагностики на вибростенде. Такое тестирование дает возможность получить точную информацию о функционировании ходовой части. Но в данном способе диагностики подвески автомобиля на вибростенде есть один минус: проверять этим методом можно только современные машины, в которых есть электронная система управления. Для транспортных средств классической модификации подобная процедура не имеет смысла.
Предназначение вибростенда — создавать колебания с нужной частотой, схожие с теми, которые испытывает автомобиль в процессе езды. Колебания происходят за счет электродинамических или гидравлических вибраторов.
Колеса установленного на платформу автомобиля, включенного на нейтральную передачу, во время диагностики будут вращаться от движения валов вибростенда. Таким образом, создаются не только колебания, но и имитация обычного движения машины. Помимо этого, происходит имитация боковых кренов.
После заезда автомобиля на вибростенд для диагностики подвески начнется раскачка. С помощью этих манипуляций создаются условия, максимально близкие к реальному движению по дороге.
Диапазон производимых вибраций: от 0 до 25Гц. В процессе диагностики на вибростенде постоянно происходит определение динамического веса каждого из четырех колес (для сравнения меньшего показателя со стандартом). Меньшее значение статического или динамического веса говорит о полной исправности подвески.
Некоторые водители получают негативные впечатления от диагностики подвески автомобиля на вибростенде. Компьютерное тестирование ходовой части многие автомеханики отвергают и проверяют ее старым методом: раскачивая машину вручную. С чем связано недоверие к автоматической диагностике подвески? Проблема заключается в следующем: на результаты теста могут повлиять самые различные внешние факторы, если их не учесть, то итоги проведенных работ окажутся далекими от реальности.
Например, неправильная установка передачи. Во время диагностики на вибростенде коробка передач автомобиля должна быть на нейтральном режиме. Важно, чтобы узлы ходовой части машины были в исправном состоянии, иначе сравнительная информация будет неточной.
Часто результаты диагностики автомобиля на вибростенде оказываются недостоверными из-за перекачанных шин.
Читайте также!
И, наконец, самая распространенная причина неточной информации тестирования автомобиля этим способом — ошибочные настройки программы. Оператор указал не ту модель машины и сравнил полученные данные со стандартами для совершенно другой марки.
Поэтому доверять автомобиль для диагностики на вибростенде нужно только опытным специалистам, которые не забудут учесть все факторы, влияющие на итоги тестирования.
Что проверяют во время диагностики на вибростенде
Проверка ходовой части машины не заканчивается на диагностике подвески на вибростенде. Происходит еще тестирование дисков, шин, подшипников, рычагов, тормозных колодок.
- Шины и диски. Механик в обязательном порядке проводит осмотр состояния колес автомобиля: износ резины должен быть равномерным. Перекошенные следы износа свидетельствуют о неправильном развал-схождении. Шины должны быть нормально накачаны, а на дисках должны отсутствовать механические повреждения. Если на резине и дисках имеются трещины, «шишки», вмятые места, то их необходимо менять, а не восстанавливать. Если в шинах низкое давление, то необходимо их накачать и проверить на возможные проколы.
- Ступичные подшипники. Ступичные подшипники закрепляют колеса на поворотном кулаке. Они быстро приходят в непригодность из-за внушительной постоянной нагрузки. Диагностику этих деталей проводят вручную. Для этого поднимают машину с помощью домкрата и раскачивают колесо, держась за него сверху и снизу. Если при движении есть люфт, значит, ступичный подшипник изношен.
- Тормозная система. Диагностика предполагает проверку всех элементов: трубок, шлангов, дисков, колодок, барабанов и уровня жидкости. Если есть подтеки, то нужно найти причину и устранить этот недостаток. При диагностике колодок и дисков важно оценить их износ. Если эти детали пришли в негодность, то их заменяют. Если ресурс не выработан, мастер называют дату замены. О поломке тормозов свидетельствуют посторонние шумы и скрипы при езде, проваливание тормозной педали, увеличение пути торможения, утечка тормозной жидкости. Следить за этим нужно очень внимательно, в случае неисправности проводить своевременную диагностику и ремонт.
- Рычаги и сайлентблоки. Сайлентблоки — шарниры, соединяющие детали подвески друг с другом. За счет полиуретановых или резиновых вставок они снижают колебания, возникающие в рычагах. Сайлентблоки есть и в задней, и в передней части ходовой. Рычаги и сайлентблоки рассчитаны на пробег в 100 000 км, но на этот показатель влияет качество дорог. При эксплуатации на бездорожье сменить эти детали нужно будет через 50 000 км. Проверяют состояние данных частей ходовой визуально. На резиновых деталях не должно быть потертостей, дыр, трещин или повреждений. Неправильный развал-схождение свидетельствует о выходе их из строя.
- ШРУС. ШРУС — это сокращение от «шарнир равных угловых скоростей». Он передает крутящий момент под углом поворота, необходим для обеспечения лучшей проходимости и управляемости машины. ШРУС имеет долгий срок службы благодаря специальному защитному «пыльнику». Но проверять его исправность все-таки необходимо: механические повреждения могут вывести деталь из строя. Механизм начинает заедать после попадания пыли.
- Амортизаторы и пружины. Пружины и амортизаторы предназначены для гашения ударов и вибраций от соприкосновения с дорогой. Их задача — обеспечивать комфорт пассажиров и водителя во время движения автомобиля. На других видах подвески задачу пружин и амортизаторов выполняют рессоры и баллоны с воздухом. При диагностике эти части осматривает мастер. Если при имеющихся повреждениях утечки амортизационной жидкости механик фиксирует пробоину амортизатора, ремонт данной детали бессмыслен: требуется его замена.
Когда нужна диагностика подвески автомобиля на вибростенде
Тестирование подвески на вибростенде имитирует движения авто по дорогам с ямами и выбоинами. В процессе диагностики проверяют, как машина реагирует на внешние условия. Компьютерная программа сравнивает полученные данные с нормативами и дает отчет об отклонениях. У каждой модели автомобиля есть свои стандарты, поэтому важно выставить точные настройки перед началом теста.
Автомобиль устанавливают на вибростенд, после чего начинаются вибрации, которые постепенно нарастают, а программа тем временем проводит считку данных. Диагностику передней и задней части подвески проводят по очереди.
Читайте также!
В процессе тестирования необходимо проверить все детали подвески:
- Шаровые опоры.
- Рычаги.
- Пружины.
- Сайлентблоки.
- Амортизаторы.
Если предстоит долгая дорога, например, на море, важно пройти диагностику подвески автомобиля на вибростенде. Рекомендуют проводить такое тестирование перед каждой сменой сезонов. Если при работе авто наблюдаются посторонние шумы, скрипы, машину стало заносить при поворотах, тоже нужно сделать диагностику подвески на вибростенде. Тестирование ходовой части важно проводить и тем, кто постоянно ездит по бездорожью.
Как понять, что амортизаторы или пружины вышли из строя? По каким признакам видно, что детали выработали свой ресурс и нуждаются в замене? Невзирая на легкость данного вопроса, многие водители полагаются только на помощь механиков.
- Длинный тормозной путь. Регулярное срабатывание систем ESP и ABS — сигнал о неисправности подвески, на который нужно обратить внимание. Если ваше авто после лишних клевков или раскачки выдает подобное, знайте, это звоночек о снижении эффективности торможения и других действий управления водителя. Это прямая угроза безопасности и даже жизни. Многие тесты показывают, что увеличение пути торможения — это следствие изношенности амортизаторов. При быстром торможении, даже на ровной дороге, незагруженные задние колеса выполняют сложные танцевальные движения. Из-за этого происходит потеря контакта и снижение тормозного усилия.
- Плохая устойчивость. Недостаточный контакт с дорогой — проблема не только при торможении. Из-за плохого отзыва амортизатора автомобиль в некоторых случаях опирается не на все колеса, поэтому происходит снижение безопасности при осуществлении маневров. Присутствие резких рывков при скольжении передних или задних колес говорит о необходимости диагностики не только шин и подвески, но амортизаторов.
- Клевки кузова. Каждый из нас знает о неприятных чувствах при качке: ухудшение состояния, снижение бдительности и внимания. При неисправных амортизаторах подвески динамическое распределение массы машины провоцирует крены кузова при наборе скорости и торможении с передней части на заднюю, а при повороте — перевалы автомобиля с одного бока на другой. Ясно, что клевки кузова не только мешают безопасности движения, делая машину неповоротливой и валкой, но и причиняют вред самой конструкции. Вместе с износом деталей раскачка повреждает кузов, образуются вмятины и пробои из-за контакта с дорожными ямами и искусственными неровностями.
- Стук в работе подвески. Если при движении по неровному покрытию слышен стук подвески, ничего хорошего это не предвещает. Как минимум, это грозит быстрым изнашиванием других рабочих деталей, а как максимум — говорит о серьезной неисправности подвески, что может привести к ДТП. Уровень комфорта резко снижается, что тоже является серьезной опасностью.
- Уменьшение просвета дороги. Если вы не являетесь поклонников модного тренда «занижения» машин, а кузов вашего автомобиля прильнул к дороге, скорее всего, произошел износ пружин подвески. Коррозия и «усталость» металла приводят к тому, что пружины проседают, а витки ломаются. Как правило, излом случается как раз в процессе езды. Это может привести к нарушению траектории движения и снизить безопасность. Просевшие пружины снижают ход подвески на сжатие, а также нагружают прочие детали ходовой и расшатывают места соединения интерьера и кузова.
- Разный износ шин. Неисправная подвеска может стать причиной плавающих углов установки колес из-за проседания пружин или зазоров в стойках McPherson. Это увеличит расходы на ремонт машины.
- Чрезмерная жесткость и пробоины. Частые пробои при функционировании подвески и внезапно появившаяся непробиваемость — явления ненормальные. Это тоже может говорить о неисправности амортизаторов. Данные признаки сильно вредят и изнашивают сопутствующие детали ходовой части, а иногда и корпуса, который получает лишние удары. Правильный контакт колес и дороги нарушается, снижается комфортность езды. Чрезмерная жесткость — тоже явный признак неисправности амортизатора. Начинается заклинивание деталей клапанов, что приводит к высокому сопротивлению прохода жидкости. Это напоминает жесткую подвеску, как на спортивном автомобиле.
Самостоятельная диагностика ходовой части
Проводить диагностику подвески автомобиля на вибростенде или вручную необходимо через 20 000–25 000 км пробега. Это может зависеть от манеры вождения. Если вы осторожно ездите, то промежуток в диагностике можно увеличить до 30 000 км. При движении по бездорожью тестировать автомобиль нужно после 15 000 км пробега. Даже если вы не слышите посторонних шумов и не замечаете неполадок, провести диагностику ходовой автомобиля на вибростенде будет не лишним.
Также проверить ходовую необходимо после попадания машины в яму на приличной скорости. Проведите визуальный осмотр сразу после инцидента. Кочки и выбоины могут нанести вред колесам или дискам, сделать «шишки» на покрышках. Первое, что нужно сделать, — проверить стойки. Для этого раскачайте кузов, надавите руками на капот и оцените отзыв амортизаторов.
Чтобы провести самостоятельную диагностику ходовой части, необходим один инструмент — монтировка для проверки рычагов. Загоните автомобиль на яму для осмотра или эстакаду. Для тестирования колес и тормозов снимите диски и приготовьте компрессор для измерения давления в шинах.
- Проведите осмотр пружинных опор на наличие механических повреждений.
- Проверьте амортизаторы на утечку жидкости и баллоны пневмоподвески.
- Оцените состояние «пыльников» ШРУСа, если есть поврежденные места — замените.
- Осмотрите зазоры на всех шаровых опорах, наконечниках тяг и ШРУСов. Есть специальный люфт-определитель для тестов ходовой, но его использование не обязательно.
- Проверьте сайлентблоки.
- Проведите тестирование частей тормозного механизма, определите их износ.
Мы подробно рассказали о том, что представляет собой диагностика подвески автомобиля на вибростенде. Цена на эту услугу в разных сервисах может отличаться. Проводить ее самому нельзя, т. к. вибростенд не получится установить в обычном гараже. Но зато можно сделать тест прочих частей ходовой своими руками и найти неисправности.
https://rad-star.ru/pressroom/articles/diagnostika-podveski-avto2/