Как проверить клапан на двигателе
Некорректная работа клапанов может привести к сильному спаду функционирования двигателя. В худшем случае мотор может полностью перестать работать. Для того чтобы разобраться в причине поломки, часто необходимо полностью разобрать двигатель, однако есть и другие способы, позволяющие проверить клапан, не снимая ГБЦ.
- При каких условиях можно проверить работу клапанов без демонтажа двигателя
- Механизм проворачивания клапанов
- Способы проверки клапанов без снятия двигателя
- Проверка корректной регулировки зазоров клапанов
- Проверка геометрии клапанов
- Проверка клапанов с использованием бумаги
- Проверка клапана с помощью масла и щупа
- Диагностика клапанов эндоскопом без снятия ГБЦ
- Диагностика камеры сгорания на герметичность
- Проверка зависания клапанов в пружине
При каких условиях можно проверить работу клапанов без демонтажа двигателя
Многих автовладельцев интересует вопрос, связанный с тем, как проверить клапан на двигателе, не снимая его. Данный способ наиболее актуален в следующих случаях:
- нестабильная работа мотора (когда автомобиль начинает «троить»);
- заметное уменьшение мощности двигателя;
- звуки хлопков как во впускном, так и выпускном трактах;
- увеличенный расход бензина.
В некоторых ситуациях перечисленные проблемы могут возникнуть даже при нормальном функционировании камеры сгорания, поэтому специалисты рекомендуют сначала проверить компрессию. Нормой считается показатель, находящийся в диапазоне от 10 до 12 атмосфер (из-за износа мотора он может уменьшаться). Если это значение в норме, то это говорит от герметичности камеры сгорания, из-за чего проверка клапанов становится бессмысленной. В подобной ситуации следует обратить внимание на систему зажигания и питания мотора. Однако отдельным случаем является обрыв ремня ГРМ. На двигателях определенных моделей из-за этого поршни могут надавливать на клапаны, из-за чего они могут загнуться.
Механизм проворачивания клапанов
В ряде моторов используется специальный механизм вращения клапанов, благодаря которому и осуществляется проворачивание элемента. С помощью этого устройства удается избежать появления нагара на тарелке клапана. Вращательный механизм необходим для наиболее равномерного изнашивания элементов и обеспечения более долгого периода их функционирования.
Проворачивание клапанов осуществляется следующим образом: во время открытия элемента увеличивается давление пружины на опорную шайбу. По этой причине дисковая пружина начинает отдавать энергию на шарики, благодаря чему они перемещаются в свое итоговое положение. Сразу после них туда двигаются пружина, шайба и сам клапан. После того, как клапан закрывается, давление становится меньше, а шарики возвращаются на свое первоначальное место. Именно таким образом и происходит проворачивание элемента на определенный угол. Среднее число оборотов клапана – от 20 до 40 в минуту.
Для проворачивания клапанов во многих двигателях используется и другое устройство, которое гораздо проще конструктивно, но имеет меньшую эффективность. Его работа осуществляется путем определенного крепления клапанной пружины на стержне. Так, в моторе ЗМЗ-21 пружина крепится к клапану с помощью опорной тарелки, втулки и двух сухарей. Взаимодействие между элементами происходит только в одном месте. Это позволяет сократить силу трения. При запуске мотора из-за вибраций между клапаном и пружиной происходит ее скручивание, что и обеспечивает проворачивание самого клапана.
Способы проверки клапанов без снятия двигателя
Конкретный метод диагностики клапанов без демонтажа ГБЦ подбирается исходя из имеющихся признаков и возможных причин некорректной работы. Самыми распространенными являются следующие способы:
- вращение коленвала с целью проверки геометрии клапанов;
- осмотр камеры сгорания на герметичность;
- замер зазоров впускных и выпускных клапанов с последующей их регулировкой;
- осмотр на наличие обратной тяги в выхлопной трубе;
- осмотр камеры сгорания на герметичность;
- проверка на функционирование компрессионных колец и поршней;
- использование эндоскопа для проверки клапанов и цилиндров;
- проверка работы и целостности свечей.
Проверка корректной регулировки зазоров клапанов
Проблема зажатия впускных клапанов наиболее часто встречается у автомобилей с ДВС, в которых размер тепловых зазоров формируется с помощью особых винтов и шайб. Их проверку следует осуществлять спустя каждые 30 000 – 80 000 км пробега (конкретное значение зависит от модели мотора). Не нужно забывать, что эти зазоры необходимо время от времени регулировать. Осмотр и проверку можно произвести с помощью щупов с шагом 0,05 мм.
Для проверки двигатель автомобиля должен быть охлажден до рекомендованной изготовителем температуры (примерно 20 градусов по Цельсию). Затем следует снять клапанную крышку и щупом проверить, соответствуют ли зазоры в контрольных точках нужной величине. Такую процедуру необходимо выполнить с каждым клапаном по отдельности.
Не менее важным признаком, после которого требуется проверить зазоры, является непонятный звон ГРМ, возникающий при непрогретом двигателе. Если эксплуатировать автомобиль с неправильно установленным зазорами, то в скором времени клапаны перегреются и полностью перестанут функционировать должным образом.
Проверка геометрии клапанов
Самой главной причиной зажимания клапанов является их взаимодействие с поршнями из-за обрыва ремня ГРМ. Такое происходит только на определенных моделях мотора. Например, двигатели «Гранты» и «Калины», индекс которых 11183, с такой проблемой никогда не сталкиваются. Однако в поздних модификациях этого же мотора (11186) обрыв ремня чаще всего приводит к контакту между поршнем и клапанами.
После замены ремня ГРМ необходимо убедиться в том, что клапаны не деформировались. Не демонтируя ДВС, сделать это можно, провернув коленвал, используя ключ, который нужно надеть на болт крепления шкива. Если вращение будет легким, то клапаны не повредились и продолжают функционировать. Если же ощущается сильное сопротивление при прокручивании, то это говорит о серьезной деформации элементов. Как же проверить поршни при снятой ГБЦ в такой ситуации? Сперва необходимо визуально осмотреть элементы на наличие повреждений, сколов и прогаров. Затем следует выставить поршни в самую верхнюю мертвую точку и проверить зазор между поршнем и блоком.
Для того чтобы проверить, погнуты ли клапаны, необходимо сделать следующее:
- Дождаться полного остывания двигателя.
- Снять корпус воздушного фильтра, провода системы зажигания и крепежи электропроводки.
- Открутить гайки клапанной крышки и затем отделить ее от головки блока цилиндров. Лучше всего воспользоваться плоской отверткой. Данную работу необходимо выполнить максимально аккуратно, так как из головки может вытекать масло.
- Снять ремень генератора и кожухи ГРМ. Если ремень порвался, то необходимо удалить имеющиеся остатки.
- Отключить электрические разъемы от карбюратора.
- Если можно получить доступ к болтам без демонтажа распредвала, то снять головки блока цилиндров. При отсутствии такой возможности необходимо демонтировать распредвал.
- Отделить головки от самого блока.
- Провести осмотр. Проблема может заключаться и в неплотном прилегании клапанов. Погнутые элементы можно будет легко заметить.
- Отметить клапаны, которые необходимо заменить, после чего снять ось коромысел. Особым инструментом для сжатия клапанных пружин необходимо нажать на тарелку сломанного клапана.
- Удерживая сам клапан сзади, плоской отверткой снять два сухарика, удерживающих элемент.
- Разжать клапанную пружину и снять ее.
Проверка клапанов с использованием бумаги
Диагностику клапанов можно провести и обычным листом бумаги. Однако данный способ подойдет только тогда, когда система питания и зажигания автомобиля работает. Следует взять бумагу и удерживать ее на уровне 3–5 см от входного отверстия выхлопа. Мотор в это время должен не только работать, но и быть прогрет. Если автомобиль работает так, как нужно, то лист будет немного вибрировать из-за воздействия отработанного газа. Если же бумагу время от времени засасывает в выхлопную трубу, то какой-то клапан либо прогорел, либо пропускает.
Данный быстрый метод нельзя назвать точным, поэтому его стоит использовать только для первичной проверки автомобиля в полевых условиях. Это не дает возможности определить, в каком из цилиндров проблема, а также не подходит для автомобилей, в которых установлен катализатор.
Проверка клапана с помощью масла и щупа
Данный способ следует использовать только если есть полная уверенность в том, что поломка связана не с поршнями. Дефект поршня можно найти, используя щуп, который следует погрузить в цилиндр (через отверстие под свечи). Этот метод позволит определить, неисправны клапаны или кольца. Если давление увеличится, то это говорит о нормальном функционировании клапанов.
Диагностика клапанов эндоскопом без снятия ГБЦ
Эндоскоп – это специальный инструмент, который позволяет провести проверку клапанов и цилиндров, не разбирая двигатель. Для осмотра клапанов понадобится особый прибор с головкой или специальная насадка. Основное преимущество данного способа заключается в том, что можно не только доказать или опровергнуть наличие какого-либо дефекта, но и выяснить, впускной или выпускной клапан оказался неисправным.
Диагностика камеры сгорания на герметичность
Самой главной функцией клапанов в автомобиле является обеспечение полной герметичности камеры сгорания и тем самым создание нужного давления, чтобы обеспечивать воспламенение топлива. Сразу после повреждения отработанный газ начнет поступать либо во впускной, либо в выпускной коллектор. Впоследствии это сказывается на корректной работе двигателя.
Благодаря использованию пневмотестера можно легко найти причину разгерметизации камеры сгорания. Если такого устройства нет, то его следует заменить привычным автомобильным компрессором для накачивания шин. Если камера герметична, то воздух из нее выходить не будет. Однако при утечке давление будет постепенно уменьшаться. По звуку движения воздуха можно легко понять, в какой области появились дефекты.
Проверка зависания клапанов в пружине
В головке цилиндров любого клапана есть как минимум одна пружина. С ее помощью оказывается определенное давление на держатель элемента, благодаря которому он остается закрытым. Для корректной работы клапана пружины создают давление, равное 30–40 кг. Именно этот показатель считается нормой. Причиной зависания клапана является то, что пружины не успевают своевременно его закрыть. Чаще всего это происходит на высоких оборотах (порядка 5000 в минуту). В этом случае клапаны открываются и закрываются с большой скоростью.
Гораздо реже зависание клапанов возникает, когда пружины не в состоянии закрыть их перед началом следующего цикла открытия. В конечном итоге все это становится причиной потери мощности мотора. В худшем случае зависание клапанов приведет к дорогостоящему ремонту автомобиля.
https://lat.spb.ru/articles/kak-proverit-klapan-na-dvigatele/