Notice: Array to string conversion in /home/onlycss/domains/likeauto.ru/public_html/core/xpdo/xpdo.class.php on line 478

Notice: Array to string conversion in /home/onlycss/domains/likeauto.ru/public_html/core/xpdo/xpdo.class.php on line 478

Итоги ОСАГО-2013: на рынке осталось меньше 100 страховщиков

Игроки страхового рынка, работающие в сегменте обязательного страхования автогражданской ответственности, давно сигнализировали о критическом ухудшении дел, не находя понимания ни у регулятора, ни у Минфина, но итоги минувшего года действительно неутешительны: впервые за всю историю «автогражданки» в России число страховщиков ОСАГО стало менее ста.

Ушедший 2013-й уже окрестили «годом сбывшихся убытков»: вопреки ожиданиям страховщиков и предсказаниям аналитиков, прошлый год так и не принес разрешения накопившихся в ОСАГО проблем (скорее, усугубил их), а игроки рынка реально получили те убытки, о которых говорили в течение всего года.

Итоги ОСАГО-2013:  на рынке осталось меньше 100 страховщиков

В новый год этот сегмент российского рынка страховых услуг вошел с усложняющими деятельность страховых компаний разъяснениями Верховного суда, в силу которых ощутимо повысилась ответственность страховщиков (заметим — при неизменных тарифах): в июле 2013 г. пленум ВС принял постановление, которое предписывает отнесение утраты товарной стоимости к реальному ущербу, что лишило страховщиков возможности отказать в ее возмещении.

Не признаются теперь судами в качестве поводов для отказа в страховых выплатах и такие события, как утеря страхователем ПТС или ключей от автомобиля (даже если ключ был оставлен внутри машины) и присутствие за рулем во время ДТП лица, не допущенного к управлению данным ТС в рамках страхового договора (примечательно, что эти и прочие проклиентские решения ВС не изменили настроение потребительской аудитории: страхователи по-прежнему недовольны системой автострахования).

Статистика же подтверждает: доля судебных выплат в ОСАГО за последние 2,5 года у крупнейших страховщиков пятикратно возросла (с 5 до 25%) — например, из 311 тыс. дел о взыскании страхового возмещения за 2012 г. отказ судами был зафиксирован лишь в 1,8% дел.

К тому же, страховщики ОСАГО, изобретающие способы выживания (навязывание к полисам ОСАГО допстраховок, перенесение центров урегулирования убытков в отдаленные населенные пункты и т.п.) оказались под пристальным вниманием антимонопольщиков, а новый мегарегулятор и вовсе объявил грядущую «зачистку» отрасли, призванную убрать с рынка значительную часть страховщиков.

На фоне таких реалий президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс высказал предположение о том, что нынешний год может стать роковым для половины компаний отрасли. Процесс, впрочем, уже начался: в ноябре рынок покинуло ОСАО «Россия» — страховщик, занимавший по итогам полугодия по сборам в ОСАГО 12-е место (объем сборов — более миллиарда рублей), еще несколько страховых компаний остаются в группе риска.

Все это ставит под угрозу существование компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА): по оценкам специалистов союза, выплаты только по обязательствам «России» могут составить до 34% от всех имеющихся накоплений, перекрыв «рекорд» «Росстраха» (напомним, по обязательствам этого страховщика фонд выплатил около 1,9 млрд. руб., долги «России» оцениваются в 1,6–2,3 млрд. руб.)

Приходится признать и другой факт: непрерывно твердя об убыточности автострахования, крупнейшие российские страховщики просто-таки увлечены страхованием автотранспортных рисков — это агентство Standard & Poor’s отметило еще в 2012 г. Так, если в портфеле обанкротившейся «России» на долю автострахования приходилось 60%, то у «АльфаСтрахования» этот показатель составлял 45%, у «Росгосстраха» — 54%, у «Ингосстраха» — почти те же 60%, а у «РЕСО-Гарантии» — и вовсе 63%.

По мнению же первого зама руководителя Службы Цетробанка по финансовым рынкам Владимира Чистюхина, страховщикам ОСАГО просто пора прекратить жаловаться на плохое государство, плохие суды и плохих потребителей и заняться совершенствованием собственного бизнеса.