Notice: Array to string conversion in /home/onlycss/domains/likeauto.ru/public_html/core/xpdo/xpdo.class.php on line 478

Notice: Array to string conversion in /home/onlycss/domains/likeauto.ru/public_html/core/xpdo/xpdo.class.php on line 478

Поправим ОСАГО всем миром: 7 инициатив от граждан России

В последнее время попытку изменить обязательную «автогражданку» не предпринимал только ленивый. К законодательным нововведениям от властей и ноу-хау от страховщиков присоединились и граждане России, изложившие свои идеи по улучшению обязательного страхования автогражданской ответственности водителей на сайте «Российская общественная инициатива».

Напомним, что на этом портале любой гражданин волен выступить с инициативой муниципального, регионального или федерального уровня, которая проходит голосование в течение года и по количеству набранных голосов может стать предметом для рассмотрения экспертов. В частности, инициатива в части изменения ОСАГО должна набрать 100 тыс. голосов — и тогда ее оценкой займутся эксперты федерального уровня.

Поправим ОСАГО всем миром: 7 инициатив от граждан России

Семь инициатив, предложенных российскими общественниками, в полной мере отражают три основные статьи народного недовольства: полисы ОСАГО слишком дороги, выплаты слишком малы, доходы страховщиков слишком велики. Итак, по порядку.

Инициатива 1. Норму минимальной доли страховых выплат по отношению к страховой премии закрепить законодательно; «излишки» по итогам финансового года изымать в пользу государства.

Что и говорить — инициатива не бесспорна: тут и Шариков вспоминается с его пресловутым «да поделить все поровну», и хочется напомнить, что страхование — это бизнес, причем бизнес достаточно рисковый, и, уж конечно, не терпится развить идею в противоположную сторону (мол, если у страховщика образуется «недостаток», то…)

И все-таки, приходится оговориться: к примеру, в образцовой европейской Германии действительно на фоне комиссии при продаже в размере 4-5% и общих расходов на ведение дела не выше 22% на выплаты идет не 50-65%, а все 80% от премий.

Инициатива 2. Вменить страховщикам ОСАГО в обязанность оплачивать ущерб, нанесенный плохим состоянием дорог (погнутые диски, пробитые колеса, «убитые» подвески и т.п.) Урегулировать такие страховые случаи предлагается без вызова сотрудников ГИБДД.

Естественное возражение по этому пункту — собственно расшифровка аббревиатуры ОСАГО (страхование ответственности, а не имущества). Но если говорить о государственном подходе, то почему бы и не рассмотреть перспективу включения такого риска в систему параллельно с созданием четкой системы работы по суброгации с дорожников? К тому же, можно было бы совместить обязательное страхование ответственности с обязательным страхованием по риску «качество автомобильных дорог», осуществляя выплаты в рамках ОСАГО — для России весьма актуально.

Инициатива 3. Включение в ОСАГО замены или ремонта государственного номера автомобиля.

Целесообразность инициативы настолько очевидна, что даже страховщики не нашлись в возражениях. Действительно, замена госномеров обходится 1-2,5 тыс. руб., а получить компенсацию сегодня можно, только подав на виновника ДТП в суд.

Инициатива 4. Установление на законодательном уровне только верхнего предела цены полиса ОСАГО, оставляя страховщикам право снижать стоимость своих услуг. Не секрет, что в Минфине давно обсуждается идея «тарифного коридора» в ОСАГО, и инициатива «снизу» только подтверждает такую потребность рынка. Сторонники инициативы уверены: несмотря на постоянные жалобы на убыточность ОСАГО, страховщики наперебой начнут продавать полисы дешевле.

Инициатива 5. «Отвязать» расчет стоимости ОСАГО от мощности двигателя автомобиля.

Конечно, страховщики настаивают на том, что огромный джип с 4-литровым движком представляет опасности больше, чем игрушечная «Ока», но и не признать тот факт, что этот коэффициент имеет скорее социальный, нежели экономический характер, просто невозможно.

Инициатива 6. «Привязать» стоимость полиса ОСАГО к цене автомобиля (страховать полную стоимость авто). Логика автора проста: на ремонт дорогих автомобилей требуется гораздо больше средств — то бишь, именно они «съедают» львиную долю денег, направляемых на выплаты. Инициатива еще раз подчеркивает важность социального фактора — и уже поэтому заслуживает рассмотрения.

Инициатива 7. Создание института кредитования автогражданской ответственности как альтернативы ОСАГО.

Механизм идеи столь туманен, что страховщики даже не стали оспаривать ее отдельно.

Впрочем, все эти инициативы еще очень далеки даже от рассмотрения: в голосовании, которое для большинства из них истекает весной будущего года, они набрали не более 400 голосов (вместо необходимых 100 тыс.)

Что ж, на фоне воспоминаний из лихих 90-х, когда деньги из виновника ДТП можно было вышибить разве что бейсбольными битами, нынешнее ОСАГО выглядит замечательно, но и всеобщее стремление сделать его лучше понятно и похвально.