Notice: Array to string conversion in /home/onlycss/domains/likeauto.ru/public_html/core/xpdo/xpdo.class.php on line 478

Notice: Array to string conversion in /home/onlycss/domains/likeauto.ru/public_html/core/xpdo/xpdo.class.php on line 478

РСА для ОСАГО: методика оценки ущерба, порядок разрешения споров и страховой омбудсмен

Существует распространенное и достаточно обоснованное мнение о том, что методика оценки размера ущерба и вытекающие отсюда разногласия относительно сумм выплат — источник ключевой темы в судебных спорах по ОСАГО между страховщиками и потребителями. Кроме создания единой методики оценки ущерба, Российский союз автостраховщиков (РСА) видит и другие пути облегчения взаимодействия участников рынка ОСАГО.

РСА для ОСАГО: методика оценки ущерба, порядок  разрешения споров и страховой омбудсмен

Напомним, что 10 лет назад в рамках реализации закона об ОСАГО задача по разработке методики оценки ущерба была поставлена правительством перед Минтрансом РФ, однако работа выполнена так и не была, поэтому законодатели, воспользовавшись нынешней ситуацией внесения Госдумой поправок в закон об «автогражданке» ОСАГО, решили закрепить данную функцию за Российским союзом автостраховщиков. Желающих же участвовать в согласовании и утверждении документа оказалось предостаточно: помимо Цетробанка, на эту роль претендуют сразу три ведомства, включая все то же Министерство транспорта.

В настоящее время участники рынка ОСАГО используют одновременно четыре методики оценки ущерба, ни одна из которых официального статуса не имеет, причем этот подход реализуют и страховщики, и независимые эксперты, что порождает расхождения в оценках по одному и тому же событию в разы.

Стремясь ускорить подготовку жизненно необходимого рынку документа, РСА приступил к выработке положений в инициативном порядке; госведомства, в свою очередь, занялись обсуждением возможного порядка согласования и утверждения «нерожденного» документа (согласовывать разрабатываемый РСА документ намерены Минтранс, Минэкономразвития и Минфин).

Следует также отметить, что результатом усилий госведомств уже стали разногласия в предполагаемом порядке утверждения документа при общем принципиальном согласии в том моменте, что выполнение самой работы — почетное право и обязанность союза автостраховщиков. Единогласны все и в том, что методика РСА по оценке ущерба на транспорте должна получить статус официального документа — с тем, чтобы в решении споров суды могли бы на него ориентироваться.

Центробанк и Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) склоняются к упрощенному варианту утверждения (самостоятельное утверждение после экспертного обсуждения), что должно упростить и процедуру собственно принятия методики, и процедуру внесения в нее изменений в будущем.

Придерживаться положений методики при определении размеров ущерба на автотранспорте будут и страховщики, формируя размер дальнейших выплат. Внедрение документа предположительно потребует также внесения некоторых изменений в правила профессиональной деятельности страховщиков ОСАГО.

Среди других предложений РСА по усовершенствованию взаимоотношений участников рынка ОСАГО — создание страхового омбудсмена и обязательный претензионный порядок, предписывающий невозможность обращения страхователя в суд до извещения им страховой компании о наступлении страхового случая.

Для того, чтобы внедрить такие новшества, потребуется внести не только оговорку о вмешательстве страхового омбудсмена в заключаемые договоры «автогражданки», но и поправку в закон об ОСАГО, которая принуждала бы держателя полиса ОСАГО в обязательном порядке обращаться в первую очередь к страховщику. Далее предполагается такая схема взаимодействия: при неудовлетворенности страхователя решением страховщика о выплате дело направляется на рассмотрение омбудсмена, и только при неразрешимости ситуации — в суд.

Цель всех предлагаемых преобразований — упрощение процедуры разрешения споров, «разгрузка» судов, устранение сомнительных претензий, имеющих признаки мошенничества, наконец, исключение посредничества так называемых «автоюристов», сегодня неплохо зарабатывающих на спорах по ОСАГО.