Как уменьшить расход при угорании масла в двигателе
Процесс угара масла в двигателях внутреннего сгорания обусловлен принципом его действия. Под этим термином понимают постепенное уменьшение объема технической жидкости в замкнутом контуре, что происходит под воздействием возникающих неисправностей, дефектов отдельных узлов или теплового излучения. Для автовладельца угар масла в двигателе оборачивается проблемами – необходимо постоянно контролировать его уровень, искать причину увеличившегося расхода и т.д. При этом в оригинальных спецификациях на моторное масло известных производителей можно встретить такой показатель, как «допуск угара». В этом материале подробно разберемся, когда уменьшение уровня в масляном контуре – это нормально, а когда необходимо начинать беспокоиться и диагностировать неисправность.
Исходя из практического использования синтетических моторных составов, мы составили рейтинг таких марок, которые сильнее всего подвержены угоранию. Отдельные марки практически не характеризуются уменьшением объема в контуре во время эксплуатации. Разберемся также и с первыми признаками, которые предшествуют большому расходу масла.
Почему может возникать повышенный расход масла?
Двигатель внутреннего сгорания – это сложная система, которая чувствительна к неисправностям смежных узлов. Исходя из этого, причины расхода масла в бензиновом двигателе могут лежать на поверхности, а могут быть серьезно замаскированы. В данном случае целесообразно будет разбирать только те причины, которые связаны именно с поломками или недостаточной регулировкой. Примерно 85% всех случаев повышенного расхода могут быть сведены к 6 базовым причинам.
Система подачи воздуха в ДВС
Часто автовладельцы пренебрегают заменой фильтрующего элемента в магистрали подачи воздуха в двигатель внутреннего сгорания. Со временем там накапливаются загрязнения, появляются отверстия, что способствует проникновению в камеру сгорания загрязнений. Если это твердые частицы, то они оставляют на рабочей поверхности цилиндропоршневой группы царапины и канавки. В них скапливаются остатки фрикционной жидкости, которые затем сгорают при подаче топлива.
Длительное повторение этого процесса приводит к накоплению внутри канавок поршневых колец абразивной грязи. Происходит уменьшение их диаметра и снижение герметичности всего узла. Автовладелец может зафиксировать этот процесс по так называемому «жору масла».
Неисправность клапанного механизма
Другой причиной попадания масла из соответствующего контура в камеру сгорания может стать потеря своих свойств маслосъемными колпачками. Часто можно встретить ситуацию, когда они стали с течением времени слишком твердыми, перестав функционировать. В узле клапанного механизма также значимую роль играют направляющие втулок. Они могут создавать люфт клапанов, что в конечном счете станет причиной попадания масла в камеру сгорания. Далее события будут развиваться по сценарию «накопление продуктов сгорания в кольцах – повышенный износ – масложор».
Неисправности турбокомпрессора
Особенности конструкции турбокомпрессора предполагают попадание незначительных количеств фрикционной жидкости в камеру сгорания двигателя. Это происходит, потому что тут используются газодинамические уплотнения вала. Если турбина работает в экстремальных нагрузках (например, при агрессивном стиле вождения или при резких наборах скорости), то может одновременно возникать разрежение на впуске и повышенное давление отработанных газов. Это приводит к тому, что газодинамическое уплотнение пропускает через себя масляный туман в камеру сгорания. Такую неисправность легко диагностировать, если осмотреть интеркулер – там будут следы смазки.
Для каждой конкретной модели автомобиля с турбированной силовой установкой производитель устанавливает нормальный расход масла в двигателе. В случае износа или выхода из строя газодинамического уплотнения, возникает повышенный расход масла на угар. Искать коренную причину неисправности следует в забитом воздушном фильтре или каталитическом нейтрализаторе.
Неисправности системы вентиляции картерных газов
Наиболее чувствительные места в этом узле – это маслоотделитель (теряет со временем производительность) и управляющий клапан вентиляции (происходят сбои в режимах работы). Это приводит к тому, что выпускной канал воздуха поступает большое количество жидкого масла. Затем все происходит по известной схеме – абразивный износ цилиндропоршневой группы приводит к тому, что двигатель ест масло на высоких оборотах.
Некорректный состав смеси «топливо – воздух»
Если электроника автомобиля некорректно регулирует пропорции топлива и воздуха при подаче в камеру сгорания, то это также становится одной из причин жора масла в двигателе. Наиболее опасна ситуация, когда остается жидкое топливо. Оно смывает из рабочей зоны масляную пленку со стенок, что создает сильное масляное голодание. Результат – износ цилиндропоршневой группы, потеря мощности и повышенный расход масла.
Подобная ситуация также возникает из-за неисправности смежных систем. Это могут быть отклонения в работе системы зажигания или загрязнение форсунок. Чаще всего такие проблемы преследуют водителей, которые предпочитают заправляться некачественным топливом и пренебрегают прогревом двигателя.
Ухудшение свойств с течением времени
Причиной большого расхода масла в бензиновом двигателе может быть не поломка, а превышение ресурса работы самой технической жидкости. Этот процесс называется старением, который ускоряется, если водитель практикует экстремальные условия эксплуатации. Важно не допускать превышения межсервисного интервала замены в 15 тысяч километров пробега, но лучше делать это чаще. Если свойства ухудшается, то фрикционные характеристики практически исчезают. Возникает нагар, залегание поршневых колец и повышенный износ двигателя.
Экстремальные условия эксплуатации автомобиля
Наиболее частой причиной повышенного расхода масла в двигателе является несоблюдение водителем условий эксплуатации. Самая частая ситуация, когда мотор работает на минимально возможном числе оборотов в режиме холостого хода. Низкое давление в цилиндропоршневой группе приводит к снижению эффективности работы маслосъемных колец. Это закономерно оборачивается сгоранием излишков и повышенным износом всей маслосъемной системы.
Какие характеристики масла влияют на расход
Для того, чтобы определить какое масло меньше всего угорает в двигателе, необходимо обратиться к спецификации производителя. Все показатели, которые могли бы нам помочь, являются косвенными, не отражая реальную скорость угара.
- Температура вспышки жидкости.
- Коэффициент испаряемости фрикционной жидкости.
Второй показатель встречается достаточно редко, поскольку производители практически не приводят его в свободном доступе. А вот температуру вспышки можно легко найти в любом справочнике. Это показатель того, какая температура нужна для самопроизвольного воспламенения.
Данная характеристика напрямую зависит от состава моторного масла, а значит будет индивидуальной для конкретной марки. Чем больше легких фракций, тем нужна более низкая температура воспламенения. Эту информацию можно найти на официальных сайтах производителя в разделе спецификаций (data sheet).
О чем говорит показатель NOACK?
Показатель NOACK – это индивидуальная характеристика конкретного силового агрегата, которая вычисляется путем практических замеров. Испаряемость по NOACK показывает, какое количество испарится в течение часа при поддержании постоянной температуры в 250 градусов Цельсия. Чем ниже NOAK масла, тем меньше проблем с расходом масла в двигателе ждет владельца в будущем. Измерения проводятся в заводских условиях, включая в себя стадии:
- Прогревание моторного масла с поддержанием постоянной температуры в 250 градусов в течение 1 часа.
- Измерение удельного веса жидкости с вычислением разницы по сравнению с первоначальным значением.
Стандартным значением NOACK для минерального состава считаются потери от 22 до 25%, для синтетических и полусинтетических составов от 8 до 10%. Эту информацию также можно найти в спецификации поставщика.
Исходя из этого напрашивается способ, как уменьшить расход масла в двигателе. Для этого нужно выбирать фрикционные составы с минимальным NOACK и такой же вязкостью. Это позволит избежать формирования толстой масляной пленки в цилиндропоршневой группе. Соответственно, уменьшатся процессы горения масла.
Какой расход масла считается нормальным?
При сравнении разных классов автотранспорта можно заметить, что показатель нормы расхода моторного масла сильно отличается.
- Легковые автомобили с массой до 3.5 тонн характеризуются показателем угара в диапазоне 0.005-0.025% на каждые 100 литров переработанного топлива. При пересчете в абсолютные количества получается приблизительно от 5 до 25 граммов на каждую 1000 километров пробега. Если двигатель имеет увеличенный пробег (от 200 тысяч километров и выше), то показатель может вырасти до 0.1%, составив примерно 100 граммов. Если есть турбина, то угар будет еще сильнее.
- Грузовые автомобили с массой свыше 3,5 тонн характеризуются нормой расхода на угар в диапазоне от 0.3 до 0.4%. В абсолютных цифрах это составит от 300 до 400 граммов на каждые пройденные 1000 километров пробега.
Если силовой агрегат эксплуатируется в условиях близких к экстремальным, то норма угара масла может приблизиться к диапазону 0.4-0.6% на каждые 100 литров переработанного горючего. Если пересчитать это в абсолютных цифрах на 1000 километров, то получится значение в 500-700 граммов.
Дизельные двигатели сильнее жрут масло – к цифрам выше следует прибавить примерно 0.5%. Если к этому добавляется турбина, то пиковое потребление в норме и вовсе может достигать 3-процентного порога.
Если производился капитальный ремонт, то это тоже станет причиной масложора двигателя. В таком случае показатель будет 0.35-0.55 литров на каждые 1000 километров пробега.
Почему угорает масло в двигателе?
Нередко можно встретить информацию о том, что масло, попавшее в зону работы цилиндра обязательно сгорает. На самом деле это не так – верхнее маслосъемное кольцо распределяет фрикционную жидкость пленкой 10-20 микрон по рабочей поверхности. Именно толщина сформированной пленки будет влиять на количество излишков, которые сгорят. Зависит это от режимов эксплуатации, величины пробега, фактического износа и еще ряда параметров.
Для примера разберемся почему возникает большой расход масла в двигателе объемом 2.0 куб. см. При формировании масляной пленки стандартной толщины 10 микрон, в рабочую зону поступит примерно 1.34 куб.см. фрикционной жидкости. Если бы происходило полное сгорание масла, то весь запас системы был бы израсходован за 4-5 минут. На практике такого не происходит, поскольку сгорает только часть образованной пленки.
Угар масла в двигателе в норме не происходит, если не допускать высокой температуры. Это обеспечивается корректным функционированием охлаждающего контура, отводящего излишки температуры. Если же водитель допускает агрессивный стиль вождения и резкие наборы скорости, то мотор греется сильнее обычного. В таком случае система охлаждения уже не может работать эффективно и возникает неконтролируемый перегрев. Итог — горит масло в двигателе.
Какое моторное масло меньше угорает в двигателе?
Для каждой конкретной марки, производитель применяет соответствующую группу базовых смазок. Последние оказывают значительное влияние на расход масла на 1000 км. Взаимосвязь с угаром заключается в увеличенном износе резиновых уплотнителей в цилиндропоршневой группе. Для автомобилей с пробегом более 150 тысяч километров рекомендованы моторные масла ПАО-типа (на базе полиальфаолифенов методом гидрокрекинга). Это позволяет замедлить износ и исключить одну из причин жора масла.
Можно встретить мнение, что при достижении пробега в 150 тысяч километров, в двигатель нужно заливать масло со следующей градацией вязкости. Например, ранее владелец использовал рекомендованную производителем марку 5W-30, но при достижении указанного пробега перешел на 10W-30. Это неправильная рекомендация по ряду причин, но в общем не следует отступать от рекомендаций завода-изготовителя.
- Если выбрать слишком жидкое масло, то защитная пленка в рабочей зоне будет слишком тонкая, что приведет к масляному голоданию. Последнее вызовет увеличенный износ и накопление абразивной пасты в уплотнительных кольцах;
- Если выбрать слишком вязкий состав, то защитная пленка в рабочей зоне будет слишком толстой. Это приведет к тому, что остатки будут сгорать при нормальной работе агрегата.
Признаки угорания
Чтобы узнать, горит ли моторное масло на автомобиле, необходимо проводить регулярные осмотры. В первую очередь, обратите внимание на уровень – он не должен серьезно изменяться во время эксплуатации. Для измерения после стоянки ориентируйтесь на отметку «COLD» масляного щупа, а на прогретом двигателе смотрите по риске «HOT». Регламентированная периодичность проведения замеров – не реже 1 раза в 30 дней.
Кроме того, осмотрите выхлопную систему. Настораживающим фактором должен стать сизый цвет выхлопных газов. Такой оттенок они приобретают, если в рабочей зоне двигателя происходит сгорание масла. При заглушенном двигателе так же следует осмотреть внутреннюю часть выхлопной трубы – если тут появилась маслянистая кромка, то это свидетельствует о проблемах.
Какое масло не угорает в двигателе – ТОП-5
Сравнивая технические характеристики моторных масел известных производителей, заметно, что показатель выгорания для синтетических продуктов редко превышает 14-15%, а для полусинтетических 20-21%.
На основании теста масел на угар в экспертной лаборатории, а также практического опыта автолюбителей, был составлен рейтинг масел, которые не угорают.
5 место – IDEMITSU SN/CF
Начинает рейтинг моторных масел, которые не угорают производитель IDEMITSU (Япония). Продукт с маркировкой SN/CF представляет собой полностью синтетический состав, который произведен методом гидролитического крекинга из базового масла с добавлением пакета присадок для улучшения технологических свойств.
Производитель заявляет полное соответствие стандарту API SN, что благоприятно скажется на темпах износа цилиндропоршневой группы, накоплению нагара, а также пуске ДВС в условиях сниженной температуры. Заявленная температура вспышки – 238 градусов Цельсия, что подойдет, когда мотор жрет масло.
- Индекс вязкости для IDEMITSU SN/CF составляет 167, что обеспечивает сохранение текучести и смазывающих свойств при любой температуре, вне зависимости от сезонности.
- Устойчиво к окислению кислородом воздуха в условиях нагревания более 100 градусов Цельсия, что препятствует накоплению нагара.
- Дополнительные присадки обеспечивают отсутствие низкотемпературных отложений.
4 место – SHELL Helix Ultra API SP
Следующая позиция принадлежит продукту от британо-нидерландской компании SHELL с названием Helix Ultra. Состав полностью синтетический, с пакетом присадок, которые обеспечивают увеличенную защиту цилиндропоршневой группы от износа и равномерное формирование масляной пленки в рабочей зоне.
Температура вспышки для этого продукта увеличена до 242 градусов Цельсия, соответственно, он более стоек к угоранию и накоплению в поршневых кольцах.
- Разработка компании SHELL – активные моющие присадки, которые помогают удалять уже существующие отложения.
- Устойчиво к межсервисному интервалу даже более 15 000 километров пробега.
- Стандарт API SN и индекс вязкости на уровне 168 позволяет рекомендовать эту марку проблемным двигателям, которые жрут масло.
3 место — GT OIL PREMIUM GT GASOLINE
На третьем месте расположилось премиальное моторное масло PREMIUM GT GASOLINE от компании GT OIL. Состав построен на основе базовых масел III группы, отличающихся высоким индексом вязкости и комплекса присадок.
Преимущество в том, что данная марка сохраняет заявленный производителем индекс вязкости (170) в течении всего жизненного цикла. Высокая температура вспышки 245 градусов Цельсия позволяет данному фрикционному составу быть более устойчивым к работе в экстремальных условиях и при перегреве.
- Комплексная группа присадок обеспечивает более стабильную масляную пленку, которая дополнительно очищает цилиндропоршневую группу от продуктов горения.
- Допускается к использованию на бензиновых и дизельных двигателях с турбиной.
- Низкая испаряемость и улучшенная текучесть для равномерного распределения в контуре.
2 место — АСТРА РОБОТ HR High Resistance
Второе место занимает продукт отечественной компании ТОТЕК – Астра Робот HR High Resistance. Это полностью синтетический состав с пакетом присадок. Он разработан специально для экстремальных условий эксплуатации – высокие температуры, длительные перегревы, работа на высоких оборотах.
Сфера применения – двигатели, отличающиеся повышенным маслопотреблением (дизельные, грузовые, турбированные).
- Отличается исключительным показателем вязкости 165, а результаты тестов показывают, что сформированная пленка устойчива к тепловым и механическим воздействиям.
- Сбалансированный индекс вязкости – 165 позволяет маслу не густеть на морозе и не разжижаться в теплую погоду.
- По допускам подходит на большинство новых и старых автомобилей.
1 место — XENUM© X1
Лидером нашего рейтинга стало моторное масло бельгийского производителя — XENUM© X1. Это состав с увеличенной эффективностью полностью синтетического производства. В качестве базы выбрана эстеровая основа, которая демонстрирует хорошие защитные свойства, а также повышает надежность работы ДВС.
Рабочие свойства, установленные производителем, соответствуют и даже превышают допуски большинства автопроизводителей. Подходит даже для таких случаев, когда мотор отличается повышенным потреблением.
- Этот фрикционный состав действительно увеличивает мощность двигателя в пиковых нагрузках.
- Помогает справиться с повышенным расходом, который превышает нормируемый показатель.
- Работает непосредственно с момента холодного запуска, не теряя защитных свойств.
Причинами повышенного расхода масла в двигателе могут стать, как неисправности смежных систем, так и особенности эксплуатации автомобиля. Должен ли двигатель расходовать масло? Иногда уход масла укладывается в норму, поэтому нет необходимости в поиске поломки. Рекомендуется выбирать качественные составы известных производителей, не пренебрегать регулярной заменой фильтрующих элементов, а также эксплуатировать автомобиль в щадящих условиях.
https://mr-glushitel.ru/stati/49-stati/kakoe-maslo-menshe-vsego-ugoraet-v-dvigatele/