Что такое ЕГР в автомобиле
Работа стандартного автомобильного двигателя сопровождается сгоранием топлива, что неминуемо приводит к образованию и последующему выбросу выхлопных газов. Чтобы уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу, задействуется система рециркуляции выхлопных газов. Данная технология применяется на ТС с бензиновыми и дизельными двигателями, и позволяет не только снизить объем выхлопов, но и более рационально и экономно использовать топливные ресурсы.
Общие сведения
Вопрос о том, что такое EGR (на русском языке ЕГР) возникает у многих водителей, особенно при тщательном изучении технических характеристик двигателя. Аббревиатуру EGR расшифровывают, как «Exhaust Gas Recirculation», что в переводе означает «система рециркуляции выхлопных газов».
Русскоязычное обозначение данного термина, который часто используется среди автомобилистов — СРОГ (система рециркуляции отработавших газов).
Клапан ЕГР — это относительно простой, в плане конструкции, механизм. Главная цель данного элемента — снижение токсичности выхлопных газов и оптимизация расхода топливных ресурсов транспортного средства.
Механизм действия ЕГР
Система ЕГР устанавливается между камерами впускного и выпускного коллектора. Клапанный механизм открывается под действием давления, которое создается выхлопами, в результате чего газ возвращается во впускной коллектор. В результате вытесняется некоторое количество избыточного воздуха. На дизельном двигателе данный механизм также позволяет контролировать температуру внутри камеры сгорания.
Работа системы EGR контролируется электронным блоком управления двигателя. В зависимости от того, как клапан приводится в движение, механизм классифицируют на механический, электропневматический и электронный. В некоторых ТС, ЕГР устроен таким образом, чтобы при рециркуляции температура выхлопных газов снижалась. Данная функция направлена на уменьшение количество продуктов азота, попадающих в атмосферный воздух во время езды.
Основные функции
Выяснив, что такое ЕГР и как работает данный механизм, необходимо отметить, что сокращение объема вредных выбросов — далеко не единственная функция этой системы. Стабильная работа клапана рециркуляции напрямую влияет на работу двигателя, улучшая его технические показатели.
Благодаря системе ЕГР:
- уменьшается расход бензина и дизтоплива;
- повышается устойчивость мотора к перепадам нагрузок;
- снижается температура в камере горения;
- обеспечивается стабильная работа датчиков охлаждения на дизеле.
Стоит отметить, что на некоторых автомобилях, используется система управления фазами газораспределения. Данная технология позволяет минимизировать выброс выхлопов, содержащих оксиды азота. В таких системах, ЕГР могут выполнять роль датчика и одновременно реализовать функцию рециркуляции.
Несмотря на ряд достоинств и полезных функций, многие автомеханики рекомендуют деактивировать клапан СРОГ. Это связано с тем, что данный механизм довольно быстро начинает работать нестабильно из-за загрязнения, и в дальнейшем выходит из строя. Эффективность датчика падает постоянно, что отражается на ходовых качествах автомобиля.
При активном использовании системы рециркуляции необходима регулярная чистка. Но, чтобы почистить клапан ЕГР, нужен квалифицированный автомеханик.
Для чего глушат ЕГР
Многие автомобилисты считают, что клапан рециркуляции негативно влияет на работу ДВС в машине. Главная причина в том, что в случае выхода из строя СРОГ приводит к неисправности двигателя. Зафиксированы случаи, когда из-за поломки системы ЕГР происходило глушение мотора во время движения.
По мнению водителей, клапан СРОГ не оказывает существенного влияния на производительность двигателя и предназначен только для уменьшения выбросов. Механизм отключают, чтобы сажа и выхлопные газы не возвращались в камеру сгорания.
Еще один недостаток СРОГ заключается в том, что в результате работы клапанного механизма, в двигатель могут попасть твердые частицы. Это происходит при повторном прогорании бензина или дизельного топлива. Вместе с выхлопами, в камеру также попадают смолы и абразивные частицы, что особенно вредно для устаревших моделей ДВС.
Причины поломки
Определив, для чего в автомобиле нужен ЕГР, рекомендуется ознакомиться с основными причинами снижения эффективности системы рециркуляция. Основным фактором выступает загрязнение, интенсивность которого зависит от типа двигателя, частоты и продолжительности поездок, качества используемого топлива.
Также на работу СРОГ влияют:
- степень износа датчика положения клапана;
- наличие утечек;
- избыточный нагрев механизма;
- попадание твердых частиц в подвижные элементы механизма;
- неисправности цепи, соединяющей ЕГР с ЭБУ (электронным блоком управления).
Необходимо отметить, что даже исправная система рециркуляции работает только при незначительной нагрузке на двигатель. На повышенных оборотах или в аварийном режиме, заслонка закрывается без возможности обратного возврата выхлопов.
К числу типичных поломок ЕГР относятся:
- Заклинивание. Процесс горения, практически любого типа топлива, сопровождается формированием сажи и других отложений. Они оседают на элементах клапанного механизма и нарушают его подвижность. В дальнейшем, это приводит к тому, что заслонку заклинивает в закрытом, либо в открытом положении. В первом случае, такая поломка существенно не вредит бензиновым моторам. Однако если заслонка остается открытой, это приводит к нестабильной работе двигателя, утечкам и перегревам.
- Сбой в работе датчика положения заслонки. Обычно возникает из-за разрыва цепи, на фоне сопутствующих повреждений или вследствие износа. Из-за сбоя датчика, фактическое положение клапана будет отличаться от заданного. В результате положение заслонки контролируется неправильно, а объем возвратных газов не оптимизируется, что приводит к избыточным нагрузкам.
- Нарушение герметичности. Для полноценного функционирования ЕГР необходимо отсутствие утечек, провоцирующих избыточное содержание кислорода в составе выхлопных газов. Если же система негерметична, то объем газов, подлежащих рециркуляции, не соответствует фактическому.
Одна из сложностей заключается в том, что при эффективной работе СРОГ, объемы оксидов азота, попадающих в атмосферу, снижаются. Это хорошо, прежде всего, для экологии, но на двигатель ТС оказывает исключительно негативное воздействие. Поэтому если в конструкции автомобиля предусмотрена система рециркуляции, то единственный способ обеспечить ее долговечность, без пагубного влияния на двигатель, — регулярная чистка.
Признаки неисправности
Чтобы понять, что ЕГР работает неисправно, необязательно быть экспертом. Не зная, как проверить клапан, стоит, прежде всего, обратить внимание на ряд характерных признаков, которые возникают в случае, если механизм неисправен.
Как понять, что система рециркуляции повреждена и работает неправильно:
- разгон автомобиля происходит неравномерными рывками;
- мощность мотора заметно снизилась, в сравнении с прежними показателями;
- количество горючего, необходимого для преодоления конкретного расстояния, возросло;
- дым из выхлопной трубы стал намного темнее, чем раньше;
- отмечаются колебания в режиме холостого хода;
- датчик положения заслонки отображает недействительные показатели;
- двигатель стал чаще перегреваться.
Чтобы обнаружить неисправность ЕГР, необязательно точно знать, где находится клапанный механизм. Существует способ, позволяющий проверить эффективность системы рециркуляции.
Как уже было отмечено, основная цель клапана ЕГР — уменьшение продуктов азота, содержащихся в выхлопных газах. Когда система работает исправно, выхлоп автомобиля светлый, а не темный. При этом отсутствует едкий неприятный запах. Если же СРОГ неисправна, то в составе газа, который отводится посредством выхлопной трубы, будет значительно больше токсических компонентов и не прогоревших частиц топлива. Поэтому такой дым будет более едким, с резким, хорошо ощутимым запахом.
В некоторых транспортных средствах также предусмотрены датчики сажи, которые фиксируются в выпускной трубе. Они реагируют на увеличение твердых продуктов горения в составе отводных газов, что является прямым свидетельством того, что ЕГР не функционирует, либо работает неправильно.
Проводить регулярные технические осмотры, с одновременной проверкой механизма рециркуляции, рекомендуется при пробеге свыше 100 тыс. км. На бензиновых двигателях сбой ЕГР обычно диагностируется позже. Поэтому при своевременном техническом обслуживании и отсутствии выраженных провоцирующих факторов, можно обеспечить длительную и стабильную работу системы без негативного влияние на моторную часть.
Последствия выхода из строя
Спрогнозировать возможные последствия без предварительной диагностики довольно трудно, так это напрямую зависит от причины поломки. Если неисправность клапанной системы проявляется редко и носит кратковременный характер, то опасаться внезапной остановки двигателя или других потенциально опасных явлений не следует. Однако, машину все равно лучше отправить на СТО, чтобы выяснить причину появления описанных признаков.
В автомобилях с электронной системой самодиагностики при неисправностях ЕГР обычно происходит аварийное закрытие заслонки. При этом на приборной панели ТС можно увидеть сообщение «Check Engine», которое сообщает о том, что двигатель необходимо проверить. В большинстве случаев, это уведомление указывает на то, что мотор перешел в аварийный режим.
Если клапанный механизм остается открытым, система рециркуляции будет задействоваться постоянно. В этих случаях нарушается процесс впрыска топлива. Из-за этого горючее прогорает не полностью и расходуется непропорционально. Это особенно опасно для дизельных ДВС, так как приводит к засорению сажевого фильтра и может спровоцировать поломку нагнетателя.
Что делать при помолке СРОГ
Рассмотрев, почему ЕГР может выйти из строя, следует отметить, что способ восстановления напрямую зависит от характера неисправности. При нарушении подвижности клапанного механизма обычно проводят достаточно тщательно очистки. В случае необходимости, элементы клапана могут заменить на новые.
В случае, если поломка вызвана износом, рекомендуется полностью заменить ЕГР на новый. Такая процедура позволит полностью решить проблему с системой рециркуляции. Единственный недостаток в том, что новая СРОГ — это дорогостоящий продукт, к тому же следует учесть дополнительные расходы на установку.
В отдельных случаях в сервисном центре могут предложить заблокировать клапан. В этом случае СРОГ не будет функционировать, однако это защитит двигатель от возможных последствий.
Данный метод обычно применяют в следующий случаях:
- при износе поршневой группы;
- при постоянном использовании низкокачественного топлива;
- при попадании в выхлопные газы частиц моторного масла;
- при чрезмерном загрязнении свечей зажигания.
Блокировка СРОГ может осуществляться механическим путем или на программном уровне. В первом случае, предусмотрена установка заглушки, которая препятствует обратной подаче возвратных газов. Ее изготавливают из нержавеющей стали, которая устойчивая к высоким температурам и не прогорает при интенсивной подаче выхлопных газов. Одновременно демонтируют датчик и охладитель EGR, если он собственный, а не связан с общей системой охлаждения.
Программная часть процесса блокировки предусматривает установку запрета на открытие заслонки. Данный метод целесообразен в случае, когда из-за конструктивных особенностей ТС доступ к ЕГР затруднен. Этот способ можно использовать только при условии, что клапан СРОГ не заклинило. В обратном случае, систему рециркуляции разбирают и чистят, либо меняют на новую, в зависимости от степени износа.
Заключение
ЕГР — система, благодаря которой снижается токсичность выхлопных газов. Принцип работы основан на возврате продуктов сгорания обратно в камеру. Благодаря этому обеспечивается полное выгорание топлива и минимизируются вредные выбросы в атмосферу.
Очиститель имеет относительно простую конструкцию, однако подвержен поломкам из-за скопления сажи, нарушения герметичности, износа датчиков. Неисправная СРОГ негативно сказывается на функционировании ДВС, поэтому нуждается в ремонте или замене.
Видео по теме
https://osensorax.ru/koncentraciya/egr-eto-chto