Экологические зоны для авто. Как это работает в Европе?
Автомобилестроение движется в сторону экологически чистого транспорта. Это уже давно свершившийся факт, оспаривать который вряд ли кто-то возьмется. Серийных автомобилей с каждым годом становится все больше, их запас хода растет, а цены должны постепенно снижаться. Достаточно посмотреть на экспозиции любого крупного автосалона, чтобы понять – обратной дороги, похоже, нет.
Но что делать с теми многими миллионами автомобилей, которые продолжают работать на ДВС и часто не то что не соответствуют современным стандартам – они создавались и производились в те времена, когда об экологическом транспорте никто вообще не помышлял. Ясное дело, никто у владельцев их насильно не отберет и не утилизирует, но создать трудности в их эксплуатации можно. И это уже происходит в Европе – на законодательном уровне вводятся экологические зоны, куда въезд определенным категориям транспорта запрещен вообще либо за это взимается плата. А в случае нарушения экологических правил «несогласным» грозят существенные штрафы. Давайте посмотрим, где и как это работает?
Великобритания
Экологические зоны (Low emission zone) здесь появились в 2008 году – первая заработала в Лондоне. Сегодня въезд в экозону запрещается грузовикам с двигателями, не соответствующими нормам Евро 4, и микроавтобусам, не соответствующим Евро 3.
А как же легковые автомобили? А они от этих требований освобождены, если, конечно, зарегистрированы в Соединенном Королевстве. Иностранцам же нужно регистрироваться в организации Transport for London и проводить соответствующую проверку своего автомобиля. Иначе есть риск получить штраф – от 100 до 200 фунтов стерлингов (примерно 130−260 долларов). Помимо Лондона аналогичные экозоны действуют также в Норидже и Оксфорде.
Британские экозоны стали не самостоятельной, а дополнительной мерой по ограничению движения. С 2003 года в Лондоне действует платный въезд в центр города – 11,5 фунта (почти 15 долларов) в день, за исключением выходных и праздников. От платы освобождены владельцы автомобилей, соответствующих требованиям Евро 5 и имеющих выбросы СО2 на уровне ниже 75 г/км, а также владельцы электромобилей и гибридов.
В 2020 году в Лондоне может заработать новый, более жесткий стандарт, согласно которому владельцы всех автомобилей с двигателями ниже Евро 4 будут платить за нахождение на территории столицы по 12,5 фунта (16,2 доллара) независимо от даты и дня недели.
Германия
В Германии экологические зоны в городах появились в 2007 году – в немецкие ПДД внесли изменения, был создан специальный знак (Umweltzone), а с 1 января 2008 года ограничения заработали в Берлине, Кельне и Ганновере. Сейчас экозоны действуют в 58 городах и в 11 федеральных землях Германии. Самая крупная экозона в Рурской области охватывает 13 городов.
Все автомобили в зависимости от уровня вредных выбросов делятся на четыре категории. Первая (самая низкая) включает автомобили без катализатора, с ненастроенным катализатором или с катализатором американского типа первого поколения. К четвертой категории (самой высокой) относятся машины с минимальным уровнем выброса. Старые автомобили тоже могут относиться к четвертой категории, если они прошли переоборудование: установку катализатора и сажевого фильтра (в случае с дизельными двигателями).
Каждой категории транспорта соответствует наклейка (Plakette) – красная, желтая или зеленая. Автомобили низшей экокатегории не получают наклеек вообще. В зависимости от ограничений тем или иным ТС запрещено въезжать в центры городов. За нарушение правил водителя ждет штраф 80 евро. На автомобили, зарегистрированные в других государствах, правило тоже распространяется – им также надо покупать наклейку.
Бельгия
Бельгия тоже ограничивает въезд легковых автомобилей в центры крупных городов. При этом единого подхода в стране нет. Например, с 1 февраля 2017 года в центр Антверпена могут въезжать только легковые автомобили с бензиновыми двигателями стандарта выше Евро 1 и дизельными стандарта Евро 3 и выше. А вот в столицу – Брюссель – с 1 января 2018 года ограничен въезд только для дизельных автомобилей с двигателем стандарта ниже Евро 2. Также с 1 января 2020 года планируется ограничить въезд в центр Гента. Запрет будет действовать для бензиновых автомобилей стандарта ниже Евро 2 и дизельных машин стандарта ниже Евро 4.
В отличие от соседних Германии и Франции в Бельгии водителю не нужно клеить никаких наклеек. Если автомобиль соответствует необходимым критериям по экологичности, на нем можно свободно ехать в центр города. Если же нет, у владельца есть три варианта: первый – отказаться от поездки на личном авто. Второй – купить суточный пропуск за 35 евро. Такой пропуск доступен владельцам любых машин, однако приобрести его можно не более 8 раз в год. Наконец, третий вариант – это поехать на машине в центр, несмотря на запрет. Поездка обойдется владельцу аж в 350 евро – именно такой штраф действует для тех, кто игнорирует требования бельгийских экозон. Если владелец спохватился, что у него нет пропуска, уже после того, как въехал в центр города, он может его докупить без риска получить штраф.
Франция
Во Франции экологические зоны ограниченного движения (Zones à Circulation Restreinte) появились относительно недавно. Первая подобная территория заработала 1 июля 2016 года в Париже, 1 ноября того же года за ним последовал Гренобль, а 12 декабря – Лион.
Въезжать на определенную территорию могут только автомобили со специальной наклейкой (Crit’air), которая присуждается в зависимости от экологического класса машины. Все наклейки делятся по цветам. Самую лучшую – зеленую – получают электромобили и машины, работающие на водороде. На фиолетовую могут претендовать все гибридные автомобили и машины на газе, а также бензиновые автомобили с двигателем стандарта не ниже Евро 5. За ними идут желтая (бензиновые авто с моторами Евро 4 и дизельные с двигателями не ниже Евро 5), оранжевая (бензиновые – Евро 2 и Евро 3, дизельные – Евро 4), красная (дизельные автомобили с мотором Евро 3) и серая (дизели Евро 2) наклейки. В случае если автомобиль обладает двигателем, не соответствующим этому стандарту, он наклейки не получает.
Точно так же как и в Германии, во Франции для поездки в центр города с экозонами необходимо иметь наклейку – независимо от того зарегистрирован автомобиль во Франции или нет. Сама наклейка недорогая: всего 3,11 евро. А вот ее отсутствие, равно как и въезд в экозону на автомобиле несоответствующего класса, может привести к штрафу в размере 68 евро, который вырастет до 180 евро, если водитель не оплатит его в течение 45 дней.
Швейцария
В отличие от других стран Европы в швейцарских городах экозоны не применяются вообще. Все дело в том, что местные специалисты засомневались в их эффективности с точки зрения качества воздуха. Хотя попытки ввести такую меру в конфедерации неоднократно предпринимались.
Доминик Букели, планировщик, руководитель проекта Fussverkehr Schweiz: «В Швейцарии нет запретов на движение в городах автомобилей с повышенным уровнем вредных выбросов. Или автомобиль проходит соответствующую проверку во время техосмотра и может ездить по всей Швейцарии, или он проваливает тест и не может ездить вообще. Вместо введения запрета на движение старых автомобилей лучше развивать общественный транспорт: вводить новые маршруты, модернизировать парк техники, делать выгодными тарифы на билеты. Одновременно нужно увеличивать тарифы на парковку личного транспорта. И за счет такого «кнута и пряника» можно удовлетворить транспортные потребности жителей, увеличить скорость движения транспорта и, как следствие, снизить уровень вредных выбросов».
Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.
https://www.avtomir.ua/autolife/theme/ekologicheskie-zony-dlya-avto-kak-eto-rabotaet-v-evrope/