Нормы дымности отработавших газов автомобилей с дизельным двигателем
Таблица 2. Допустимые значения дымности автомобилей с дизельными двигателями
ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЫМНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
С ДИЗЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
1.30. Уровни вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать 62 дБ по виброускорению, 116 дБ по виброскорости — для грузового транспорта и, соответственно, 59 и 101 дБ — для легкового транспорта.
1.31. Контакты со смазочно-охлаждающими жидкостями и материалами могут вызвать поражения кожного покрова кистей рук, контакты с кислотами и щелочами опасны ожеговыми воздействиями, этилированный бензин, пары электролита опасны токсичными воздействиями и работы с ними должны производиться с соблюдением требований к материалам (веществам) и способам обращения с ними .
1.32. Не допускается эксплуатация транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания в подземных выработках, карьерах, помещениях, где содержание вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимые концентрации (ПДК), установленные для воздуха рабочей зоны.
Эксплуатация в подземных выработках и помещениях транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, не оборудованными средствами снижения токсичности отработавших газов, не допускается. Применение этилированного бензина в качестве топлива для транспортных средств, используемых в подземных выработках и в помещениях, не допускается.
1.33. Персонал, эксплуатирующий транспортные средства, должен быть обучен, аттестован, допущен к самостоятельной работе в установленном порядке и ему создаются условия для безопасного и безаварийного производства работ, включая техническое и организационное обеспечение этих работ, обеспечение средствами защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, четкое распределение обязанностей и ответственности среди исполнителей работ. Водители транспортных средств к работе допускаются после прохождения предрейсового медицинского осмотра, проверки наличия соответствующих документов на право управления данной категорией транспорта, путевого листа, документов на груз.
Читайте также: Двигатель газ 32213 405
1.34. Перед началом работы транспортное средство осматривается, проверяется и допускается к работе на линии в установленном порядке.
1.35. Для организации грузовых перевозок в организации разрабатываются транспортно-технологические схемы.
1.36. Для организации движения транспортных средств в организации разрабатываются и устанавливаются на узловых и видных местах схемы движения.
1.37. При погрузке водитель проверяет соответствие укладки и надежности крепления груза и тентов на транспортном средстве требованиям безопасности и обеспечения сохранности груза. При обнаружении нарушений этих требований водитель требует их устранения от лица, ответственного за погрузку груза.
1.38. Погрузка, выгрузка и размещение грузов производятся в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».
1.39. Водители к погрузочно-разгрузочным работам привлекаются в исключительных случаях, оговоренных в трудовом договоре (контракте).
1.40. Транспортные работы в организации производятся с соблюдением правил пожарной безопасности: не допускается пролива, протечек топлива, открытого выделения паров топлива, несоблюдения мер осторожного обращения с источниками огня, искр, высоких температур и т.п. Своевременное принятие мер по недопущению достижения пороговых значений концентрации опасных веществ в воздушной среде обеспечивается контролем параметров газо-воздушной среды.
Источник статьи: http://sudact.ru/law/pot-rm-008-99-mezhotraslevye-pravila-po-okhrane-truda/mezhotraslevye-pravila/1/tablitsa-2/
ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности
АВТОМОБИЛИ С ДИЗЕЛЯМИ.
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
АВТОМОБИЛИ С ДИЗЕЛЯМИ.
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Нормы и методы измерений.
Требования безопасности
Automobiles with diesel engines. Smoke emission,
Norms and methods of measurements.
Safety requirements
Дата введения 01.01.77
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства с дизелями (далее — автомобили), вновь изготовленные и находящиеся в эксплуатации.
Стандарт устанавливает нормы и методы измерения дымности отработавших газов автомобилей (далее — дымность) на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя (далее — максимальная частота вращения).
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1. НОРМЫ ДЫМНОСТИ
1.1. Основным нормируемым параметром дымности является натуральный показатель ослабления светового потока К , вспомогательным — коэффициент ослабления светового потока N . Пересчет значений К в N — в приложении 1а.
1.2. Дымность автомобилей во время гарантийного пробега (гарантийного срока службы), а также в течение всего срока эксплуатации непосредственно после выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту не должна превышать значений, указанных в таблице.
Режим измерения дымности
Предельно допускаемый натуральный показатель ослабления светового потока Кдоп, м -1 , не более
Предельно допускаемый коэффициент ослабления светового потока N д on , %, не более
Свободное ускорение для автомобилей с дизелями:
Максимальная частота вращения
Нормы даны для L = 0,43 м (см. приложение 1).
Для автомобилей, имеющих пробег менее 3000 км, предприятия-изготовители должны устанавливать технологические нормы дымности.
1.3. Дымность автомобилей, официально утвержденных в процессе сертификации по ГОСТ Р 41.24, проверяется только на режиме свободного ускорения и не должна превышать предельных значений, указанных предприятием-изготовителем в знаке или документе (сертификате, техническом паспорте) официального утверждения типа транспортного средства.
1.4. При контрольных проверках дымности автомобилей в условиях эксплуатации (на дороге) допускается превышение установленных таблицей п. 1.2 норм для режима свободного ускорения Кдоп не более, чем на 0,5 м -1 .
1.5. Контроль дымности автомобилей проводят на соответствие нормам по пп. 1.2, 1.3 и 1.4:
а) на предприятиях, эксплуатирующих автомобили:
при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию по пп. 1.3.4 и 1.4;
после технического обслуживания и ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение дымности по пп. 1.2 и 1.3;
б) на предприятиях, осуществляющих услуги и работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей по пп. 1.2, 1.3, после осуществления услуг и работ;
в) на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили по пп. 1.2 и 1.3, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях;
г) при сертификационных испытаниях по п. 1,3;
д) при государственных технических осмотрах автомобилей и выборочных проверках на дорогах:
автомобили во время их гарантийного пробега (срока службы) по п. 1.2;
автомобили, официально утвержденные в процессе сертификации по ГОСТ Р 41.24 в период всего срока эксплуатации по п. 1.3;
автомобили после гарантийного пробега срока службы по п. 1.4.
1.6. Агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дымность автомобиля не превышала установленных норм в период всего срока эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, указанных в прилагаемых к автомобилю инструкциях (руководствах).
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 2).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Условия измерений
2.1.1. Выпускная система автомобиля не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку отработавших газов и подсос воздуха.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.2. Перед испытаниями двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.1.3. На автомобилях с механической коробкой передач измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач. На автомобилях с автоматической коробкой передач измерение проводят при установке избирателя скорости на нейтральное положение.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.4. Устройство для пуска холодного двигателя должно быть отключено.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
2.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.2.1. Дымность должна измеряться приборами, работающими на принципе просвечивания отработавших газов и отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.
2.2.2. Подготовку, обслуживание и использование дымомера следует проводить в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на дымомер. Дымомер должен быть поверен.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2.3. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов. Рекомендуемые требования к пробоотборной системе изложены в приложении 4.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
2.3. Проведение измерений
2.3.1 Испытания автомобилей на режиме свободного ускорения должны проводиться по следующей процедуре:
— при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной частоте вращения быстрым, но не резким, нажатием до упора на педаль управления подачей топлива топливным насосом высокого давления (далее — педаль) устанавливают максимальный расход топлива и его поддерживают до достижения максимальной частоты вращения и включения регулятора. Затем отпускают педаль до установления минимальной частоты вращения. Этот процесс повторяют не менее шести раз;
— при каждом последующем свободном ускорении фиксируют максимальную дымность до получения устойчивых значений. Измеренные величины считаются устойчивыми, если четыре последовательных значения располагаются в зоне шириной 0,25 м -1 и не образуют убывающей последовательности;
— за результат измерения принимают среднее арифметическое результатов четырех измерений.
2.3.2. Дымность на режиме максимальной частоты вращения проверяют не позднее, чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения. Для этого необходимо нажать до упора педаль и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения. Дымность измеряют не ранее, чем через 10 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6 % по шкале N. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям дымности.
2.3.3. Измерение дымности у автомобилей с раздельной выпускной системой следует проводить в каждой из выпускных труб отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.
2.3.4. Результаты измерений рекомендуется занести в карточку, указанную в приложении 3.
2.3.1 — 2.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 2).
2.3.5. Колебание стрелки прибора не должно превышать ± 3 % от всей шкалы прибора. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям.
2.3.6. Результаты измерений следует занести в карточку, указанную в приложении 3.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Места, предназначенные для измерения содержания дымности, должны быть оборудованы принудительной или естественной вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений по ГОСТ 12.1.005 .
3.2. Уровень шума в зоне проведения измерений — по ГОСТ 12.1.003 .
3.3. Уровень вибрации в зоне проведения измерений — по ГОСТ 12.1.012 .
3.4. При проведении измерений должны быть приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
Разд. 3. (Введен дополнительно, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте
Свободное ускорение — разгон двигателя от минимальной до максимальной частоты вращения на холостом ходу.
Максимальная частота вращения — частота вращения вала двигателя на холостом ходу при полностью нажатой педали подачи топлива, ограниченная регулятором.
Дымность отработавших газов — по ГОСТ 17.2.1.02.
Эффективная база дымомера L , м — толщина оптически однородного слоя эталонных газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
Натуральный показатель ослабления светового потока К, м -1 — величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в е раз. Отсчитывается по основной шкале индикатора дымомера.
Коэффициент ослабления светового потока N , % — степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера. Отсчитывается по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м.
Предельно допустимый натуральный показатель ослабления светового потока Кдоп, м -1 — натуральный показатель ослабления светового потока отработавшими газами, при превышении которого автомобиль считают не выдержавшим испытания.
Предельно допустимый коэффициент ослабления светового потока N доп , % — коэффициент ослабления светового потока отработавшими газами, измеренный по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м (или пересчитанный по формуле, приведенной в п. 3 приложения 2), при превышении которого автомобиль считают не выдержавшим испытание.
Автомобиль, находящийся в эксплуатации, — автомобиль, полученный от предприятия-изготовителя и прошедший регистрацию в установленном порядке.
Необкатанный автомобиль — автомобиль, не прошедший обкатку в объеме, установленном предприятием-изготовителем, необходимую для реализации показателей, указанных в нормативных документах.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 a
Пересчет значений К в N
(для N, приведенного к шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м)
Примечание. Курсивом выделены нормы дымности, указанные в таблице п. 1.2. Значения К, не приведенные в таблице, пересчитывают в ТУ по формуле, указанной в п. 3 приложения 2.
(Введено дополнительно, Изм. № 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Основные требования к дымомеру
1. Прибор должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Величина L должна быть указана на приборе.
2. Прибор должен быть оборудован устройствами для измерения давления и температуры отработавших газов в его рабочей камере и перепускным клапаном для отвода отработавших газов между измерениями.
3. Прибор должен иметь две измерительные шкалы: основную — в абсолютных величинах поглощения света от 0 до ¥ (для приборов с цифровой индикацией верхний диапазон — не менее 10 м -1 ), вспомогательную — линейную с диапазоном измерения 0-100 %.
Зависимость между показаниями основной и вспомогательной шкалами вычисляют по формуле
где К — коэффициент поглощения света, м -1 ;
N — показание линейной шкалы дымомера с эффективной базой L, %;
L — эффективная база дымомера, м.
Шкала дымомера должна обеспечивать возможность считывать значения коэффициента поглощения К в диапазоне 0-2,115 м -1 с точностью до 0,025 м -1 и коэффициент ослабления N с точностью до 1 %.
4. Источник света — лампа накаливания либо другой источник с цветовой температурой в диапазоне 2800-3250 К (2527-2977 ° С).
5. Фотоприемник дымомера должен иметь спектральную характеристику, аналогичную кривой дневного зрения человеческого глаза (максимальный эффект срабатывания — в диапазоне волн длиной 550-570 нм, при этом только менее 4 % могут находиться при длинах волн ниже 430 нм и более 680 нм).
6. Попадание на фотоприемник света от посторонних источников в результате внутреннего отражения или рассеивания не должно влиять на результаты измерения более чем на 1 % по линейной шкале.
7. Электрическая цепь, в которую включен индикатор, должна обеспечивать линейную зависимость тока фотоприемника от силы света в диапазоне рабочих температур фотоприемника.
8. Основная приведенная погрешность прибора — не более 2 % максимального значения линейной шкалы прибора.
9. Промежуточная проверка прибора должна проводиться при включенном источнике света с помощью установки перед фотоприемником нейтрального светофильтра с коэффициентом поглощения 1,6-1,8 м -1 , при этом показания прибора не должны отличаться от коэффициента поглощения фильтра более, чем на 0,025 м -1 . Светофильтр должен входить в комплект прибора.
10. Время срабатывания электрической измерительной цепи, соответствующее времени, необходимому для того, чтобы показание индикатора изменилось от 0 до 90 % шкалы при установке экрана, полностью закрывающего фотоприемник, должно составлять 0,9-1,1 с.
11 . Время между моментом входа газа в измерительный прибор и моментом полного заполнения рабочей камеры должно быть не более 0,4 с.
12. Давление в рабочей камере не должно отличаться от давления окружающего воздуха более чем на 75 мм вод. ст.
13. Колебания давления измеряемого газа и продувочного воздуха не должны приводить к изменениям коэффициента поглощения более чем на 0,05 м -1 для измеряемого газа, соответствующего коэффициенту поглощения 1,7 м -1 . Пределы изменения давления газа и продувочного воздуха в дымовой камере должны указываться в инструкции по эксплуатации прибора.
14. В любой точке рабочей камеры температура отработавшего газа в момент измерения должна быть не ниже 70 ° С и не выше максимальной температуры, указанной в инструкции по эксплуатации прибора, причем показания в этом диапазоне температур не должны изменяться более чем на 0,1 м -1 , если рабочая камера заполнена отработавшим газом, коэффициент поглощения которого составляет 1,7 м -1 .
15. Допускается применять дымомеры, отличающиеся по техническим характеристикам, указанным в пп. 1-14. При этом результаты сравнительных измерений дымности на режиме свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 2 % по линейной шкале для всех типов автомобилей.
https://overs-energy.ru/normy-dymnosti-otrabotavshih-gazov-avtomobiley-s-dizelnym-dvigatelem/