10 лучших российских автомобилей в 2024 году
В любых условиях отечественный автопром остается популярным у водителей России и коммерческих организаций. А сегодня он, по сути, переживает новый виток развития. В этой статье расскажем про лучшие российские автомобили, к которым стоит присмотреться в 2024 году, как к зарекомендовавшим себя «лошадкам», и совершенно новые модели на рынке
Некогда наша техника пользовалась популярностью даже за рубежом, и сегодня на другом конце земного шара можно встретить эффектную «Победу» или «Москвич». Что же касается России, то у нас всегда был спрос на машины местного производства. Они просты в уходе и ремонте, стоят дешевле многих зарубежных моделей, а по внешнему виду новые российские автомобили не отличить от стильных иномарок.
Кроме того, ассортимент расширяется: сегодня в продаже можно найти не только «рабочие» Ларгусы и УАЗики-вездеходы, но и технику на любой вкус. Расскажем про лучшие российские автомобили в 2024 году, какие из них можно приобрести по льготной программе и как выбрать автосалон.
Рейтинг топ-10 лучших российских автомобилей по версии КП
В рейтинге представлены стандартные комплектации той или иной модели. Нужно понимать, что «усложненные» версии — дороже, обладают рядом дополнительных функций, но не всегда эти опции нужны для конкретного водителя. В некоторых случаях лучше рассмотреть авто другой модели или даже марки, если вас смущают какие-то базовые характеристики.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Lada Granta
Российские автомобилисты покупают эту машину для семейных и личных нужд, а также для работы: даже возможности базового седана из этой линейки авто могут удовлетворить основные потребности среднестатистического водителя.
Легкая, вместительная, обладает достаточной проходимостью за счет высокого для седанов клиренса (180 мм) и увеличенного хода подвесок. Благодаря электроусилителю руля ею просто управлять, поэтому машина подойдет и для начинающего водителя. Небольшой объем двигателя (1,6 л) обеспечивает экономичный расход топлива даже в режиме городского движения. До 100 км/час разгоняется за 10,5-11,2 секунд (в зависимости от количества клапанов двигателя). Система ABS помогает авто сохранять устойчивость и управляемость при резком торможении.
В современных моделях рулевая колонка настраивается по высоте, есть обогрев наружных зеркал, подголовники на задних сиденьях, имеется иммобилайзер. Увеличенный размер зеркал, современная оптика для безопасного и комфортного перемещения в любое время суток и в любых условиях. Довольно широкая палитра расцветок кузова — отдельный плюс. Но нужно учитывать, что за цвета, за исключением белого и черного, придется доплатить. По желанию можно приобрести механику или автомат.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 4268/1700/1500 |
Клиренс | 180 мм |
Объем багажника | 480 л (при разложении задних сидений — 960 л) |
Объем топливного бака | 50 л |
Объем двигателя | 1,6 л |
Мощность двигателя | Восьмиклапанный — 90 л. с. (66 кВт) при 5000 об./мин. Шестнадцатиклапанный — 106 л. с. (78 кВТ) при 5800 об./мин. |
Масса | 1075-1160 кг |
Максимальная скорость | 179 км/час – 8-кл., 184 км/ч — 16-кл. |
Автомобиль из пятого поколения детищ АвтоВАЗа. Lada Vesta появилась на свет, чтобы заменить любимую многими Priora.
Авто оснащено 16-клапанным двигателем. Можно выбрать стандартную пятиступенчатую коробку передач или автоматику. Управление машиной облегчает электроусилитель руля. Наружные зеркала обогреваются.
Техника с механической трансмиссией разгоняется до 100 км/ч за 11,2 секунд и может достигать скорости 182 км/ч. Lada Vesta на автоматике чуть менее резвая, судя по характеристикам.
В модификации Classic есть подушки безопасности водителя и пассажира на переднем сиденье, антиблокировочная система для колес ABS и система вспомогательного торможения BAS, а также противобуксовочная система. В комплекте Старт включены кондиционер и охлаждающий вещевой ящик.
Обращайте внимание, что производитель для этого авто рекомендует топливо с октановым числом 92. Можно ли заливать другой бензин — нужно уточнить в салоне.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 4410/1764/1497 |
Клиренс | 178 мм |
Объем багажника | 480 л |
Объем топливного бака | 55 л |
Объем двигателя | 1,6 л |
Мощность двигателя | 106 л. с. (78 кВт) при 5800 об./мин. |
Масса | 1230-1380 кг |
Максимальная скорость | 182 км/ч |
Niva Travel
Эту модель производитель предлагает на замену популярной «Нива Шевроле» (ее сняли с производства). По сути, отличаются они только внешне, начинка — практически та же.
Если вы ищете машину для комфортного перемещения по городу, это не лучший вариант, но для той местности, где можно ожидать разные дорожные и погодные условия, — идеально.
Полный привод, при этом относительно легкая и небольшая для внедорожника (по размерам сопоставима с Грантой или Вестой), устойчивая и достаточно симпатичная. Независимая передняя подвеска дополнена более простой и надежной зависимой. Машина не слишком скоростная: максимум 140 км/час и разгоняется медленнее, чем другие Лады, за счет небольшого крутящего момента.
Предусмотрена виброизоляция. В модификации Classic рулевая колонка регулируется по высоте, а для удобства управления есть гидроусилитель. Имеется электропривод с обогревом наружных зеркал, LED задние фонари, USB-розетка в тоннеле пола.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 4410/1764/1497 |
Клиренс | 220 мм |
Объем багажника | 480 л |
Объем топливного бака | 58 л |
Объем двигателя | 1,7 л |
Мощность двигателя | 80 л. с. (58,5 кВт) при 5000 об./мин. |
Масса | 1485 |
Максимальная скорость | 140 км/час |
УАЗ Патриот
Этот внедорожник по техническим характеристикам может составить конкуренцию многим аналогам зарубежного автопрома. При этом он на порядок выгоднее по стоимости.
Полноприводная трансмиссия с подключаемым передним приводом удобна для эксплуатации авто в городе, на трассе или в условиях бездорожья. В последнем случае будет кстати двухступенчатая раздаточная коробка, которая управляется с помощью одного рычага. Имеется пятиступенчатая механическая коробка передач от BAIC (китайский производитель техники для их армии). Рулевой привод для комфорта водителя снабжен гидроусилителем. Руль регулируется по углу наклона и вылету.
Передняя подвеска пружинная, задняя — классическая рессорная. Стабилизаторы поперечной устойчивости обеспечивают устойчивость авто при движении на большой скорости.
За счет крутящего момента 235 н.м. «УАЗ Патриот» быстро разгоняется, максимальная скорость составляет 150 км/час. Не очень большой для машины с такими параметрами и возможностями расход топлива (11,5-12,5 л/100 км).
Комплекс NVH обеспечивает надежную шумо- и виброизоляцию. В салоне предусмотрено 5 мест, при необходимости задние сиденья можно сложить, увеличив объем багажника почти до размеров полноценной кладовки в доме — 2415 л. Система климат-контроля позволяет регулировать температуру даже для пассажиров на заднем сиденье, имеется обогрев зеркал, рулевого колеса и всех сидений.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 4750/1900/1910 (указаны без учета контейнера запасного колеса, зеркал и антенны) |
Клиренс | 210 мм |
Объем багажника | 650/1130 л (до шторки/до потолка); при сложенных задних сиденьях увеличивается до 2415 л |
Объем топливного бака | 68+2 л |
Объем двигателя | 2693 куб.см (рабочий объем) |
Мощность двигателя | 149,6 л.с. (110 кВт) при 5 000 об./мин. ± 100 об/мин |
Масса | 2000-2125 |
Максимальная скорость | 150 км/ч |
Читайте также
LADA X-RAY
Компактный, относительно легкий кроссовер, который подойдет больше для городских условий и не самых сложных загородных дорог. Это переднеприводное авто с 16-клапанным двигателем и пятиступенчатой коробкой передач. В помощь водителю предусмотрен гидроусилитель руля.
Есть подушки безопасности для водителя и пассажира на переднем сиденье. Автоматика запирает двери при начале движения и включает «аварийку» при экстренном торможении. Для стабильности и устойчивости на дороге предусмотрены антиблокировочная система ABS и система вспомогательного торможения BAS. Имеется иммобилайзер.
Стандартная комплектация не имеет многих полезных фишек. Например, кондиционер и охлаждаемый вещевой ящик появляются только в Lada XRAY Classic. А электропривод и обогрев зеркал снаружи, подогрев передних сидений, готовая аудиосистема с 4 динамиками есть в комплектации Comfort, но отсутствует в первых двух. В «люксовой» модели есть такие интересные «фишки» как датчики света и дождя, обогрев ветрового стекла и прочее.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 4165/1764/1570 |
Клиренс | 195 |
Объем багажника | 560/135 л |
Объем топливного бака | 50 л |
Объем двигателя | 1,6 л |
Мощность двигателя | 106 л. с. (78 кВт) при 5800 об./мин. |
Масса | 1190-1300 |
Максимальная скорость | 172 км/час |
Aurus Senat
Этот российский автомобиль отличается от остальных не только дизайном и наполнением, но и ценой, что, впрочем, взаимосвязано.
Машина оборудована 9-ступенчатой автоматической коробкой передач, которая специально была разработана для нее. Гибридный двигатель с двумя турбокомпрессорами (создан с помощью специалистов Porsche) с объемом 4,4 л обеспечивает высокую мощность, скорость и быстроту разгона. Отметку в 100 км/ч техника преодолевает за 6 с, а максимальная скорость составляет 250 км/ч. Теоретически машина может составить конкуренцию кроссоверам и внедорожникам: производитель «подарил» ей полный привод и большой для авто этой категории клиренс — 200 мм.
На сайте компании указано, что «лошадку» отличает экономичный расход топлива, при этом 10,6 л/100 км на трассе — отнюдь не самый маленький показатель.
Aurus Senat оборудован электронной системой ADAS для помощи водителю в движении и при парковке, а также системой экстренного торможения BAS. От других машин российского автопрома ее, помимо прочего, отличает особый «пунктик»: 9 подушек безопасности, в том числе коленная для водителя.
Внутри: интерьер из премиальных материалов, таких как кожа, велюр, дерево ценных пород и 9-уровневая LED-подсветка. Снаружи: двойные атермальные стекла, светодиодное освещение и подсветка, обогрев наружных зеркал и автозатемнение.
Есть мультимедиа-система, которая создавалась с участием профессиональных музыкантов специально для Aurus Senat, а также доступ к Wi-Fi и беспроводная зарядка.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 5630/2020/1685 мм |
Клиренс | 200 мм |
Объем багажника | Не указано |
Объем топливного бака | Не указано |
Объем двигателя | 4,4 л |
Мощность двигателя | 598 л. с. при 5500 об./мин. |
Масса | 3200 кг |
Максимальная скорость | 250 км/ч |
УАЗ Хантер
Настоящая классика в своем роде. Машина для тех, кому нужен вездеход.
Система Part-time подразумевает подключаемый полный привод при необходимости, в остальное время тяга передается на задний мост. Автомобиль представлен в цельнометаллическом кузове с металлическим передним бампером (установлены буксирные крюки). В экспедиционной модели есть также электрическая лебедка, которая поможет в нештатных ситуациях.
Имеется пятиступенчатая механическая коробка передач, а двухступенчатая «раздатка» удваивает число передач и повышает тягу. В помощь водителю — гидроусилитель руля.
Учитывая, что УАЗ Хантер обычно используют люди для перемещения в условиях бездорожья, производитель предусмотрел моющиеся покрытие пола и обивку сидений, а также поручни в салоне для пассажиров. Гидрокорректор фар позволяет при необходимости менять угол освещения.
Незатейливая приборная панель включает все самое необходимое. Задние сиденья можно сложить, чтобы поместить в багажник крупный груз, либо разложить (до 180°), чтобы обустроить полноценное спальное место в походных условиях.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 4050/1775/1950 |
Клиренс | 210/241 |
Объем багажника | 1130/2564 л |
Объем топливного бака | 70 л |
Объем двигателя | 2,7 л |
Мощность двигателя | 134,6 л. с. (99 кВт) при 4600 об./мин. |
Масса | 2495 кг |
Максимальная скорость | 130 км/ч |
Москвич-3
От старых миниатюрных Москвичей, которые в свое время наводняли улицы разных городов России, осталось только название. Сегодня это стильный городской кроссовер с внушительной «начинкой».
Турбированный двигатель дополнен 6-ступенчатой механической или автоматической бесступенчатой коробкой передач CVT (не подходит для тех, кто любит дать авто нагрузку посерьезнее). Также есть вариант с электродвигателем.
Передний привод и пружинные подвески (независимая передняя, полузависимая задняя) делают машину стабильной при движении, при этом без особой жесткости. Мультируль с электроусилителем. Рулевая колонка не регулируется по вылету, поэтому машина, грубо говоря, «по размеру» подойдет не всем.
Предусмотрен круиз-контроль, сенсорная мультимедиа-система с 6 динамиками и круговая система камер обзора. Наружные зеркала обогреваются.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 4410/1800/1660 |
Клиренс | 170 |
Объем багажника | 520/1050 л |
Объем топливного бака | 50 л |
Объем двигателя | 1,5 л |
Мощность двигателя | 150 л. с. при 5500 об./мин. |
Масса | 1815 кг |
Максимальная скорость | 170 км/ч |
Lada Largus
Поистине семейное авто, кроме того, машину нередко приобретают для работы или используют в качестве коммерческой техники. Авто представлено в двух вариантах: Универсал и Cross и в разных комплектациях. Может быть 5 или 7 мест для сидения.
Предусмотрен передний привод, пятиступенчатая МТ, пружинные подвески (независимая передняя и полузависимая задняя). Рулевую колонку можно настроить по высоте, гидроусилитель предназначен для облегчения управления. Устойчивость авто в экстренных ситуациях на дороге обеспечивает антиблокировочная система колес (ABS, EBD).
Не слишком быстро разгоняется (до 100 кмчас от 14 сек.), зато относительно экономична в плане расхода топлива: 7,5 л/100 км при смешанном цикле езды.
Базовая комплектация Универсал Classic имеет самый минимальный функционал, многих удобных «фишек» нет. К примеру, электропривод с опцией обогрева наружных зеркал, трехуровневый подогрев передних сидений, кондиционер и круиз-контроль появляется только в комплектации Comfort. Здесь же предусмотрены мультируль (с кнопками управления) и аудиосистема. А наиболее полной «начинкой» может похвастаться линейка Cross: даже в базовом Comfort предусмотрены мультимедиа-система с навигацией, камера заднего вида и задние датчики парковки.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | 4410/1764/1497 |
Клиренс | 220 |
Объем багажника | 560/135 |
Объем топливного бака | 50 л |
Объем двигателя | 1,6 л |
Мощность двигателя | 90 л. с. (66 кВт) при 5000 об./мин. – Универсал, 106 л. с. (78 кВт) при 5800 об./мин. – Cross |
Масса | 1255-1450 кг/1330-1370 кг |
Максимальная скорость | 160 км/час – Универсал, 170 км/час — Cross |
Niva Legend
Бюджетный компактный внедорожник, проверенный временем. Представлен в трех вариациях: трех-, пятидверной и Bronto (с более брутальным дизайном, цельнометаллическим кузовом и усовершенствованной «начинкой»).
Полный привод, пятиступенчатая трансмиссия. Передняя подвеска независимая, на пружинах, дополнена стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — зависимая. Легкость управления обеспечена за счет гидроусилителя руля. Антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил, система вспомогательного торможения (BAS) предусмотрены только в пятидверном варианте модификации Classic и в Bronto. А вот виброизоляции в последнем нет, в отличие от других разновидностей Легенды. Электропривод с обогревом зеркал снаружи, кондиционер и подогрев сидений есть только в «люксовых» модификациях.
Большой дорожный просвет (особенно в Bronto — 240 мм), при этом сама машина довольно миниатюрная. Обратная сторона монеты — скромный салон всего на 4 места для сидения (за исключением пятидверной Niva, где есть 5 мест).
Не очень скоростная (максимум 137-142 км/час в зависимости от модификации), разгоняется дольше других детищ АвтоВАЗа — 17-19 с до 100 к/час. Довольно много «ест», особенно в режиме города — 12,1 л/100 км.
Характеристики
Размеры Д/Ш/В: | Трехдверная — 3640-3740/1680/1640 Пятидверная — 4140-4240/1680/1640 Bronto — 3680-3740/1740/1690…1900 |
Клиренс | 200 мм, Bronto — 240 мм |
Объем багажника | 165/585 (указано для Bronto: пассажирский/грузовой варианты) |
Объем топливного бака | 42 л («пятидверка» — 65 л) |
Объем двигателя | 1,7 л |
Мощность двигателя | 83 л. с. (61 кВт) при 5000 об./мин. |
Масса | 1285 кг («пятидверка» — 1425 кг) |
Максимальная скорость | 137-142 км/час |
Таблица цен на российские автомобили
Модель | Цены «от» (в рублях) в зависимости от комплектации |
Lada Granta | 678 300 — 809 900 |
Lada Vesta | 1 121 900 — 1 597 900 |
Niva Travel | 998 900 — 1137 900 |
УАЗ Патриот | 1 530 000 — 1 780 000 |
Lada X-RAY | 1106 900 — 1 250 900 |
Aurus Senat | Цена на новое авто на сайте производителя не указана, с пробегом: 33 690 000 — 70 380 000 |
УАЗ Хантер | 1 112 000 — 1 348 000 |
Москвич 3 | 1 970 000 |
Lada Largus | 1 300 900 — 1 443 900 |
Niva Legend | 800 900 — 1 134 900 |
на момент публикации.
Как выбрать российский автомобиль
Многие водители делают выбор в пользу отечественного автопрома по ряду причин: эти машины понятнее и дешевле, проще в ремонте и уходе. Можно не опасаться, что в один «прекрасный» день вы не найдете в магазинах запчасти для своей «ласточки».
Чтобы выбрать российский автомобиль, нужно учитывать несколько моментов.
Цели
Если вам нужна машина «для жизни», то есть: ездить на работу и возить детей в сад, а максимум из «экстрима» — вылазка на дачу, то подойдет обычный седан. Если же вы обожаете охоту и рыбалку, исследовать новые места, нужен внедорожник. Нечто среднее для тех, кому важна и проходимость, и комфорт — кроссовер. Сегодня все три варианта можно найти в продаже.
К слову, некоторые модели отечественных седанов тоже обладают большим дорожным просветом, при этом экономичны и удобны в ремонте. Поэтому зачастую автолюбители, которым нужна «универсальная» машина, находят нечто подходящее в этом сегменте.
Бюджет
Цены на авто могут различаться даже в рамках одной модели. К примеру, базовая Lada Vesta стоит чуть больше миллиона, а в модификации «спорткар» она уже на порядок дороже. Причем нередко основной функционал, например, мощность и объем двигателя, дорожный просвет, скорость, не имеет серьезных различий, но цена растет из-за наполнения авто особыми «фишками» типа кондиционера и мультимедиа. Если для вас важнее сэкономить, изучите характеристики разных моделей с нужными вам базовыми опциями и выбирайте то, что более привлекательно по цене.
Кстати, сегодня многие российские автомобили можно приобрести по льготной кредитной программе. И еще один вариант — купить машину с пробегом.
Внешний вид
Немаловажный для многих водителей момент, поэтому автопроизводители особое внимание сегодня уделяют дизайну и расширяют диапазон возможных расцветок. Но нужно учитывать, что некоторые «фишки» и подходящий вам оттенок кузова обернутся для вас дополнительными расходами.
Тест-драйв
Многие важные моменты не всегда легко вспомнить, выбирая авто на сайтах производителей. Поэтому важно посмотреть подобранный вариант оффлайн: буквально сесть за руль, все открыть, прощупать, заглянуть под капот. Например, в некоторых моделях руль может не регулироваться по вылету или высоте, что станет существенным недостатком для человека с определенной комплекцией.
Да и в целом важно испробовать машину в деле: достаточно ли удобно лежит рычаг переключения передач в руке, комфортно ли вам по высоте, как авто входит в поворот и так далее.
Отзывы экспертов о российских автомобилях
Комментирует Денис Мигаль, СЕО автомобильного маркетплеса Fresh Auto:
— Правительством России утвержден возврат к прежнему ГОСТу. Согласно документу, новые автомобили, которые выпускаются в РФ, не будут оснащаться антиблокировочной системой тормозов (ABS), подушками безопасности, системой предупреждения об авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, на машины будут устанавливать двигатели второго экологического класса. Первыми такие авто начал выпускать АвтоВАЗ на своем заводе в Тольятти в связи с нехваткой необходимых электронных комплектующих и компонентов безопасности, которые поставлялись из-за рубежа.
Это интересно
Для стимуляции продаж новых авто в 2023 году Правительство РФ также приняло решение продлить программы государственной поддержки, в рамках которых можно будет приобрести «Первый» или «Семейный» автомобиль со скидкой в 20%, а также электрокар с выгодой в 35% по условиям льготного кредитования. Купить со скидкой можно модели УАЗа, Lada, ГАЗа, «Урала», Haval, а также электромобиль Evolute (первый отечественный электрокар, масштабный выпуск которого начался в текущем году на заводе «Моторинвест»). Однако, возможно, в 2023 году этот перечень расширится.
Популярные вопросы и ответы
Больше полезной и интересной информации вы найдете в этом разделе. На популярные вопросы отвечают Александр Корнев, руководитель отдела по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг», и Денис Мигаль, СЕО автомобильного маркетплеса Fresh Auto.
Что такое упрощенная модель автомобиля и почему их стали выпускать в России?
— Летом 2021 года из-за дефицита электронных чипов АвтоВАЗ начал выпускать упрощенные версии автомобилей Vesta, Xray и Largus без мультирулей и блоков медиасистемы, — говорит Александр Корнев. — Покупателям предложили дооснастить салоны недоукомплектованных седанов, универсалов и хэтчбеков электроникой за свой счет.
В августе список упрощенных моделей пополнила Lada Granta, а осенью производитель перестал оснащать ряд моделей Lada блоками «ЭРА-Глонасс». Упрощение коснулось и других систем и элементов. Выпуск упрощенных версий автомобилей Lada — это вынужденная антикризисная мера, и, скорее всего, она будет носить временный характер.
Производят ли в России электромобили?
— На производство электромобилей в России сейчас делаются большие ставки, — комментирует Александр Корнев. — В сентябре 2022 года в Липецкой области состоялся запуск первого в России специализированного завода электромобилей, который выпускает электрокары под брендом Evolute. В ноябре завод «Москвич» возобновил производство и начал выпускать электрокроссовер «Москвич 3е». Отечественный электромобиль Evolute включен в программу льготного автокредитования и лизинга, его можно приобрести со скидкой до 35%.
Как выбрать автосалон для покупки автомобиля?
Отвечает Денис Мигаль:
— Выбирать автосалон, в котором планируется покупка нового авто, стоит по нескольким критериям:
• срок присутствия на рынке,
• репутация и отзывы реальных покупателей,
• условия приобретения авто: стоимость новых машин, условия кредитования, возможность оформления сделки по программе трейд-ин.
Дополняет Александр Корнев:
— В текущих условиях дефицита автомобилей в автосалонах цены держатся на +/- одинаковых значениях. Естественно, при выборе автомобиля нужно исследовать несколько дилерских центров, чтобы принять решение. Маловероятно, но все же кое-где, возможно, сохранились уже позабытые традиции радовать скидками клиентов и дарить в подарок, к примеру, зимнюю резину. В целом, учитывая вышеперечисленное, выбирать автосалон можно и по территориальному признаку, ведь потом, скорее всего, вам придется ездить туда на прохождение ТО.
https://www.kp.ru/expert/avto/luchshie-rossijskie-avtomobili/