Плюсы и минусы дизельного двигателя: все за и против «дизеля»
В последние годы дизельный мотор подвергается постоянным улучшениям. Современные двигатели на солярке не уступают бензиновым моделям. Поэтому, даже трудно сразу сказать, какой вариант установлен на проехавшем мимо авто. Считалось, что ДВС на дизеле стоят только на грузовиках. Но нет, на пассажирских авто они тоже есть, только встречаются реже. Чтобы понять, стоит ли выбирать этот мотор или нет – нужно для начала изучить плюсы и минусы дизельного двигателя, разобраться в вопросе подробнее.
Устройство и принцип работы дизельных двигателей
Конструкция дизеля мало отличается от модели на бензиновом горючем. Но клапанные элементы усилены для нормального восприятия повышенных нагрузок. Этим объясняется то, что вес и размеры агрегата, в данном случае, больше.
Главное отличие — в способе превращения топлива в энергию. В случае с бензиновым мотором, топливно-воздушная смесь образуется во впускной системе и воспламеняется уже в цилиндре с помощью свечей зажигания. В дизельном движке горючее и воздух подаются отдельно друг от друга. Сначала воздух прогревается, после чего жидкость, впрыснутая под давлением, загорается самостоятельно.
Самопроизвольному возгоранию сопутствует рост давления в цилиндре. Стандартная степень сжатия составляет 19:1. Поэтому дизельный мотор работает немногим громче бензинового. Но солярку покупать финансово выгоднее, и вредных выбросов в атмосферу от нее меньше.
Преимущества дизельного двигателя
Если рассматривать преимущества и недостатки, проблемы дизельного двигателя, первым нужно учесть то, что ДВС на солярке прослужит дольше, чем на бензине или даже газе. Этому способствуют такие факторы:
- Экономия на топливе – ведь его нужно меньше.
- Повышенный крутящий момент – хорошее движение даже на низких оборотах.
- Эффективность работы – в два раза выше, чем у стандартного движка.
- Надежность агрегатов – благодаря отсутствию системы зажигания, как таковой.
- Безопасность – случаев возгорания дизеля гораздо меньше, чем бензина.
- Экологичность – благодаря низкому уровню вредных выбросов.
Существуют и некоторые другие положительные факторы, но они менее существенны.
Экономия на топливе
Как показывает практика, на дороге солярки механизму требуется примерно на треть меньше, в сравнении с бензином на тот же объем агрегата. Например, дизельный вариант Toyota Land Cruiser Prado объемом 2,8 л потребляет около 7,7 л на 100 км, а его бензиновый вариант объемом 2,7 л — уже 9,3 л на каждые 100 км пути.
Таким образом, заправка потребуется несколько реже. Дизельное топливо горит дольше бензина и затрачивает основную часть энергии на расширение.
Высокий крутящий момент
Мотор такого типа отличается повышенным показателем крутящего момента на небольших оборотах. За счет этого можно добиться уверенной тяги и неплохо разогнаться с места.
Эффективность работы
Этот двигатель обладает более высоким ресурсом, чем бензиновый вариант. При условии регулярного и правильного обслуживания, он может продержаться около 400 тыс. км до необходимости капитального ремонта. Мотор на бензине выдержит вдвое меньше.
Надежность агрегатов
Главное, что стоит отметить, в дизельной конструкции нет системы зажигания, благодаря чему удалось избавиться от многих проблем, связанных со стандартными силовыми агрегатами. Нет нужды в замене свеч, катушек, проводов и других деталей.
Безопасность
Известно, что температура сгорания у дизельного горючего выше, чем у бензина. Но в то же время статистика говорит о том, что авто на втором топливе воспламеняются чаще. Дело в способности топливной жидкости испаряться, ее летучести. Бензин испаряется интенсивнее и лучше, чем солярка. Таким образом, если происходит возгорание машины, причина тому не само топливо, а его пары.
Экологичность
Нельзя не отметить, что такая машина выпускает вполовину меньше вредных веществ, в сравнении с бензиновым двигателем. Этому способствует сама конструкция агрегата. Солярка сгорает эффективнее и дает гораздо меньше выхлопных газов. А значит – и меньше токсинов.
Недостатки дизельного двигателя
Изучив, чем хороша машина на дизеле, ее плюсы, теперь и минусы нуждаются во внимании возможного владельца:
- Высокая стоимость авто – обойдется агрегат дороже стандартного.
- Сложное и дорогое обслуживание – еще один повод тщательно следить за состоянием двигателя.
- Худшая динамика автомобиля – что немного усложняет управление на дороге.
- Плохая работа при низких температурах – дизельному мотору требуется больше времени на прогрев в холодную погоду.
- Повышенный уровень шума и вибраций – существенный минус для многих.
Высокая стоимость авто
И дизельный двигатель, и авто с ним стоят на 10-15% дороже аналога по той причине, что такая конструкция гораздо сложнее. Для запаса прочности также было задействовано больше материалов. Кроме того, нельзя забывать желание компании продать подороже сейчас то, что должно помочь клиенту сэкономить в будущем.
Сложное и дорогое обслуживание
С этим минусом все очевидно. И дело даже только в повышенных ценниках на СТО. Как показывает практика, хороших специалистов для такого движка тоже не так много. А это дополнительный повод для завышения цены за услугу.
Худшая динамика автомобиля
Даже при условии, что ДВС на солярке более оборотистый, он не такой скоростной, как вариант на стандартном горючем. Просто добавить газа не выйдет – потребуется или переключить передачу (в которой, опять же, больше ступеней, чем в обычной) самому или дождаться, пока это сделает «автомат».
Плохая работа при низких температурах
Запуск мотора в зимний период начинает вызывать сложности, когда температура опускается слишком низко. Этому ДВС требуется больше времени на прогрев, чем обычно. С другой стороны, проблема решаемая, хоть и не без дополнительных ресурсов. Самый очевидный из них – утепленный гараж, где машина попросту не будет промерзать.
Повышенный уровень шума и вибраций
Из всех плюсов и минусов дизеля перед бензиновым мотором, для большинства автолюбителей это ключевой пункт в решении не покупать такую машину. Но не нужно воспринимать его в штыки. Прежние дизельные двигатели действительно сильно шумели. Современные же – вполне сравнимы в этом вопросе с бензиновыми. Поэтому издавать сильные шумы и вибрации могут только моторы с серьезными техническими проблемами.
Особенности дизельных двигателей с турбонаддувом
Турбонаддув – это довольно эффективный способ усилить работу тех деталей машины, которые отвечают за мощность. За счет повышенного давления топливной смеси, применение турбин повышает приемистость и снижает затраты горючего. Кроме того, турбодизель не имеет заметной турбоямы. Это так называемый «провал» в процессе, когда мотор набирает обороты. Потому удовольствия от вождения можно получить больше.
С другой стороны, турбину нельзя считать элементом высокой надежности. Обычно они нуждаются в ремонте или замене уже спустя 150 тыс. км. Большинство водителей считают это единственным минусом.
Стоит ли покупать автомобиль с дизельным двигателем
Рассмотрев все описанные плюсы и минусы дизельных двигателей для авто, не лишним будет провести небольшое сравнение агрегатов на дизеле и на бензине. К положительным особенностям первого относятся:
- экономия на топливе;
- повышенный крутящий момент;
- эффективность;
- надежность;
- безопасность работы;
- забота об экологии.
Но в противовес этому, достоинства бензиновых автомобилей заключаются в следующем:
- меньше требований к качеству горючего;
- доступное техобслуживание;
- хорошая динамика;
- не так трудно заводить в мороз.
Как видно из этих списков, плюсы одного агрегата совпадают с минусами другого. Потому, делая выбор, требуется проанализировать не только набор преимуществ и недостатков дизеля, но и собственные возможности, как водителя, а также сценарии использования автомобиля.
Назар Крамарчук Автор статьи. Плюсы и минусы дизельного двигателя: все за и против «дизеля»
https://lesgroup.com.ua/ru/blog/plyusy-ta-minusy-dyzelnogo-dvyguna-vsi-za-ta-proty-dyzelya/